Григорий Перельман: столкновение личности с эпохой
С каждым годом Перельман становился все более и более аскетичным. Те, кто побывал в его квартире, были поражены, как скромно она была обставлена. Его коллеги даже говорили, что он пытается свести жизнь к ряду жестких аксиом. Он любил быть один. Любил затаиться ото всех в темном зале Мариинского театра. Он был похож на Ньютона – такая же одержимость идеей, самодостаточность, пренебрежение к чужому мнению.
В 1992 году Перельмана пригласили провести семестр в Нью-Йоркском и Бруклинском университетах. Там он продолжал гнуть свою линию – все время носил один и тот же коричневый полосатый пиджак и сидел на диете из хлеба, сыра и молока. Любил гулять по Бруклину, где продавали черный русский хлеб. Он поразил своих новых знакомых длиной ногтей, которые выглядели, мягко говоря, необычно. Однажды он просто перестал их подстригать. «Если они растут, почему я должен их обрезать?» - объяснял свой внешний вид Перельман.
Ему несколько раз предлагали работу в Америке, но Григорий Перельман, отклонив их все, в 1995 году вернулся в Петербург. «Мне в России лучше работается», - говорил он. О деньгах никогда не думал. Он сказал коллегам, что того, что он заработал в Америке, хватит ему до конца жизни. И зарплата научного сотрудника – чуть больше двух тысяч рублей – его не пугала.
Сейчас Григорий Перельман живет вдвоем с мамой. Отец в 1993 году эмигрировал в Израиль. Мать уезжать отказалась. Они развелись. Младшая сестра тоже далеко. Закончив аспирантуру в Израиле, Елена вышла замуж и вслед за мужем отправилась в Швецию.
Отвергнутые премии Перельмана
От следующей награды – математической премии Европейского конгресса – Григорий Перельман уже отказался.«Он говорил мне, что считал эту работу незаконченной, - рассказывает Анатолий Вершик, - это странное решение. Оценка работы дается другими людьми. Закончена или нет – его личное мнение. Но люди не будут давать премию, если не считают нужным. Мне его отказ был особенно неприятен, потому что я был инициатором его выдвижения на эту премию».
Два года тому назад Григорий Перельман читал курс геометрии для студентов в Санкт-Петербургском государственном университете. Видно было, что «на него ходили», его лекции пользовались популярностью. Но в декабре прошлого года он неожиданно уволился из института. Незадолго до ухода из лаборатории геометрии и топологии он перевелся в лабораторию математической физики. Его громкое научное открытие – пограничная работа, которая одновременно имеет отношение к геометрии и к дифференциальным уравнениям.