Григорий Перельман: столкновение личности с эпохой

Наука
, Текст: Олег Горбатов
Трудно постижимые для нашего времени поступки российского математика Григория Перельмана, приковавшие к себе внимание и коллег, и обывателей, позволяют приблизиться к представлению о мотивах, движущих истинными учеными. CNews предлагает обратить внимание на процесс становления математика как личности. Осмысление и анализ этого процесса поможет лучше понять, почему в новой России никак не удается создать атмосферу научного творчества, и представить, в какой мере «золотые клетки» технопарков, возводимых нынче повсюду в России, способны помочь в этом.

Филдсовская премия – высшая награда для молодых математиков до сорока лет. Начиная с 30-х годов, ее получили 48 человек, из них 8 – российского происхождения. В этом году – небывалый случай. Награду присудили сразу двум россиянам: Григорию Перельману и Андрею Окунькову. Но – опять небывалый случай. Один из них отказался от награды, чем взбудоражил не только математическое сообщество. Самый популярный сейчас вопрос: «Почему Перельман отказался от миллиона?»

«Гриша будет строго спрашивать»

Первая награда нашла Григория Перельмана в 1982 году. Он стал призером международной школьной олимпиады по математике в Будапеште. Тогда Григорий Яковлевич еще был Гришей, учился в физико-математическом лицее и от наград не отказывался.

Математикой Григорий Перельман «заболел» еще в детстве. Сам он рассказывал школьным приятелям, что заразил его папа. Будучи инженером-электронщиком, он любил подкидывать сыну трудные задачки. А от знаменитого дедушки ему достался учебник «Занимательная физика».

«Гриша был старше Феди на два года, - рассказывает мама его друга детства Федора Назарова Людмила Васильевна, - однажды они ездили вместе в лагерь «Зеркальный». И там Федя сделал такую запись в своем дневнике: «Приезжает Гриша. Опять будет строго спрашивать». Во всем, что касалось математики, Гриша был безжалостным. Они читали серьезные книжки: разных философов, Марка Твена, Герберта Уэллса. Мотались вместе по городу на велосипедах. Гриша учился днем и ночью».

Гриша Перельман и Федя Назаров занимались вместе математикой в группе для одаренных детей во Дворце пионеров. Теперь Федор Назаров преподает в Мичиганском университете.

Остальные школьные приятели Перельмана тоже нашли себя за границей. Саша Васильев – в Америке, Саша Голованов – в Финляндии, Алексей Головин – в Аргентине.

«Хотя все его друзья покинули страну, Гриша никогда не хотел уезжать за границу, - говорит Людмила Назарова, - он всегда был оригинальным. Это выражалось и в том, что материальная сторона его никогда не интересовала, к сожалению. Только математика».

Увеличить

Григорий Перельман с одноклассниками

Григорий учился на одни пятерки. Единственный предмет, который ему никак не давался – это физкультура.

«Я убедила учителя физкультуры вместо тройки поставить ему четыре, - говорит Тамара Ефимова, директор физико-математического лицея № 239, преподававшая Григорию вычислительную математику, - но уговорить поставить пять, чтобы ребенок получил золотую медаль, которой он был достоин, не удалось. Он не прогульщик и не хулиган, он был просто рыхлый парень».

«Ни он, ни родители не суетились из-за того, что его «прокатили с медалью», - вспоминает Тамара Борисовна, - не пытались на него надавить, что достаточно часто бывает. Он был очень хорошо воспитан. Многое из того, что я рассказывала, Гриша уже знал. Многие дети, если они знают чуть-чуть больше, всегда стараются это показать, а он – никогда».