Григорий Перельман: столкновение личности с эпохой
Кроме математики у Григория была еще одна страсть – музыка. Он сам записался в музыкальную школу, играл на скрипке. С шести лет бегал в оперу.
«Это было мамино влияние, - улыбается Тамара Борисовна, - его мама, учитель математики, сама любившая музыку, учила его держать смычок. Он был все время погружен в себя, занят своими мыслями – этим он отличался от всех остальных. Часто «уходил в себя». Но при этом он не избегал общения. У него было достаточно друзей. Гриша не был ни вожаком, ни комсомольским активистом. Но к нему постоянно обращались с вопросами по математике».
У него была своя школьная компания, состоявшая в основном из таких же увлеченных «математиков». Младшая сестра Григория тоже училась в этой школе.
«Он не был хулиганом. А вот остальные его приятели были «шебутные», - рассказывает Тамара Ефимова. - Другого нашего выдающегося математика, Сашу Голованова, даже в комсомольцы не приняли, он так и закончил школу пионером. Я помню, как он скатывался по перилам во время занятий. Я говорю: «Саша, ты куда идешь?» А он: «Я отпросился», и погнал. А у нас такие лестницы, что можно и сковырнуться о каменные ступени. Когда я его увидела в полете, у меня сердце зашлось. Другой его приятель, Коля Шубин, из-за любви к науке лишился пальца. Учитель химии рассказал им на уроке, как сделать взрывное устройство. Тот сразу понесся экспериментировать. Взрывом ему оторвало палец на руке. Так он и ходил потом все время в перчатке. Гриша был самый спокойный из их компании».
Аскет и затворник
Следующую награду Перельман получил от Санкт-Петербургского математического общества в 1991 году за работу «Геометрия пространств Александрова». Ее он тоже принял.«Я его знаю с первого курса, - рассказывает Анатолий Вершик, главный научный сотрудник математического института Стеклова, президент Санкт-Петербургского математического общества, - я и до этого о Перельмане слышал. Мне рассказывали мои молодые коллеги, что есть такой «решатель задач». А тут я увидел его воочию. Я дал ему непростую задачу, которую он с ходу решил. Действительно, очень способный человек оказался».
Научным руководителем Перельмана был Юрий Бураго.
Григорий Перельман в школе
«Есть много очень способных студентов, которые сначала говорят, потом думают, - говорит Юрий Дмитриевич, - Гриша был другой. Он все тщательно обдумывал. Он всегда отвечал правильно, потому что много раз перепроверял свое решение».Коллеги говорят о Перельмане как об очень сосредоточенном, целеустремленном, сконцентрированном математике.
«Может быть, даже излишне сосредоточенном, - говорит Анатолий Моисеевич, - Нужно и отдыхать от работы. А он считал излишним отвлекаться на отдых».
В общем, заключают его коллеги, он был просто очень увлечен наукой и еще – «немножечко странный». «Как все сотрудники института Стеклова», - смеются они.