Статья

Наука расчищает "авгиевы конюшни" бюрократии

Наука

Часто новыми средствами автоматизируется исторически сложившийся «беспорядок» в социально-экономической сфере. Ситуацию, в которой сложившийся чиновничий образ действия цементируется, воплощаясь в новейших компьютерных коммуникационных системах, можно уподобить постановке телеги впереди лошади. Научная организация труда подразумевает скорее глубинную трансформацию существующих схем управления – подвиг, достойный Геракла.

Схем такого использования мобильных устройств может быть предложено множество даже без существенных усложений техники. Например, в первую половину каждого часа голосование за одного кандидата, во вторую – за другого. Кроме того, можно дать возможность желающим гражданам голосовать не анонимно и иметь возможность проверить в любой момент результаты собственного голосования. То есть традиционная оргструктура по организации выборов заменяется на новую, автоматизированную. Здесь традиционная сеть «контор» заменяется информационной инфраструктурой и если не исчезает полностью, то существенно сокращается.

Работающим примером таких новых организационных структур, где информация, ИТ-инфраструктура первична, а оргструктура вторична, являются телекоммуникационные компании, обеспечивающие работу упоминавшейся ранее сотовой связи, доступ в интернет и формирование на этой основе новых услуг. В таких предприятиях автоматизируется не «отдел», «управление», «предприятие» – сама организация изначально создается для осуществления заданных информационно-технологических функций.

Зависимость от информационных технологий таких компаний становится абсолютной, функционирование различных подсистем организации без них становится невозможным и теряет смысл. При этом технологические навыки ручной обработки информации устраняются и, возможно, полностью утрачиваются ввиду невозможности их осуществления в «ручном» режиме.

Концепция "одного окна" и ИТ-технологии

Мы неотвратимо идем в направлении, когда и в привычных, традиционных организационных структурах, например муниципальном, региональном и государственном управлении начнут доминировать подобные качества. В новой информационной инфраструктуре государства идентификация гражданина, его собственности будет автоматизирована. Документы будут существовать в электронной форме, а коммуникации с «виртуальной управленческой организацией» смогут осуществляться в автоматизированном режиме и не обязательно с помощью полноформатного компьютера. Очень многие функции смогут выполняться помощью наладонника, использования возможностей запрограммированного соответствующим образом обычного сотового телефона, других устройств, реализующих новых спектр функциональности.

Сейчас считается актуальным внедрение концепции «одного окна», когда посетитель обращается к единственному чиновнику для решения вопроса в некоторой ситуации. Этот чиновник принимает все необходимые документы и через оговоренное время возвращает документы, являющиеся решением для заявителя в ситуации. Подробности обработки документов, возникающее при обработке информации взаимодействие управленческих структур скрыты от заявителя и не отнимают его времени, а он, соответственно, не занимает время чиновников. То есть налицо подход к «упрощению интерфейса» между гражданином и управленческими структурами.

Следует отметить, что внедрение «одного окна» проходит не без проблем, поскольку затрагивает интересы традиционных управленческих структур. Чиновники желают пообщаться с заявителем, как в силу неоднозначностей в существующих бизнес-процессах, так и по другим причинам, которые назовем «человеческим фактором». К ним относятся, например, сознание собственной значимости, а также, возможно, и корыстные интересы. Основные усилия в процессе внедрения «одного окна» оказываются направлены на «притирку» этих интересов, обеспечивающих сохранение в новой технологической среде существующего «статус-кво». Такой подход представляется недостаточно продуктивным, поскольку не решает существа проблемы – не предполагает использования новых технологических возможностей.

Представляется, что совсем скоро станет актуальной и будет решаться не «проблема одного окна», а «проблема ликвидации последнего окна» в государственных и иных «присутственных местах». Станет очевидной необходимость использования новых технологий в повседневной управленческой деятельности.

Формирующаяся инфраструктура позволит принимать решения по многим вопросам в полностью автоматизированном режиме. Присутствие заявителя в процессе подачи заявлений окажется анахронизмом – описать ситуацию и подать запрос в соответствующую организацию, получить (и оспорить в случае необходимости) ответ он вполне сможет дистанционно. При этом надежность и «устойчивость к помехам» такого взаимодействия может быть даже выше, чем в традиционном случае. Степень достоверности информационного обмена может быть увеличена, например, использованием альтернативных технологий, а также специальных методов обработки и хранения информации. Действия сторон при решении вопросов в ситуации могут подробно протоколироваться в отличие от существующей ситуации, когда многие аспекты ситуации сообщаются «на словах» и оставляют возможности для произвольного толкования сторонами.

Хочу подчеркнуть, что сказанное выше не означает единовременного отказа от существующих «ручных» бизнес-процессов и «АРМ-ов чиновника». Более того, представляется целесообразным прогнозировать функционирование социально-экономической системы в условиях «ИТ-апокалипсиса», когда новая инфраструктура по каким-то причинам откажется работать. То есть необходимо предусматривать альтернативные варианты функционирования и возможность «отката» информационных технологий на предыдущий или какой-то другой уровень в случае фатальных перебоев в работе новой системы.

Однако в целом тенденция развития в перспективе – замена «столов» и «окон» их виртуальными аналогами.

Леонид Рейнгольд