Статья

Наука расчищает "авгиевы конюшни" бюрократии

Наука

Часто новыми средствами автоматизируется исторически сложившийся «беспорядок» в социально-экономической сфере. Ситуацию, в которой сложившийся чиновничий образ действия цементируется, воплощаясь в новейших компьютерных коммуникационных системах, можно уподобить постановке телеги впереди лошади. Научная организация труда подразумевает скорее глубинную трансформацию существующих схем управления – подвиг, достойный Геракла.

В частности, не получило еще повсеместного распространения использование интернета с помощью мобильных устройств. В самом начальном этапе развития находится внедрение систем спутникового позиционирования, на начальной стадии внедрения находятся электронные документы. Появление новых технических возможностей приведет к возникновению новых, неосознанных пока потребностей, ориентированных на массовую аудиторию. Можно предположить, что нас ожидают радикальные изменения в социально-экономической сфере, в том числе в способах взаимодействия человека с коммерческими и государственными структурами.

Уже осознается необходимость дополнительной защищенности инфраструктуры территориально-распределенных мобильных компьютерных технологий. Они все чаще начинают использоваться как основа для платежных систем, авторизации в различных задачах, как доказательственная база в правовых и экономических взаимоотношениях, основа для основной производственной деятельности.

Одна из основных проблем не техническая, а то, что сейчас новые технологии встраиваются в старые общественные механизмы. Традиционные технологии живут своей «жизнью», их функциональность реализуется людьми, которым объективно нежелательно что-либо менять. Можно предположить, что более эффективным окажется формирование новых механизмов, замещающих устаревшие.

Например, современные технологии в различных формах начинают интенсивно внедряться в сферу управления государством, изменяя традиционные способы управления. При этом происходит не просто совершенствование имеющихся технологий, а может изменяться сама сущность функционирования управленческих структур. Это явление не вполне осознано, поэтому остановимся на его рассмотрении более подробно.

Человек уже сейчас может решать свои повседневные проблемы и участвовать в управлении государством с использованием телекоммуникационной инфраструктуры, находясь практически в любой точке земного шара. При этом соблюдение интересов человека может быть обеспечено настолько подробными средствами контроля, насколько он сам с ними согласен.

Не обязательно лично являться в учреждение для решения каких-либо проблем - можно обратиться туда с помощью мобильного устройства или личного компьютера. Авторизация доступа может не ограничиваться вводом имени и пароля, могут регистрироваться местоположение обратившегося, использоваться для перекрестного контроля другие средства авторизации (электронные документы, кредитные карточки и др.). Действия обоих сторон могут протоколироваться, в том числе и на стороне клиента, исключая монополию «стороны сервера» на детальную регистрацию элементов взаимодействия.

Для реализации рассмотренных положений необходимы новые концептуальные, методические, технологические решения. Однако следует отметить, что «техническая база» для таких нововведений уже практически сформирована или близка к формированию.

Часто новыми средствами автоматизируется исторически сложившийся раньше «беспорядок» в социально-экономической сфере. То есть новые технологии «встраиваются» в существующие организационные структуры, что далеко не всегда является оправданным. Во многих случаях намного эффективнее заменить существующие архаичные способы работы с информацией новыми, исключающими лишние звенья в управлении. Это позволит преодолеть «закон неубывания» количества клерков и бумаг в процессе обработки информации.