В лингвистике сделано открытие фундаментальной значимости

Наука
Британские психологи и лингвисты обнаружили связь между фонетикой и грамматическим значением слова, что существенно меняет наши представления об особенностях восприятия речи человеком, происхождении слова и психологии человека вообще.

Долгое время считалось, что в целом фонетический "рисунок", произношение слова никак не связано с его значением (за отдельными исключениями).

Тем не менее, последние исследования показывают, что «звучание» существительных и глаголов принципиально отлично. Они выполнены пока что на лексическом материале лишь английского языка, однако можно предположить, что выявленные особенности могут быть характерны и для других, если не для всех, языков. Новое открытие не только позволит по-новому взглянуть на происхождение языка, но и способно дать ответы на вопросы фундаментальной для человечества значимости - например, о происхождении языка вообще.

Авторы работы, опубликованной в британском издании Proceedings of the National Academy of Sciences – профессор, руководитель лаборатории когнитивной психологии Корнуэлльского университета Мортен Криситиансен (Morten Christiansen), его аспирант Томас Фармер (Thomas Farmer) и сотрудник британского университета Йорка Падраик Монахан (Padraic Monaghan).

«Нами показано, что само звучание слова говорит нам, как именно оно используется, - поясняет профессор психологии Корнуэлльского университета Мортен Криситиансен (Morten Christiansen). – В частности, оно сообщает нам, является ли слово глаголом или существительным, и этим определяется характер работы со словами».

Ученые проанализировали звучание более чем 3 тыс. слов английского языка. Слова эти были классифицированы по нескольким признакам в соответствии с их фонетическими особенностями – особенностями их произношения.

«Это дало нам возможность расположить слова в многомерном фазовом пространстве, - пояснил проф. Кристиансен. – Каждое слово было представлено точкой в особом условном – фонологическом пространстве».

Затем были определены относительные расстояния между словами в этом пространстве.

Оказалось, что и существительные, и глаголы образовали в «фонетическом» пространстве свои собственные группы, так что средняя «удаленность» слов в пределах одной группы была меньшей, чем между ним и представителем другой группы. 65% всех существительных соседствовали с другим существительным, близкое значение характеризовало и глаголы.

Следующим этапом исследования, сообщает Live Science, стала демонстрация того, что данное различие не носит случайный характер, но в действительности используется человеком в процессе анализа речи. Для этого группе испытуемых было предложено читать вслух последовательность появляющихся на экране компьютера одно за другим слов. Экспериментаторы определяли, сколько уходит времени на прочтение и произнесение вслух каждого слова.