Статья

Вспышки сверхдальних магнитаров могут испортить климат на Земле

Исследования особого класса нейтронных звезд – магнитаров – имеет не только академический интерес. Сверхмощные гамма-вспышки способны оказать непосредственное воздействие на климат нашей планеты. Российским ученым из физико-технического института им. Иоффе удалось зарегистрировать гамма-всплеск, который может оказаться ультрамощной вспышкой далекого магнитара.

В наши дни большинство астрофизиков полагает, что источниками МПГ являются так называемые магнитары – нейтронные звезды, чья активность питается энергией, запасенной в их мощнейшем магнитном поле. Хрестоматийным примером объектов с очень сильным магнитным полем являются другие нейтронные звезды - радиопульсары. Тем не менее, мощность магнитных полей магнитаров превосходит типичные для радиопульсаров значения в сотни и тысячи раз.

Первый МПГ был зарегистрирован в 1979 году. Тогда важнейшие результаты были получены группой советских ученых под руководством Евгения Мазеца из ФТИ им. Иоффе, проводивших наблюдения с помощью установленных на межпланетных станциях «Венера» приборов. Сегодня аппаратура, разработанная этой группой в рамках эксперимента «Конус», работает на ряде отечественных и зарубежных спутников. Один из них установлен на американском спутнике Wind. Очень мощный всплеск гамма-излучения был зарегистрирован в декабре 2004 года. Однако год спустя произошло еще одно интересное событие, позволившее впервые «локализовать» загадочный источник.

Первая весть от магнитара

В ноябре 2005 года российский прибор, установленный на борту Wind, зарегистрировал всплеск гамма-излучения, получивший обозначение GRB 051103. Открытие было подтверждено другими исследовательскими группами – кроме «Конуса» на борту Wind, всплеск увидела также аппаратура спутников HETE-2, Mars Odyssey, Swift, RHESSI. Всплеск GRB 051103, обнаруженный в ноябре 2005 года российским прибором, относился как раз к коротким всплескам. Однако исследования показали, что в данном случае речь идет о весьма специфическом механизме вспышки.

Еще в 80-е годы обсуждалась возможность того, что гигантские вспышки далеких магнитаров могут наблюдаться как короткие гамма-всплески. Однако тогда еще не знали об ультрамощных вспышках, подобных наблюдавшейся в декабре 2004 года, когда практически все приборы, наблюдавшие всплеск в гамма и рентгеновском диапазонах, на короткое время «ослепли».