Статья

Вспышки сверхдальних магнитаров могут испортить климат на Земле

Исследования особого класса нейтронных звезд – магнитаров – имеет не только академический интерес. Сверхмощные гамма-вспышки способны оказать непосредственное воздействие на климат нашей планеты. Российским ученым из физико-технического института им. Иоффе удалось зарегистрировать гамма-всплеск, который может оказаться ультрамощной вспышкой далекого магнитара.

Переменчивый гамма-лик Вселенной

Исследования электромагнитного излучения за пределами видимого глазом диапазона длин волн представляют одну из наиболее интересных и «перелистываемых» на наших глазах страниц книги знаний о Вселенной. Долгое время о возможностях, которые откроет перед человечеством всеволновая астрономия, люди могли только догадываться. Все изменилось 49 лет назад – с началом космической эры.

Космические вспышки в самой «жесткой» области электромагнитного излучения – гамма-области – были зарегистрированы практически сразу, как только космические аппараты приступили к исследованию Вселенной за пределами земной атмосферы. Открытия новых источников посыпались как из рога изобилия – лик Вселенной в гамма-излучении оказался на редкость переменчивым.

Быстро выяснилось, что сами по себе гамма-всплески – не редкость. Сейчас их регистрируют примерно по одному в день. Впервые гамма-всплески были обнаружены в 60-е годы благодаря появлению искусственных спутников Земли совершенно случайно благодаря работе американских спутников-шпионов. Эти аппараты должны были регистрировать гамма-излучение возникающее при при испытании ядерного оружия – однако оказалось, что видят они не только наземные вспышки, но и нечто, приходящее из космоса.

Около 30 лет природа гамма-всплесков оставалась одной из самых сложных проблем в астрофизике. Для ее объяснения было выдвинуто множество гипотез. Авторы разных гипотез «помещали» источники космического гамма-излучения то в пределах Солнечной системы, то относили их на дальние пределы видимой части Вселенной. И только в 1997 году удалось показать, что такие вспышки происходят в глубоком космосе, в далеких галактиках на расстояниях в миллиарды световых лет от нас.

Большая часть гамма-всплесков относится к так называемым «длинным». Они длятся в среднем несколько десятков секунд. Современная теория связывает их с конечными стадиями эволюции самых массивных звезд, превращающихся в конце своей жизни в черные дыры. Реже встречаются короткие – так называемые GRB-вспышки, их продолжительность составляет около секунды. Такие вспышки сейчас объясняют слияниями двойных нейтронных звезд.

Нейтронные звезды: далекие и непредсказуемые

В последние годы ученые зарегистрировали целый ряд мощных и непредсказуемых вспышек, ассоциируемых с нейтронными звездами. Одними из наименее предсказуемых объектов во Вселенной являются нейтронные звезды, продуцирующие мягкие повторяющиеся гамма-всплески (МПГ). Эти звезды, даже находясь на расстояниях в тысячи световых лет, способны своей активной жизнью оказывать влияние на нашу планету – например, на степень ионизации в верхних слоях атмосферы Земли.