Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Пример решения: Модернизация и расширение корпоративной сети «Казаньоргсинтез»

Одним из наиболее крупных проектов компании «Белтел» за последнее время стала модернизация и расширение корпоративной сети связи ОАО «Казаньоргсинтез», которая обслуживает почти 3000 абонентов. В рамках проекта была организована крупнейшая среди российских предприятий сеть IP-телефонии на базе оборудования корпорации Nortel. Проект реализован по контракту с компанией ОАО «ИнтелСет», г. Казань.

Вложения в организацию системы связи предприятия не всегда легко оценить, тем не менее, очевидно, что связь на предприятии должна функционировать круглосуточно, обеспечивать высокую разборчивость речи, помехозащищенность, скорость набора номера.

Предприятия, эксплуатирующие устаревшее оборудование, сталкиваются с рядом проблем, основной из которых является надежность. К концу срока эксплуатации затраты на «латание дыр» в системе связи начинают заметно влиять на бюджет расходов предприятия. Кроме того, внедрение любой дополнительной функции сопровождается рядом трудностей, которые ставят под сомнение эффективность внедрения. При худшем варианте модернизация сети предприятия «замирает» до первого серьезного кризиса, после которого принимаются экстренные, но не всегда верные, решения.

Существует другой путь развития – «интенсивный», при котором ни одна из частей системы не должна выбиваться из общей политики развития. Справедливой в данном случае является известная пословица «где тонко, там и рвется», согласно которой при полностью налаженном производственном процессе система, которую оставили «до лучших времен» в самый неожиданный момент снизит уровень всех систем до собственного. Интенсивный путь развития предполагает включение всех систем предприятия в единую стратегическую концепцию.

Проекты, реализованные «Белтел», свидетельствуют об успешности такого подхода. Одним из наиболее интересных примеров является модернизация корпоративной сети  ОАО «Казаньоргсинтез».

Характеристика предприятия

ОАО «Казаньоргсинтез» является одним из крупнейших предприятий химической отрасли России. Предприятие было создано в 1950-х годах. Первая партия продукции была выпущена в 1963 году. Территория «Казаньоргсинтез» составляет 4,2 км2 (единая промышленная площадка). На предприятии работает более 7000 человек.

«Казаньоргсинтез» состоит из следующих производств, имеющих общую транспортную, энергетическую и телекоммуникационную инфраструктуру:

  • Завод этилена (включая производство фенола и ацетона);
  • Завод по производству и переработке полиэтилена низкого давления (ПППНД);
  • Завод полиэтилена высокого давления (ПВД);
  • Завод органических продуктов;
  • Завод по производству азота, кислорода и холода;
  • Завод по подготовке и проведению капитального ремонта;
  • Вспомогательные производства.

Основными видами производимой продукции являются: этилен, полиэтилен высокого и низкого давления, окись этилена, фенол-ацетон и полиэтиленовые трубы.

Ежегодно ОАО "Казаньоргсинтез" производится более 1 млн. тонн химической продукции и является крупнейшим по производству полиэтилена низкого и высокого давления, газопроводных полиэтиленовых труб, фенола, ацетона, охлаждающих жидкостей, химических реагентов для добычи нефти и осушки природного газа. Номенклатурный ряд товарной продукции включает свыше 300 различных марок. Отгрузка продукции осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. Свыше 20% произведенной продукции экспортируется. Система качества сертифицирована по системе ГОСТ-Р ИСО 9001-2001 и системе международного стандарта МС ISO 9001-2000.

Общая стратегия ОАО «Казаньоргсинтез» направлена на дальнейшую трансформацию в компанию международного уровня, которая по уровню рыночной стоимости и основным финансово- экономическим показателям будет соответствовать ведущим химическим предприятиям мира.

Основными элементами стратегии развития ОАО "Казаньоргсинтез" являются:

  • увеличение производственных мощностей и расширение сферы деятельности в сторону производства продукции высоких переделов, сохраняя свои позиции одного из самых передовых производителей в мире;
  • повышение эффективности сбыта продукции за счет экспорта и прямых продаж конечным потребителям, на основе взвешенной ценовой политике и осуществления комплекса мер по расширению рынка своей продукции.

Выбор оптимального варианта модернизации

Телекоммуникационная сеть ОАО «Казаньоргсинтез» до текущего (второго) этапа модернизации уже находилась на хорошем техническом и организационном уровне и состояла из одной УПАТС Meridian 1 Opt. 61С и трех Opt. 11С производства Nortel.

Бурное развитие ОАО «Казаньоргсинтез», связанное со строительством новых производств, реконструкцией действующих, смена стиля и методов хозяйствования общества потребовало расширения телекоммуникационной сети, в частности, телефонной связи, внедрения дополнительных сервисных возможностей УПАТС, потребности в абонентской базе оценивались в 500 – 700 новых номеров. В дополнение к этому, планировалось увеличение количества потоков к корпоративному оператору связи ОАО «Интелсет».
В связи с тем, что существующая сеть ОАО «Казаньоргсинтез» на базе УПАТС Meridian 1 Opt. 61С исчерпала свои технические возможности по расширению номерной емкости и межстанционных связей, возникла необходимость в ее реконструкции; был проведен ряд совещаний специалистов ОАО «Кзаньоргсинтез», ОАО «Интелсет» и ЗАО «Белтел» по выбору технических решений.

Рассматривались два варианта увеличения емкости станционных и межстанционных портов:

1. Реконструкция на базе традиционной телефонии

а) замена центральной УПАТС Meridian 1 Opt. 61С на Opt. 81С.
б) установка дополнительных кабинетов для расширения абонентской емкости Opt. 81С.
в) прокладка дополнительных медных кабелей абонентской сети (наряду с ВОЛС) от АТС до заводоуправлений.
г) установка дополнительных кабинетов для расширения абонентской емкости Opt. 11С.
д) прокладка медных кабелей абонентской сети сверх запланированных для реконструкции производств.
В процессе рассмотрения, выявились недостатки такого подхода:
а) Необходимость расширения магистральной сети.
б) Невозможность дальнейшего развития (внедрения дополнительных телефонных сервисов на данной платформе со временем будет приостановлено, все сервисы переводятся на платформу IP).
в) Жесткая привязка телефонного аппарата к линии (от рабочего места до станции).
е) Более дорогое решение при расширении сети.

Единственным относительным «достоинством» можно было считать, что для обслуживания абонентской сети не потребуется повышения квалификации персонала. Но для ОАО «Казаньоргсинтез» с его развитой системой повышения квалификацией кадров, это также стало недостатком.

2. Реконструкция на базе IP-телефонии

а) Модернизация (upgrade) платформы сети УПАТС с Meridian 1 (версия ПО 25.40) до IP платформы Communication Server 1000M (версия ПО Succession 4.5), используя маркетинговую программу Nortel, связанную с бесплатной заменой процессорного оборудования и программного обеспечения при развитии сети с использованием IP-технологий.
б) Установка дополнительного оборудования ядра сети.
в) Замена оборудования в административных зданиях на IP.

Достоинства реконструкции на базе IP-телефонии выявились сразу:

а) Расширение функциональности УПАТС.
б) Меньший объем вложений на последующее расширение сети.
в) Рациональное использование магистралей кабельной сети.
г) Мобильность абонентов при смене рабочих мест (нет необходимости перекроссировки линий телефонов).

В итоге руководством предприятия был выбран второй вариант. Было решено выделить на транспортной сети подсети IP-телефонии с активным оборудованием производства фирмы Nortel.

Объединение администрирования двух совершенно разных сетей передачи данных и передачи голосового трафика с различными задачами и различными сервисными приложениями на крупном предприятии нецелесообразно, так как оно поведет за собой множество проблем в процессе функционирования каждого рабочего места. Основная причина выделения подсети - разделенная ответственность за обслуживание одной рабочей точки, объединение же целесообразно вести только на уровне транспортной сети, с разделенным администрированием и разделенным активным оборудованием.

Сеть связи Nortel на базе технологии IP полностью соответствует требованиям надежности, доступности и непрерывности телефонной связи, составляет основу внедрения перспективных методов коммуникаций (видеосвязь, видеоконференции, мультимедийные сообщения), сохраняет и использует уже существующее оборудование и приложения (голосовая почта, конференц-связь, DECT, система информационных сообщений), сохраняя сделанные инвестиции.

Решение

Для расширения сети и запуска IP-телефонии существующая УПАТС Meridian 1 Opt. 61C была модернизирована до уровня новейшей разработки Nortel Communication Server 1000M Multi Group (версия ПО S.4.5) с двумя новыми процессорными модулями на базе Pentium IV и двумя сигнальными серверами, работающими в режиме «горячего резерва». Это первый опыт внедрения системы данной версии ПО и процессорных модулей этой модификации в России. Инсталляция была проведена всего через 10 дней после официального выхода сертификата в области связи ОС-1-У-0014 на Communication Server 1000M.
Остальные станции сети также были модернизированы до версии ПО S4.5 c заменой или добавлением аппаратной части там, где это было необходимо. Благодаря философии «evergreen» корпорации Nortel, в систему связи было просто добавлено оборудование, которого в 2002 году еще не существовало. Эта философия позволяет сегодня смотреть вперед на несколько лет, когда востребованные на ОАО «Казаньоргсинтез» технологии, например, протокол SIP и основанные на нем приложения, смогут легко быть запущены на действующей сети связи.

«Белтел» и ОТКС ОАО «Казаньоргсинтез» разработали технологию перехода на новую версию ПО и оборудования, благодаря чему работа сети связи не прерывалась.
Тарифная политика Nortel и «Белтел», направленная на максимально выгодное для заказчиков внедрение новых технологий, позволила ОАО «Казаньоргсинтез» сэкономить более 3 млн. рублей, поскольку по контракту оплачивалось только оборудование для расширения сети и запуска новых функций, а новые процессоры и ПО для модернизации существующих станций предоставлялись на основе специальных условий.
Для подключения IP-телефонов создана сеть Ethernet Layer 3. В качестве резервированного ядра применены два коммутатора Nortel ERS8600 (Passport 8600) с новейшими процессорами, поддержкой QoS, стандартных протоколов и технологий SMLT и DMLT объединения и восстановления маршрутов за время порядка 50мс, что позволяет сохранить все голосовые соединения при любых условиях. Распределительная сеть построена на 12 коммутаторах также третьего уровня Nortel ERS5520 (BayStack 5520) с приоритезацией голосового трафика, скоростью соединения до 1Гбит для существующих и будущих приложений, и питанием по витой паре, к которым подключаются IP-терминалы серий 2001, 2002, 2004, 2007, 2033, 1120 и 1140.

Достоинствами построенной системы стали:

  • «Горячий» резерв IP-сети на уровне Layer 2;
  • Настройка протоколов SplitMLT (уровень Layer 2), обеспечивающих резервирование, намного проще настройки протоколов резервирования Layer 3;
  • Автоматическая балансировка нагрузки между резервированными узлами сети распределения ERS8610;
  • Восстановление связи менее 1 секунды без прерывания разговора;
  • Единое управление для всех сегментов телефонной сети - традиционной и IP;
  • Обеспечение надежности с «горячим» резервом с различными типами оконечных коммутаторов;
  • Защищенное резервированное подключение серверов с балансировкой нагрузки;
  • Полное резервирование ядра и выделенной сети IP;
  • Сохранение инвестиций в сеть связи.

Также в рамках данного проекта были поставлены следующие системы: Optivity NMS и OTM уровня Premium для управления и администрирования сетью (TDM и IP); мобильный 2-канальный контрольно-измерительный комплекс Anytest производства компании Linkbit, служащий для обслуживания и контроля характеристик; биллинговая система Phonekeeper 6.0 производства компании «Т-Софт-Биллинг и технологии» для гибкой адаптации к сложным видам записей о вызовах и очень высокой скоростью их обработки. Кроме того, БЕЛТЕЛ произвел модернизацию и настройку систем MIRAN и MICB, и произвел инсталляцию сетевой системы голосовой почты и универсальных сообщений Call Pilot 4.0 повышенной емкости с RAID-массивом для высокой надежности работы данного критически важного приложения и защиты от потерь информации.

Важную роль в реализации проекта сыграли специалисты отделов телекоммуникационных систем (ОТКС) и капитального строительства (ОКС) ОАО «Казаньоргсинтез». Для повышения квалификации и объективной оценки проекта за период реализации проекта специалистами ОТКС было прослушано в общей сложности 8 курсов в Учебном центре «Белтел», авторизованном УЦ Nortel. После завершения инсталляции, в январе 2006 года «Белтел» провел выездные курсы сертифицированного обучения Nortel по оборудованию ERS8600 (Passport 8600) на территории ОАО «Казаньоргсинтез». Высокая квалификация инженеров ОТКС позволила успешно ввести все системы в эксплуатацию, обслуживать их, эффективно решать возникающие задачи собственными силами, правильно оценивать ситуацию в случае обращения в службы технической поддержки «Белтел» и Nortel.

Заключение

В настоящее время корпоративная сеть ОАО «Казаньоргсинтез» является одной из наиболее современной в России. Реализация проекта позволила:

  • эффективно модернизировать существующую сеть до текущего уровня развития оборудования и программного обеспечения, сохранив сделанные ранее инвестиции;
  • развивать сеть с использованием самых передовых технологий связи с гарантиями качества и надежности, предоставляемыми компанией NORTEL;
  • обеспечить внедрение дополнительных приложений связи и телекоммуникационных сервисов для поддержания высокого статуса ОАО «Казаньоргсинтез».

Реализация программы по полной реализации плана внедрения и развития системы будет идти до 2007 года.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS