Заурбек Алехин: Профессионалами ITSM становятся только при получении опыта выполнения реальных проектов
По мере развития общей тенденции к увеличению инвестиций в ИТ,
CNews.ru: Модель ITSM относительно недавно получила известность на российском рынке. Сейчас уже есть ряд прецедентов, когда российские компании берут на вооружение эту концепцию, можно ли в этой связи говорить о скором наступлении бума ITSM среди отечественных корпораций, стремящихся упорядочить работу своих
Григорий Попов: Пока что речь не
С другой стороны, популяризации ITIL способствует все более активное продвижение на российском рынке западных компаний, которые, в свою очередь, привносят знания об ITSM и ITIL. Конечно, это не бум, но рост осведомленности рынка по этому направлению, безусловно, наблюдается. Этому процессу пытаемся со своей стороны способствовать и мы, публикуя статьи, выступая с разъяснениями относительно подходов, описанных в ITIL, и их пользы для любой крупной российской компании.
CNews.ru: На ваш взгляд, какого рода компании на российском рынке наиболее заинтересованы во внедрении процессов ITIL? Какова будет отдача от перехода к новому методу работы с учетом российской специфики?
Григорий Попов: В первую очередь те, кто задумывался о стоимости информационных технологий или о том, насколько оправданы инвестиции в них. Те, кто хотят упорядочить взаимодействие со своими
Заурбек Алехин: Конечно, это не самый дешевый подход к организации работы
CNews.ru: Как, на ваш взгляд, можно оценить отдачу от подобных проектов?
Заурбек Алехин: Все зависит от того, что считать отдачей. Например, можно расценить как отдачу хорошо налаженную работу
CNews.ru: Насколько востребованы отечественными компаниями рекомендации ITIL? В перспективе на ближайшие годы, ожидается ли возрастание спроса или, наоборот, следует быть готовым к насыщению рынка или «разочарованию» в западной методике, мало приспособленной к российским условиям?
Заурбек Алехин: Еще 3 года назад это явление вызывало на отечественном рынке непонимание, а сейчас мы видим обратную ситуацию появился неподдельный интерес к ITIL. За 3 года резко увеличилось число слушателей курсов по этой тематике, появились сертифицированные специалисты. Мы ощущаем рост интереса и непосредственно на своей деятельности: по количеству вопросов, по количеству встреч с потенциальными заказчиками, по общению с уже существующими клиентами, которых заинтересовало это новое направление. Мы ожидаем, что в ближайшее время интерес так и будет возрастать.
CNews.ru: Какова специфика внедрения процессов ITIL в рамках российской компании?
Григорий Попов: Ситуация такова, что, с одной стороны, спрос рождает предложение, с другой стороны, предложение рождает спрос. До тех пор, пока люди не знали, что такого рода услуги в принципе оказываются и что таким образом можно построить работу
Тем не менее, нужно понимать, что ITIL это не панацея. Мы можем провести здесь аналогию с системами контроля качества. Сертификация по ИСО 9000 дает компании ряд рутинных процедур, которые гарантируют ровное качество оказываемой услуги или выходящей на рынок продукции. Однако сама по себе сертификация еще не гарантирует хорошего качества. Точно так же ITIL сам по себе еще не гарантирует налаженных
Заурбек Алехин: Здесь нужно понять главное ITIL не говорит, как внедрять. По большому счету, ITIL даже не говорит, что именно внедрять в конкретной компании. ITIL говорит только о том, как в принципе должна быть построена работа подразделения. Внедрение любого
Григорий Попов: Скажем так, специфика от проекта к проекту важнее, чем влияние географического или национального факторов. Даже в рамках одного направления бизнеса, например, у двух нефтяных компаний, все равно будут разные проекты, в процессе реализации которых самое сложное заставить, мотивировать или убедить людей работать
CNews.ru: Насколько велико сейчас число участников рынка, которые могут выступить экспертами в данной области?
Заурбек Алехин: В настоящий момент число готовых специалистов можно пересчитать по пальцам. Я говорю о тех, кто действительно достаточно глубоко понимает эту тематику. Разумеется, численность компаний, уверенных, что они правильно строят и внедряют рекомендованные процессы, гораздо больше. Однако у нас есть некоторые сомнения в адекватности их действий стандартам ITIL. В любом случае, в ближайшее время мы ожидаем роста числа специалистов и, по возможности, будем этому содействовать.
Григорий Попов: Обучение по данному направлению в разных учебных центрах прошли, вероятно, уже несколько сотен специалистов. При этом полноценных «
Заурбек Алехин: Должен отметить, что курсы по основам ITIL представляют собой вводный материал, не ориентированный на создание профессионалов. Здесь я согласен с точкой зрения некоторых западных консультантов, что профессионалами становятся только при получении опыта выполнения реальных проектов, либо реального руководства
CNews.ru: Существует ли, по вашим данным, статистика относительно количества российских компаний, использующих в своей работе ITIL?
Заурбек Алехин: Число завершенных крупных проектов составляет в данный момент порядка 10. Разумеется, число компаний, которые активно работают в этом направлении, существенно больше. Но не все стремятся открыто об этом заявлять. Полагаю, что уже в следующем году мы будем говорить о десятках проектов подобного рода.
Григорий Попов: Мы всегда имеем дело с двумя цифрами. С одной стороны, это количество громко объявленных проектов, о которых информация, как правило, активно распространяется больше по инициативе консультанта, чем
CNews.ru: Какие альтернативы
Григорий Попов: Это иллюзия, что здесь существуют альтернативы. Когда процесс распространения ITIL только начинался, компании уровня IBM утверждали, что анализ работы 56 тыс. европейских предприятий не показателен. В частности, они ссылались на американскую специфику и свой собственный опыт организации работы. Однако жизнь все расставила на свои места. И за последние
Говоря об иллюзии альтернативы, я исхожу из того факта, что ITIL это не философия, а чистая практика. Изначально была проведена огромная рутинная исследовательская работа, на основе которой потом были сформулированы принципы и подходы. Эти принципы и подходы работают везде, давая стабильно положительный эффект. Вполне вероятно, можно придумать
Заурбек Алехин: Если говорить о MOF (Microsoft Operations Framework) как о своеобразной альтернативе, то в данном случае мы имеем дело с адаптацией и расширением идей ITIL для компаний, использующих преимущественно технологии Microsoft. Те вопросы и процессы ITIL, которые зависят от инфраструктуры, были существенно доработаны Microsoft с учетом его внутренних знаний, опыта применительно к собственным технологиям.
CNews.ru: В чем, на ваш взгляд, принципиальное преимущество метода ITSM? Почему на российском рынке сейчас издается именно переведенный ITIL, а не другие аналогичные стандарты? Можно ли утверждать, что ITIL в итоге станет основным стандартом организации работы
Заурбек Алехин: Напоминаю, что ITSM это принципиальный подход к
Григорий Попов: Действительно, мы достаточно долго вели переговоры с разными подразделениями британского правительства и общественными организациями. Британцы, являющиеся правообладателями оригинального издания, в первую очередь, опасаются потери качества при переводе. Это важный момент поскольку речь идет о корректности терминологии. Кроме того, британская сторона выставила жесткие требования к определенному виду бумаги, определенному типу шрифта, определенному качеству полиграфии.
По результатам проделанной работы вы рассчитываем на то, что будет, наконец, выработана единая терминология. Год назад мы инвестировали существенные временные ресурсы в то, чтобы составить глоссарий терминов. Затем вносили необходимые изменения, с учетом поступавших комментариев. И сейчас мы уверены в том, что наше предложение относительно применения терминов ITIL обосновано, поскольку представляет собой не личное мнение
Заурбек Алехин: После того как появится переведенное издание библиотеки ITIL на русском языке, можно будет говорить о буме. Сейчас определенным тормозом роста популярности идей ITIL на российском рынке является языковой барьер. При прочих равных английским языком в нашей стране владеет не такой уж большой процент специалистов. Кроме того, мы рассчитываем, что российское издание будет дешевле и это также будет стимулировать продвижение стандарта.
CNews.ru: Спасибо.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a728