Статья

Война поисковых систем

Интернет Наука Техника Веб-сервисы

В текущем году хитом китайского интернета, бесспорно, станет поисковый движок. Недавно было официально заявлено о запуске интеллектуальной китайскоязычной поисковой машины третьего поколения. Но еще накануне лета была отмечена первая попытка выхода Google на рынок платных услуг в Китае. Почти в то же время, проправительственный китайский поисковый альянс China Search официально объявил о запуске рейтингового поиска и открыто выступил против готовящейся экспансии Google. В Поднебесной разгорается война поисковых систем.

В 2001 году хитом китайского интернета1 был электронный бизнес, в 2002 г. - широкополосный доступ. В текущем году поисковые системы вне конкуренции. В китайском рейтинге самых полезных интернет-инструментов, поисковые сервисы занимают второе место, после электронной почты.

Старт китайского поисковика третьего поколения

В конце августа компания HC International Information, крупнейший китайский разработчик поисковых технологий, совместно с China.com.cn, провела в Пекинском Гуобин-отеле пресс-конференцию. Здесь было официально объявлено о запуске интеллектуальной китайскоязычной поисковой машины 3-го поколения HC.

По словам руководителя проекта г-на Чена, в HC впервые были объединены технологии автоматического дифференцирования, анализа содержания на китайском языке и распознания области поиска, сообщает UNIVERSALPARTNER.Ru со ссылкой на китайскую версию Tech.sina.com.cn. Кроме отличной скорости поиска и высокой частоты обновления, поисковик HC предлагает следующие возможности: расширенный поиск, исправление ошибок в запросе, поиск по неточному запросу, голосовой запрос. HC также оснащен функциями поиска МР3-файлов, графических и flash-файлов. Известные китайские поисковые порталы, такие как SOHU.com, 163.com, Tom.com, уже приступили к эксплуатации этого движка.

В 2002 г. компания НС сначала разработала систему поиска новостей для крупнейшего китайского информационного сайта SINA.com, затем предоставила свой движок на 3721.com, China.com, 263.net и другие поисковые порталы. Кроме того, компания НС, вместе с той же China.com.cn, создала Всекитайский поисковый альянс, в котором сейчас насчитывается около 420 постоянных членов. На сегодняшний день это самый крупный в Китае межотраслевой и межрегиональный поисковый портал.

Как заявил исполнительный директор компании, НС не будет останавливаться на достигнутом. По его словам, цель HC - стать китайским GOOGLE и отобрать звание «китайский поисковик номер один» у BAIDU.

Болид Жака Вильнева украсит логотип китайского поисковика

Аэростат TCOM: специально для  Кувейта 
Логотип китайского поисковика, украсивший Болид Жака Вильнева
Борьба за лидерство и узнаваемость среди поисковых систем в Китае приобретает самые разные формы. Накануне августа, когда в конюшне команды Lucky Strike BAR Honda кипит работа по подготовке к домашнему этапу гонки Формула 1 Гран-при Великобритании, представитель команды объявил о плане долгосрочного сотрудничества команды BAR с китайским информационно-поисковым порталом SINA. Как сообщает UNIVERSALPARTNER.Ru, со ссылкой на китайскую версию SINA, соглашение вступило в силу накануне августа, на гонке в Сильверстоуне.

Согласно контракту, команда BAR разместит на своем новом болиде Honda 005 логотип SINA. В свою очередь, SINA создала и будет поддерживать китайскую версию вэб-страницы команды BARf1.com.cn

Война поисковых систем в Китае

Еще весной в Китае уже наблюдалось значительное оживление на рынке поисковых систем и предлагаемых ими платных услуг. Началом нового бума можно считать появление рейтинговых списков2 предприятий Overture Services и BaiDu, а также рекламных объявлений с ключевым словом Google. Активизация поисковых сервисов наталкивает на мысль об огромном неосвоенном коммерческом потенциале этого рынка.

В начале марта китайский поисковый сайт 3721.com объявил о готовящемся секретном оружии, которое в ближайшее время должно атаковать рынок поисковых движков. Как сообщает UNIVERSALPARTNER.Ru, со ссылкой на китайскую версию ChinaByte, в интервью корреспонденту ChinaByte глава 3721.com г-н Джоу рассказал о стратегии освоении рынка компанией. По его мнению, китайский рынок обладает огромным потенциалом. Спустя месяц после этого события, 1-го апреля 2003 г., стало известно о том, что поисковый портал Google ведет переговоры сразу с несколькими китайскими компаниями. Цель переговоров - найти потенциального представителя для реализации проекта по предоставлению платных услуг для китайских предприятий. По некоторым данным, это была первая попытка выхода Google на рынок платных услуг в Китае с момента появления китайской версии поисковика в 2000 году. Google, со своей стороны, договорился с Yahoo, Amazon и рядом других компаний о совместном освоении китайского рынка.

Почти в то же время, проправительственный китайский поисковый альянс China Search официально объявил о запуске рейтингового поиска и открыто выступил против готовящейся экспансии Google. Кроме того, стало известно о намерении Sina стать стратегическим партнером этого альянса.

Борьба обостряется

По мнению экспертов, не важно когда придет Google, борьба на рынке платных услуг среди поисковых систем в Китае уже началась. Директор по внешним связям Google г-жа Фрост Frost не отрицала возможности установления контактов с китайскими компаниями, но официально подтвердить этот факт отказалась. «Google - частная компания и не обязана раскрывать свои планы. Компания не собирается обнародовать дату начала своей деятельности в Китае», - заявила г-жа Фрост.

Отметим, что Google в Китае постоянно «на слуху». В то же время, несмотря на то, что компания официально не ведет никакой деятельности в стране, у нее нет ни представительства, ни делового партнера. Глава BaiDu г-н Ли заявил, что Google нигде и никогда не искал представителей, а действовал самостоятельно. Ряд китайских компаний приобретали рейтинги на Google с целью рекламы для своих клиентов-предприятий, но и они не заключали соглашений с Google.

Вхождение же в «анти-Google» альянс крупнейшего китайского портала Sina, по мнению г-на Ли, есть не более чем патриотический жест. Sina не считает Google способным составить серьезную конкуренцию на рынке, считает г-н Ли.

Кроме того, г-н Ли усомнился в действенности самого альянса в целом, так как альянс объединил множество мелких порталов с низкой посещаемостью, что уже противоречит правилу создания рейтингового списка. Услуги компаний, входящих в альянс, оплачиваются повременно. А BaiDu берет деньги за количество обращений, то есть клиенты видят, за что они платят.

Специалисты считают, что за словами, нацеленными против Google, в действительности ничего не стоит. Просто китайские компании обнаружили очень прибыльный рынок и начали его осваивать, а это дело сложное, и компании вынуждены объединяться. И их можно понять. Объем нового рынка оценивается специалистами примерно в $50 млн.

COMPUTER.TRADESHOW3


    1По количеству пользователей интернета Китай занимает второе место в мире после США. В Поднебесной насчитывается 68 млн. интернет-пользователей, а в США - 165 млн.
    2Рейтинговый список есть ни что иное, как проплаченное место в первых рядах результатов поиска по определенному ключевому слову.
    2Материалы предоставлены специалистами UNIVERSALPARTNER.ru (российско-китайская B2В-площадка).
    Основное направление деятельности российско-китайской B2В-площадки (UNIVERSALPARTNER.ru) компании «Русские ВЕБ ресурсы» - установление прочных связей между предприятиями России и Китая, направленных на поддержку интересов производителей и покупателей. Ядро системы - база данных предприятий и товаров. На момент запуска проекта в промышленную эксплуатацию в системе было представлено свыше 70000 предприятий и 77 000 товаров.
    Проекту UNIVERSAL PARTNER компании«Русские ВЕБ ресурсы», уже полтора года, он стартовал в марте 2002 г. Но разработка многоотраслевого российско-китайского торгового В2В-портала была начата еще в 2000 г..

О китайском сегменте интернета и развитии ИТ в Поднебесной
ИТ в Китае: рост поражает
Смерть традиционным телевизорам идет с Востока
Сегодня в мире заблокировали 127 спам-серверов