Статья

В России уже 4 тыс. альтернативных операторов связи

Телеком Наука Техника Цифровизация Инфраструктура

На прошедшей недавно восьмой ежегодной конференции по IP-телефонии представители компаний, работающих в данном направлении, обсудили наиболее значимые тенденции на рынке IP- и традиционной телефонии.

По словам председателя конференции Игоря Масленникова, рост количества операторов международной связи, наблюдаемый с момента зарождения IP-телефонии, красноречиво свидетельствует о том, какое влияние оказала эта технология на рынок дальней связи. Эти цифры, по мнению председателя конференции, хорошо коррелируют с количеством легальных российских операторов IP-телефонии, которых насчитывается порядка 4 тысяч, что вполне соответствует общемировым тенденциям.

Как считает Игорь Масленников, на фоне общемировых негативных тенденций в традиционных телекоммуникациях, в секторе IP-коммуникаций, наоборот, происходит явный рост как количественных, так и качественных показателей.

Это происходит не только и не столько под воздействием IP-телефонии. В настоящее время стало очевидно, что «убийцей» традиционной телефонии будет не IP-телефония, а сотовая связь — на сегодня в некоторых регионах мира количество сотовых трубок превышает число линий фиксированной телефонной связи. Вся связная инфраструктура будет существовать в качестве инфраструктуры передачи данных с использованием, в первую очередь, различных DSL-технологий.

Рост количества операторов международной связи

Рост количества операторов международной связи

Источник: Telegeography, 2003

Если обратиться к статистике роста рефайлинга (рынка оптовой торговли телефонным трафиком), становится очевидно, что с развитием IP-телефонии этот рынок значительно вырос. При этом все актуальнее становится задача обмена голосовым трафиком между IP-телефонными сетями.

Дело в том, что привычные и массовые IP-сервисы (электронная почта, веб-страницы и т.п.), реализованные в таких сетях, были по своей сути асинхронными, и они не были сервисами реального времени. Напротив, IP-телефония, является сервисом реального времени, что с учетом роста трафика привело к появлению в операторских сетях ряда трудностей, не наблюдавшихся ранее. Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить следующее: маршрутизаторов и софтвичей стало не хватать для эффективной работы таких сетей и поддержания в них требуемых сервисов. Эти трудности, будучи осознанными, и привели к появлению нового класса устройств, позволяющих «грамотно» реализовывать обмен трафиком реального времени в IP-сетях в условия сложных операторских структур и отношений, — пограничных контроллеров сессий или SBC.

Международный рынок рефайлинга

ГодДоля от всегомирового трафика
19961,8%
19974,2%
19986,4%
19999,5%
200325–30%

Источник: Telegeography, 2003

Говоря о перспективах IP-телефонии в следующем году, Игорь Масленников предположил, что темой последующих разговоров будет интеллектуальная динамическая маршрутизация. «Чем дальше, тем больше оказывается, что это — ключевой вопрос операторской IP-телефонии», — считает он.

Внимание! CNews.ru предлагает обзорное исследование «Российский рынок IP-телефонии».
Полный текст отчета включает данные по объемам трафика VoIP за последние 3 года в России, оценки объемов и структуры трафика для крупнейших российских операторов IP-телефонии. В отчете содержатся профили 41 оператора IP-телефонии и 5 российских компаний — производителей оборудования для VoIP. Профили операторов включают описание компаний, регионов ведения бизнеса, основные направления деятельности, тарифы для IP-соединений, используемое оборудование и контактную информацию. С перечнем графиков и диаграмм можно ознакомиться здесь.
Обозрение «Рынок IP-телефонии в России: на пути к цивилизации» размещено здесь.

С точки зрения эволюции IP-коммуникаций, по мнению председателя конференции, мы все еще находимся в той точке той фазы развития, где «заканчиваются простые игры с трафиком (перевода его из TDM в IP) за счет мнимой дешевизны интернета и начинаются совсем другие — появление новых сервисов, за которые люди готовы платить деньги». Однако до сих пор IP-телефония не получила адекватного отражения у большинства людей. Более того, не все профессионалы воспринимают ее адекватно: «мы до сих пор считаем, что IP-телефония — это дешевая телефония, это рефайлинг, это низкая цена вхождения, это высокая скорость развертывания, а думать о том, что это — новые голосовые и неголосовые комбинированные и интегрированные услуги, — никак не получается».

Отвечая на вопрос о регулировании IP-телефонии, председатель конференции обратил внимание на события, которые происходят в США и которые связаны с интенсивным развертыванием широкополосных абонентских сетей телефонных услуг поверх IP. Провайдеры этих сервисов, такие, как Vonage, 8x8 и другие, за последние полгода не раз попадали в скандальные истории: правительства некоторых американских штатов принимали законы и постановления о том, что эти компании надо приравнять к обычным телефонным компаниям, в частности, взимать с них такие же налоги. Простое копирование способов, представлений, практик и методов, накопленных за последние 150 лет в рамках традиционной телефонии, практически исчерпало себя. Надо придумывать и внедрять что-то новое, считает Игорь Масленников.

Решения IP-телефонии от компании «Альтертекс»

 Решения IP-телефонии от компании «Альтертекс»
Компания «Агат-РТ» хорошо известна как разработчик и производитель CTI оборудования. Весной этого года на основе одного из подразделений фирмы для концентрации усилий в области разработки оборудования IP-телефонии была создана компания «Альтертекс». В статье дается краткий обзор оборудования, предлагаемого вновь созданной компанией на рынке IP-телефонии, и предлагаются возможные варианты его использования для построения сетей IP-телефонии операторами связи и для сокращения затрат корпоративных и частных пользователей как на междугородние звонки, так и на телефонную связь вообще.

С развитием Интернета и ростом числа операторов IP-телефонии конкурентная борьба на этом рынке вышла на новый уровень — теперь важно предоставить клиенту как можно больше дополнительных услуг, таких как: вынос телефонного номера, звонок компьютер-телефон, различные формы пополнения и контроля счета абонентом, справочно-информационные услуги, и пр. Важную роль в формировании цены на услуги приобретают биржи IP-телефонии и другие формы перепродажи и транзита трафика.

В этих условиях компания «Альтертекс» ставит перед собой задачу создания комплексных решений в области IP-телефонии, которые в равной мере могут удовлетворить потребности операторов, корпоративных клиентов и индивидуальных пользователей.

На сегодняшний день компанией представлены на рынке следующие виды оборудования:


1. AlterPSS и AlterPSS VT — различные варианты проксирующих софтсвичей, одна из модификаций которого работает под управлением гейткипера производства компании VocalTec.
2. AlterPSS MPP — софтсвич, предназначенный для создания междугородного переговорного пункта.
3. AlterCallSwitch — проксирующий софтсвич c функциями группового вызова, перехвата и перевода звонка.
4. Автономные шлюзы IP-телефонии VoiceFinder AddPac.
5. AlterPhone — программный телефон-факс.
6. Шлюзы AVG на базе плат компьютерной телефонии «Ольха-9, 10».
7. Комплексное решение от компании Альтертекс.

В своем докладе заместитель руководителя Департамента электросвязи Министерства РФ по связи и информатизации Александр Миков, отметил, что российский телекоммуникационный рынок на сегодняшний день достаточно либерализирован. Это выражается, по его словам, в большом — порядка 3 тысяч — количестве выданных лицензий на оказание услуг телематических служб. При этом на долю передачи речевой информации по сетям передачи данных приходится порядка 90% от всего числа выданных лицензий. За счет такой либерализации, по мнению Александра Микова, окреп рынок IP-телефонии.

В то же время с повестки дня не сошли вопросы урегулирования отношений между традиционными операторами и операторами телематических служб, которые будут решаться в рамках нового Закона «О связи». Александр Миков особо подчеркнул, что «регулирование передачи речевой информации по сетям передачи данных» вошло в закон отдельной строкой.

В настоящее время Минсвязи, по словам Александра Микова, ведет интенсивную работу по подготовке необходимой нормативно-правовой базы для обеспечения выполнения закона с 1 января будущего года. Основным намерением Минсвязи является «устранение имеющейся диспропорции и приведение рынка в соответствующее сбалансированное состояние». Подобное заявление можно трактовать по-разному, однако сам Александр Миков ратует за то, чтобы процедура получения лицензий на большую часть телематических услуг была существенно упрощена и даже за то, чтобы регулирование носило не лицензионный, а уведомительный характер. Однако наивно было бы полагать, что министерство готово к полной и безоговорочной либерализации. У некоторых чиновников Минсвязи, например, есть мнение, что «без соответствующей нормативной базы» успешное внедрение сетей нового поколения, в основе которых лежат IP-технологии, невозможно.

Формирование нормативной базы в рамках сетей нового поколения предполагается делать «проверенными способами, которые дали хороший результат ранее: путем объединения усилий науки, усилий поставщиков и усилий операторов». Для этой цели из этих участников создана специальная рабочая группа (пока в нее входят 13 поставщиков). Следующее направление совместной деятельности — это испытание на совместимость оборудования различных производителей в рамках государственного технопарка, и, наконец, третья составляющая — это проведение испытаний в сетях операторов.

Александр Миков: Без соответствующей нормативной базы успешное внедрение NGN невозможно 
Александр Миков: Без соответствующей нормативной базы успешное внедрение NGN невозможно
По словам Александра Микова, министерство всегда готово к открытому сотрудничеству, а цель у всех участников рынка одна: создать необходимые условия для динамичного развития рынка связи во всех сегментах. «С тем уровнем либерализации, которая обеспечивает успешное внедрение технологий и новых услуг на российском рынке», — уточнил он. 

От IP-телефонии к IP-коммуникациям

По мнению Дмитрия Кондратьева, генерального директора Avaya в России и СНГ, прогнозы, которые делали аналитики относительно рынка IP-телефонии, сбываются. Эта технология начинает играть все большую роль в жизни современного общества.

«Сегодня в России невозможно представить ни одного крупного проекта, в который не закладывались бы те или иные решения IP-телефонии», — считает Дмитрий Кондратьев. По его словам, за прошедший год основные производители оборудования IP-телефонии представили на рынок много новых интересных продуктов, которые позволяют заказчику внедрять решения на базе IP-телефонии с еще большей эффективностью, в более краткие сроки, с учетом ранее сделанных инвестиций.

Что касается компании Avaya, то ее доля, согласно данным InfoTech и Synergy Research Group, впервые в первом квартале этого года составила 22%, что позволило Avaya выйти на первое место на мировом и американском рынке корпоративной IP-телефонии. Объем продаж оборудования IP-телефонии в США увеличился на 182%, что более чем в два раза превышает средние показатели по индустрии в целом.

Представители Cisco Systems также отметили возросшую роль IP-телефонии. По словам Владимира Смирнова, директора московского представительства Cisco, несколько лет назад заказчики со скептицизмом относились к IP-технологиям. Однако в настоящее время IP-технология из небольшого ручья превратилась в мощный поток. И, более того, выходит на новый уровень — многие сейчас начинают говорить не «IP-телефония», а «IP-коммуникации». Существует просто передача голоса по IP, но также есть и IP-коммуникации, под которыми понимается передача не только голоса, но и видео, и другие данные. Владимир Смирнов считает, что в этом смысле IP является универсальной средой, и IP-телефония является одним из подмножеств IP-коммуникаций.

Эра IP-телефонии наступит в 2007 г.

Менеджер по проектам и предложениям компании Avaya Георгий Санадзе отметил любопытный факт: чем раньше сделан прогноз о перспективах развития телекоммуникационного рынка, тем раньше ожидается точка перекрытия объемов продаж портов IP-телефонии над объемами продаж традиционных TDM-портов с последующим преобладанием первых. Например, прогноз, сделанный одним из иностранных аналитических агентств в начале 2001 года, обещал, что этот «час Х» наступит уже в этом, 2003 году. Однако, как известно, ничего подобного пока не наблюдается, и традиционная телефония до сих пор господствует на рынке. Более сдержанные отчеты, например, прошлогодний от Gartner Group, показывают, что перелом в сторону IP наступит в середине 2005 года. Последний отчет этой аналитической компании, выпущенный в августе 2003 года, отодвинул заветную дату еще на пару лет — на 2007 год. Таким образом, западные аналитики в своем большинстве скорректировали свои прогнозы в сторону удаления «точки перелома» дальше по оси времени.

Виталий Солонин / CNews.ru

О конференции

В течение трех дней — с 12 по 14 ноября — участники конференции (более 500 человек) выступали с докладами на общих и пленарных заседаниях, участвовали в работе круглых столов и беседовали в кулуарах. Во время конференции были организованы выставка для участников и переговорный пункт, где каждый желающий мог воспользоваться IP-телефоном — позвонить по своим нуждам, а также поучаствовать в викторине и проголосовать за лучший доклад при помощи встроенных в телефоны приложений.

Динамика численности участников конференции по IP-телефонии

Динамика численности участников конференции по IP-телефонии

Источник: CompTek, CNews Analytics, 2003