По словам председателя конференции Игоря Масленникова, рост количества операторов международной связи, наблюдаемый с момента зарождения IP-телефонии, красноречиво свидетельствует о том, какое влияние оказала эта технология на рынок дальней связи. Эти цифры, по мнению председателя конференции, хорошо коррелируют с количеством легальных российских операторов IP-телефонии, которых насчитывается порядка 4 тысяч, что вполне соответствует общемировым тенденциям.
Как считает Игорь Масленников, на фоне общемировых негативных тенденций в традиционных телекоммуникациях, в секторе IP-коммуникаций, наоборот, происходит явный рост как количественных, так и качественных показателей.
Это происходит не только и не столько под воздействием IP-телефонии. В настоящее время стало очевидно, что «убийцей» традиционной телефонии будет не IP-телефония, а сотовая связь на сегодня в некоторых регионах мира количество сотовых трубок превышает число линий фиксированной телефонной связи. Вся связная инфраструктура будет существовать в качестве инфраструктуры передачи данных с использованием, в первую очередь, различных DSL-технологий.
Рост количества операторов международной связи
Источник: Telegeography, 2003
Если обратиться к статистике роста рефайлинга (рынка оптовой торговли телефонным трафиком), становится очевидно, что с развитием IP-телефонии этот рынок значительно вырос. При этом все актуальнее становится задача обмена голосовым трафиком между IP-телефонными сетями.
Дело в том, что привычные и массовые IP-сервисы (электронная почта, веб-страницы и т.п.), реализованные в таких сетях, были по своей сути асинхронными, и они не были сервисами реального времени. Напротив, IP-телефония, является сервисом реального времени, что с учетом роста трафика привело к появлению в операторских сетях ряда трудностей, не наблюдавшихся ранее. Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить следующее: маршрутизаторов и софтвичей стало не хватать для эффективной работы таких сетей и поддержания в них требуемых сервисов. Эти трудности, будучи осознанными, и привели к появлению нового класса устройств, позволяющих «грамотно» реализовывать обмен трафиком реального времени в IP-сетях в условия сложных операторских структур и отношений, пограничных контроллеров сессий или SBC.
Международный рынок рефайлинга
Год | Доля от всегомирового трафика |
1996 | 1,8% |
1997 | 4,2% |
1998 | 6,4% |
1999 | 9,5% |
… | … |
2003 | 2530% |
Источник: Telegeography, 2003
Говоря о перспективах IP-телефонии в следующем году, Игорь Масленников предположил, что темой последующих разговоров будет интеллектуальная динамическая маршрутизация. «Чем дальше, тем больше оказывается, что это ключевой вопрос операторской IP-телефонии», считает он.
Внимание! CNews.ru предлагает обзорное исследование «Российский рынок IP-телефонии». Полный текст отчета включает данные по объемам трафика VoIP за последние 3 года в России, оценки объемов и структуры трафика для крупнейших российских операторов IP-телефонии. В отчете содержатся профили 41 оператора IP-телефонии и 5 российских компаний — производителей оборудования для VoIP. Профили операторов включают описание компаний, регионов ведения бизнеса, основные направления деятельности, тарифы для IP-соединений, используемое оборудование и контактную информацию. С перечнем графиков и диаграмм можно ознакомиться здесь.
Обозрение «Рынок IP-телефонии в России: на пути к цивилизации» размещено здесь.
|
С точки зрения эволюции IP-коммуникаций, по мнению председателя конференции, мы все еще находимся в той точке той фазы развития, где «заканчиваются простые игры с трафиком (перевода его из TDM в IP) за счет мнимой дешевизны интернета и начинаются совсем другие появление новых сервисов, за которые люди готовы платить деньги». Однако до сих пор IP-телефония не получила адекватного отражения у большинства людей. Более того, не все профессионалы воспринимают ее адекватно: «мы до сих пор считаем, что IP-телефония это дешевая телефония, это рефайлинг, это низкая цена вхождения, это высокая скорость развертывания, а думать о том, что это новые голосовые и неголосовые комбинированные и интегрированные услуги, никак не получается».
Отвечая на вопрос о регулировании IP-телефонии, председатель конференции обратил внимание на события, которые происходят в США и которые связаны с интенсивным развертыванием широкополосных абонентских сетей телефонных услуг поверх IP. Провайдеры этих сервисов, такие, как Vonage, 8x8 и другие, за последние полгода не раз попадали в скандальные истории: правительства некоторых американских штатов принимали законы и постановления о том, что эти компании надо приравнять к обычным телефонным компаниям, в частности, взимать с них такие же налоги. Простое копирование способов, представлений, практик и методов, накопленных за последние 150 лет в рамках традиционной телефонии, практически исчерпало себя. Надо придумывать и внедрять что-то новое, считает Игорь Масленников.
Решения IP-телефонии от компании «Альтертекс»
| | Компания «Агат-РТ» хорошо известна как разработчик и производитель CTI оборудования. Весной этого года на основе одного из подразделений фирмы для концентрации усилий в области разработки оборудования IP-телефонии была создана компания «Альтертекс». В статье дается краткий обзор оборудования, предлагаемого вновь созданной компанией на рынке IP-телефонии, и предлагаются возможные варианты его использования для построения сетей IP-телефонии операторами связи и для сокращения затрат корпоративных и частных пользователей как на междугородние звонки, так и на телефонную связь вообще.
С развитием Интернета и ростом числа операторов IP-телефонии конкурентная борьба на этом рынке вышла на новый уровень теперь важно предоставить клиенту как можно больше дополнительных услуг, таких как: вынос телефонного номера, звонок компьютер-телефон, различные формы пополнения и контроля счета абонентом, справочно-информационные услуги, и пр. Важную роль в формировании цены на услуги приобретают биржи IP-телефонии и другие формы перепродажи и транзита трафика.
В этих условиях компания «Альтертекс» ставит перед собой задачу создания комплексных решений в области IP-телефонии, которые в равной мере могут удовлетворить потребности операторов, корпоративных клиентов и индивидуальных пользователей.
На сегодняшний день компанией представлены на рынке следующие виды оборудования:
1. AlterPSS и AlterPSS VT различные варианты проксирующих софтсвичей, одна из модификаций которого работает под управлением гейткипера производства компании VocalTec.
2. AlterPSS MPP софтсвич, предназначенный для создания междугородного переговорного пункта.
3. AlterCallSwitch проксирующий софтсвич c функциями группового вызова, перехвата и перевода звонка.
4. Автономные шлюзы IP-телефонии VoiceFinder AddPac.
5. AlterPhone программный телефон-факс.
6. Шлюзы AVG на базе плат компьютерной телефонии «Ольха-9, 10».
7. Комплексное решение от компании Альтертекс.
|
В своем докладе заместитель руководителя Департамента электросвязи Министерства РФ по связи и информатизации Александр Миков, отметил, что российский телекоммуникационный рынок на сегодняшний день достаточно либерализирован. Это выражается, по его словам, в большом порядка 3 тысяч количестве выданных лицензий на оказание услуг телематических служб. При этом на долю передачи речевой информации по сетям передачи данных приходится порядка 90% от всего числа выданных лицензий. За счет такой либерализации, по мнению Александра Микова, окреп рынок IP-телефонии.
В то же время с повестки дня не сошли вопросы урегулирования отношений между традиционными операторами и операторами телематических служб, которые будут решаться в рамках нового Закона «О связи». Александр Миков особо подчеркнул, что «регулирование передачи речевой информации по сетям передачи данных» вошло в закон отдельной строкой.
В настоящее время Минсвязи, по словам Александра Микова, ведет интенсивную работу по подготовке необходимой нормативно-правовой базы для обеспечения выполнения закона с 1 января будущего года. Основным намерением Минсвязи является «устранение имеющейся диспропорции и приведение рынка в соответствующее сбалансированное состояние». Подобное заявление можно трактовать по-разному, однако сам Александр Миков ратует за то, чтобы процедура получения лицензий на большую часть телематических услуг была существенно упрощена и даже за то, чтобы регулирование носило не лицензионный, а уведомительный характер. Однако наивно было бы полагать, что министерство готово к полной и безоговорочной либерализации. У некоторых чиновников Минсвязи, например, есть мнение, что «без соответствующей нормативной базы» успешное внедрение сетей нового поколения, в основе которых лежат IP-технологии, невозможно.
Формирование нормативной базы в рамках сетей нового поколения предполагается делать «проверенными способами, которые дали хороший результат ранее: путем объединения усилий науки, усилий поставщиков и усилий операторов». Для этой цели из этих участников создана специальная рабочая группа (пока в нее входят 13 поставщиков). Следующее направление совместной деятельности это испытание на совместимость оборудования различных производителей в рамках государственного технопарка, и, наконец, третья составляющая это проведение испытаний в сетях операторов.
| |
Александр Миков: Без соответствующей нормативной базы успешное внедрение NGN невозможно |
По словам Александра Микова, министерство всегда готово к открытому сотрудничеству, а цель у всех участников рынка одна: создать необходимые условия для динамичного развития рынка связи во всех сегментах. «С тем уровнем либерализации, которая обеспечивает успешное внедрение технологий и новых услуг на российском рынке», уточнил он.
От IP-телефонии к IP-коммуникациям
По мнению Дмитрия Кондратьева, генерального директора Avaya в России и СНГ, прогнозы, которые делали аналитики относительно рынка IP-телефонии, сбываются. Эта технология начинает играть все большую роль в жизни современного общества.
«Сегодня в России невозможно представить ни одного крупного проекта, в который не закладывались бы те или иные решения IP-телефонии», считает Дмитрий Кондратьев. По его словам, за прошедший год основные производители оборудования IP-телефонии представили на рынок много новых интересных продуктов, которые позволяют заказчику внедрять решения на базе IP-телефонии с еще большей эффективностью, в более краткие сроки, с учетом ранее сделанных инвестиций.
Что касается компании Avaya, то ее доля, согласно данным InfoTech и Synergy Research Group, впервые в первом квартале этого года составила 22%, что позволило Avaya выйти на первое место на мировом и американском рынке корпоративной IP-телефонии. Объем продаж оборудования IP-телефонии в США увеличился на 182%, что более чем в два раза превышает средние показатели по индустрии в целом.
Представители Cisco Systems также отметили возросшую роль IP-телефонии. По словам Владимира Смирнова, директора московского представительства Cisco, несколько лет назад заказчики со скептицизмом относились к IP-технологиям. Однако в настоящее время IP-технология из небольшого ручья превратилась в мощный поток. И, более того, выходит на новый уровень многие сейчас начинают говорить не «IP-телефония», а «IP-коммуникации». Существует просто передача голоса по IP, но также есть и IP-коммуникации, под которыми понимается передача не только голоса, но и видео, и другие данные. Владимир Смирнов считает, что в этом смысле IP является универсальной средой, и IP-телефония является одним из подмножеств IP-коммуникаций.
Эра IP-телефонии наступит в 2007 г.
Менеджер по проектам и предложениям компании Avaya Георгий Санадзе отметил любопытный факт: чем раньше сделан прогноз о перспективах развития телекоммуникационного рынка, тем раньше ожидается точка перекрытия объемов продаж портов IP-телефонии над объемами продаж традиционных TDM-портов с последующим преобладанием первых. Например, прогноз, сделанный одним из иностранных аналитических агентств в начале 2001 года, обещал, что этот «час Х» наступит уже в этом, 2003 году. Однако, как известно, ничего подобного пока не наблюдается, и традиционная телефония до сих пор господствует на рынке. Более сдержанные отчеты, например, прошлогодний от Gartner Group, показывают, что перелом в сторону IP наступит в середине 2005 года. Последний отчет этой аналитической компании, выпущенный в августе 2003 года, отодвинул заветную дату еще на пару лет на 2007 год. Таким образом, западные аналитики в своем большинстве скорректировали свои прогнозы в сторону удаления «точки перелома» дальше по оси времени.
Виталий Солонин / CNews.ru
О конференции
В течение трех дней с 12 по 14 ноября участники конференции (более 500 человек) выступали с докладами на общих и пленарных заседаниях, участвовали в работе круглых столов и беседовали в кулуарах. Во время конференции были организованы выставка для участников и переговорный пункт, где каждый желающий мог воспользоваться IP-телефоном позвонить по своим нуждам, а также поучаствовать в викторине и проголосовать за лучший доклад при помощи встроенных в телефоны приложений. Динамика численности участников конференции по IP-телефонии
Источник: CompTek, CNews Analytics, 2003 |
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a730