В России «съедают» биотехнологий на $1,4 млрд.
Темпы роста мирового рынка биотехнологической продукции в последние годы значительно увеличились. В 2000 г. его объем составлял $16 млрд., а в 2008 г., по прогнозам экспертов, уже достигнет $75 млрд. Потребление биотехнологической продукции в России в 2002 г. оценивается в $1,4 млрд., что примерно в 50 раз меньше, чем в США или Японии. Объем внутреннего производства этой продукции в нашей стране за 2002 г. составил около $400 млн. При существующих темпах «старения» отечественной науки и нейтральной государственной политике, по отношению к национальным производителям, скромные позиции российских компаний в этом секторе рынка могут быть утрачены всерьез и надолго.
На фондовых рынках США и Европы суммарная капитализация американских биотехнологических компаний превышает $224 млрд. Всего в мире, по данным Biotechnology Industry Organization, насчитывается более 2,5 тыс. таких компаний, причем эта оценка сделана на основе анализа показателей развитых стран. Согласно исследованию Abercade Consulting, представленному на третьей международной конференции "Биотехнология и бизнес", на май 2002 г. в США было зарегистрировано 1457 компаний в биотехнологическом секторе, акции 342 из них котировались на фондовых рынках. В тоже время доля российских компаний даже на отечественном рынке составляет около 30%. «Одна из основных причин такой ситуации – это низкий технический уровень существующих производств и, как следствие, неконкурентоспособные по качеству товары», - утверждает Сергей Анисимов, генеральный директор объединения «Элевар».
Российский рынок биотехнологической продукции в 2002 году, $млн.
Источник: Abercade Consulting
В то же время в 2002 г. предприятия пищевой промышленности закупили биотехнологических продуктов на $115млн. По оценкам специалистов «Abercade Consulting», рост в этом сегменте за год составил 15% и был вызван увеличениемспроса на ферменты, закваски, витамины и полезные бактерии со стороны развивающихся молочной, мясной и пивной индустрий. Здесь определенное влияние оказало введение квот на импорт мяса и птицы, что подстегнуло спрос на эти компоненты, а так же аминокислоты, витамины, вакцины и антибиотики, используемые в животноводстве.
Временные преимущества не были использованы
«Старт рыночных реформ в России совпал с началом общемирового бума на рынке биотехнологии и на рынке Life Science Reasearch (исследования в сфере наук о жизни), который сопровождался появлением новых приборов для выделения, разделения, амплификации, синтеза и детекции нуклеиновых кислот, - отмечает Владислав Кириченко, генеральный директор компании «Хеликон». – На постсоветском пространстве возникли многочисленные научно-производственные фирмы, пытавшиеся производить подобное оборудование». Некоторые из этих проектов были реализованы. «Однако практически никто из отечественных производителей не смог использовать временных преимуществ и организовать современное эффективное производство приборов для молекулярной биологии, конкурентных на внешнем рынке, - утверждает Владислав Кириченко. – Более того, в течение последних двух-трех лет видна отчетливая тенденция в перераспределении рынка в пользу зарубежных производителей…»
Определенное влияние на национальный рынок оказали законо- и нормотворческие усилия ГТК, МНС, Минздрава и Госстандарта. Производить и экспортировать высокотехнологичную продукцию в родном отечестве становится все сложнее. Аналогичная ситуация в Украине привела к бесследному исчезновению подобных национальных компаний. В то же время польские и прибалтийские фирмы успешно развиваются, экспортируя эту продукцию не только в Россию, но и в Европу.
Отсутствие технологий сдерживает развитие
Самым емким сектором отечественного биотехнологического рынка остается биофармацевтика. В 2002 г. потребление биотехнологических фармацевтических препаратов в Россиивыросло в среднем на 15% по сравнению с 2001 г. ($580 млн.) Объем рынка достиг $850 млн., в том числе за счет включения в итоговое значение биологически активных добавок для человека. Но до кризиса 1998 г., по оценкам Андрея Масаловича, президента консорциума «Инфорус», его объем приблизился к отметке 3,3 млрд.
Сейчас в России около 117 национальных фарм-производителей, выпускающих продукции на сумму более $800 млн. в год. Именно этот биотехнологнический сегмент рынка получил основную часть инвестиций волны 2001-2002 гг. Но в силу маркетинговых ошибок, ставки на импортозамещение и ценовое противостояние, скромных затрат на НИОКР и других причин, рыночная доля отечественных производителей биофармацевтических препаратов составляет только 35%. Причем доля российских производителей особенно сильна в регионах, где большой спрос на дешевые антибиотики и витамины не относящиеся к последним поколениям.
«Надо отметить, что некоторые российские биофармацевтические продукты, обладая достаточно высоким качеством, способны потеснить на рынке более дорогостоящие импортные аналоги, - считает Андрей Васильев, научный консультант генерального директора компании «Протек». - Тем не менее, даже этим препаратам явно недостает профессиональных усилий, а зачастую и средств на продвижение». Здесь одним из выходов может быть партнерство с ведущими дистрибьюторскими компаниями.
Ощутимо сказывается отставание в области академических и прикладных исследований и разработок, используемых для разработки и производства биотехнологической продукции. «Фактически в России осталось не более десятка коллективов способных выполнить научную разработку и довести ее до промышленной реализации. Даже эти немногочисленные коллективы, сегодня, отнюдь не процветают, - утверждает Андрей Васильев. – На наш взгляд, отсутствие технологий, сдерживает развитие отрасли больше, чем дефицит современных производственных площадей. Даже растущие инвестиции в биофармацевтику, не способны привести к быстрому изменению ситуации». В то же время, согласно прогнозу специалистов компании Abercade Consulting, в ближайшие 5 лет рынок биотехнологических химических препаратов изменится по своему составу на 80%.
По материалам третьей Международной конференции «Биотехнология и Бизнес» (21-22 апреля 2003 г., г. Москва) и данным Abercade Consulting.
21-22 апреля 2003 г. в отеле «Ренессанс Москва» состоялась III международная конференция «Биотехнология и бизнес». Организаторами конференции стали компании Abercade Consulting и «Биохиммаш», в конференции приняли участие крупные предприятия по производству биотехнологической продукции, научные центры, банки и инвестиционные компании, СМИ. Во время второго дня работы конференции прошел мастер-класс для журналистов «Биотехнология - бизнес СМИ».
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a543