Статья

В Москве может появиться система столов заказов на основе сенсорных технологий

Наука

Торговля в современном мире не может и не должна оставаться в стороне от новейших достижений в области информационных технологий. Так исторически сложилось, что именно торговля двигала человечество по пути прогресса – от великих географических открытий до высоких технологий сегодняшнего дня. Но сегодня, когда объемы информации, необходимой человеку для принятия решения, постоянно увеличиваются, жесткая конкуренция вынуждает продавцов искать новые пути привлечения и удержания покупателей.

Поскольку увеличение уровня продаж и сокращение материальных издержек остается основной целью торговли, то освоение передовых технологий становится единственным решением. И здесь сенсорные системы вне конкуренции. Управляя программой путем прикосновений к монитору, покупатель получает структурированную и детальную информацию о товаре. Можно ознакомиться с внешним видом упаковки, посмотреть товар, и т.д., подсчитать калорийность, наконец.

Существенное отличие этих новых систем торговли от существующих заключается в том, что их можно использовать в качестве магазинов-киосков небольшой площади. Покупатель, приходя в такой магазин, бесплатно получает карточку постоянного покупателя и бумажный каталог. По этому каталогу он выбирает товар. Далее, определив то, что ему нужно, подходит к сенсорному киоску, расположенному в зале магазина, и вводит в него карточку. Набрав на дисплее список товаров, он берет электронный чек. Заказ доставляется на следующий день и оплачивается по факту получения. Образуется цепочка: по электронной сети перечень заказанных товаров был передан на центральный склад торговой сети, там заказ сформирован и отправлен в магазин. Причем, покупки совершают обычные пенсионеры из соседних домов, а не только суперноваторы и любители электронных новинок, вроде хакеров, с «характерной близорукостью и сумасшедшим блеском в глазах».

Возможно, что решающим фактором здесь оказывается то, что по большинству видов товаров цены на 10-15% ниже средних по городу. Причем, московские власти, к примеру, всерьез рассматривают проект по созданию подобной сети столов заказов во всей Москве. Если постановление будет принято и реализовано, то получится сразу 415 торговых точек, объединенных в единую сеть. Упор в проекте постановления столичного правительства «О развитии в г. Москве системы торговли по предварительным заказам населения на примере опыта г. Зеленограда» делается на социальную политику. И это решение городских властей может стать весомым дополнением куже имеющимся плюсам вводимой для горожан «социальной карты москвича».

Сенсорные системы и области применения

В недалеком прошлом сенсорные технологии использовались в закрытых областях, находившихся в ведении структур безопасности. С тех пор ситуация изменилась и они стали достоянием разных сфер человеческой жизни.

Использование сенсорных систем значительно упрощает процесс «общения» потребителя с высокотехнологичными устройствами. «Интуитивность» использования и наглядность вывода данных сделали применение сенсорных систем удобным и весьма популярным. Традиционные устройства ввода - клавиатура и мышь - неприменимы для информационных систем, рассчитанных на использование широким кругом потребителей, поскольку требуют обязательного наличия определенных навыков в обращении. В отличие от них, сенсорные системы основаны на принципе мгновенного ответа устройства на прикосновение человека к заинтересовавшему его объекту. Прикосновение осуществляется интуитивно, на уровне подсознательных рефлексов, что дает возможность широко использовать сенсорные технологии среди пользователей всех возрастов.

Сенсорные киоски способны работать круглосуточно, а «антивандальное» исполнение экранов и корпусов позволяет использовать их в неохраняемых помещениях. Спектр областей применения этих систем постоянно расширяется, как и варианты комплектации, - от мониторов до киосков.

Но, пожалуй, наибольшее применение эти системы нашли в торговле, где масштабы их использования постоянно растут. Чаще всего сенсорные мониторы и моноблоки используются как POS-терминалы, или сенсорный киоск используется как терминал для электронного стола заказов. Такой киоск может служить электронным путеводителем по торговому залу и использоваться для показа мультимедиа-презентаций. И здесь необходимо остановиться на каждой из областей применения сенсорного оборудования поподробнее.

Сенсорные POS-терминалы

Cенсорный интерфейс упрощает процесс оформления покупки, облегчает процесс обучения оператора и устраняет его ошибки, а также позволяет индивидуализировать процесс покупки. Простота и наглядность сенсорного интерфейса значительно сокращают время на обучение персонала и позволяют быстро устранить ошибки оператора. В сочетании с системами штрихового кодирования сенсорное оборудование позволяет предельно облегчить процесс оформления покупки.

На основе сенсорных мониторов создаются программно-аппаратные комплексы, позволяющие профессионально управлять предприятием общественного питания любого класса и размера. Аппаратная часть рабочего места - это персональный компьютер с сенсорным монитором и авторизатором. Никакие дополнительные устройства ввода (клавиатура, мышь и т.д.) не используются. С помощью персонального авторизатора официант и бармен получают доступ в систему.

Программная часть обладает «дружественным» графическим интерфейсом и регулирует все функции, необходимые для работы официанта и менеджера. Значительно облегчается оформление заказа и дозаказа, удаление блюд из заказа, применение скидок, перемещение заказа на другой стол, разбиение заказа (в случае, если гости хотят расплатиться отдельно), объединение заказов, просмотр заказа, печать чека, оформление представительского заказа и т.д. Менеджер в реальном режиме времени видит заполняемость столиков, выполненные заказы, полученные деньги, состояние склада и т.д.

Такие профессиональные системы управления с успехом применяются, например, в ресторанах «Мельница», «Ивеко», «ПитсБургер», спортивно-развлекательном центре «Майами-боулинг» и многих других. Решения о применении сенсорных мониторов обусловлены рядом ключевых причин, где один из важных аспектов – это специфика программного обеспечения, разрабатываемого для сенсорных мониторов. Она заключается в его «интуитивности». Поэтому для работы с ним не требуются специальные навыки. Время обучения, как просчитали некоторые разработчики, составляет от 15 минут до 1 часа. Соответственно, экономятся временные и финансовые затраты на обучение.

Информация в таких устройствах обновляется в онлайновом режиме. Система берет на себя учет всех точек дохода и расхода, обеспечивая надежный контроль за движением денежных средств, обслуживающим персоналом и администрацией. Организация в этом случае получает 100% оставленных гостями денег.

Более того, уменьшается количество обслуживающего персонала за счет равномерной загрузки и перераспределения работы. Повышается оперативность и точность обслуживания клиентов, так как значительно сокращается время подачи заказа на производство. Любые скидки, «счастливые часы», праздничные цены учитываются автоматически, а состояние склада постоянно контролируется. Оптимизируется объем запасов и всегда доступна точная информация о движении продуктов. Появляется возможность формировать зарплаты на основании «прибыльности» для каждого официанта, бармена и менеджера. С другой стороны, использование такой информационной системы может не только повысить эффективность работы сотрудников, но и стать частью неповторимого фирменного стиля.

Сенсорный киоск – терминал для электронного стола заказов

Многие помнят столы заказов советских времен. Бесконечная трата времени и нервов сначала в ожидании оформления заказа, потом в ожидании его получения. Использование сенсорных киосков в качестве терминала для электронного стола заказов позволяет решить все эти проблемы.

На протяжении вот уже двух лет функционирует сеть электронных столов заказов в Зеленограде. Одно из важных преимуществ таких сетей - это очень маленькие торговые залы (примерно 20х25 м), и то, что почти все товары хранятся здесь же, на складе. По словам представителей этих сетей, благодаря этому нет необходимости платить большую арендную плату и содержать многочисленный штат, что позволяет держать цены на товары ниже, чем на рынках.

Таким образом, использование сенсорного киоска в качестве терминала для электронного стола заказов имеет ряд серьезных преимуществ. Во-первых, стоимость открытия и обслуживания подобного магазина намного меньше, чем обычного. Все затраты при открытии сводятся к покупке самого киоска, арендной плате и подключению к интернету. Но, конечно же, придется регулярно оплачивать трафик и заботиться об уборке пыли. Во-вторых, это персонал, необходимый для обслуживания системы в целом. Он значительно меньше, чем в магазине, и поэтому сокращаются расходы на заработную плату. Эти достоинства позволяют держать низкие цены, а сам сенсорный киоск эффективно используется как рекламная площадка. Более того, при необходимости его можно дооборудовать специальными устройствами, например, многополосным сканером штрих-кодов, принтером и т.п. Внешний вид также может быть изменен, киоск можно обшить деревом или другими материалами и придать ему вид продаваемого товара.

Зарубежный опыт также говорит за использование сенсорных технологий в торговле. Например, OfficeDepot.com, один из крупнейших американских интернет-магазинов, интегрировал свою онлайновую сеть с сетью супермаркетов по всей территории США.

Электронные консультанты по торговому залу

Не секрет, что для принятия решения о той или иной покупке человеку необходима самая разная информация. И это порой становится проблемой, ведь обслуживающий персонал далеко не всегда может ответить на все интересующие покупателя вопросы. Сейчас повсеместно открывается множество торговых комплексов, где на нескольких этажах размещаются бутики разных торговых марок. Как покупателю сориентироваться и сразу найти то, за чем он пришел? И как продавцам сделать так, чтобы покупатель в следующий раз снова пришел именно к ним?

Один из путей решения этих задач лежит в сфере использования сенсорных киосков в качестве электронного путеводителя по торговому залу. Он может содержать каталог товарных групп с описанием каждой из них, подробную информацию о товарах, активно продвигаемых торговым центром (рисунки, графику, мультипликацию и т.д.), данные о скидках, распродажах, рекламных акциях, указание точных мест продажи различных товаров на схеме торгового дома, интерактивную схему торгового дома с возможностью просмотра информации об отделах, где продается интересующий покупателя товар, список услуг и мест их оказания, новости о торговом доме, его адрес и схему подъезда к нему.

Киоск–путеводитель может использоваться и для учета бонусных очков и скидок. Как показывает опыт, он удобен для проведения презентаций товаров, рекламных акций, опросов покупателей и обеспечения обратной связи с ними, демонстрации рекламных роликов, викторин, лотерей. Например, в киоске можно установить датчик движения и тогда, при появлении покупателя, на экране автоматически будет проигрываться рекламный ролик. И здесь же имеется дополнительная информация о товаре.

Хорошим примером эффективности служит использование сенсорных терминалов-путеводителей в винных салонах, поскольку покупатель не всегда может сразу найти тот алкогольный напиток, который он хотел бы купить, даже при богатом и разнообразном выборе, который предоставляют сегодня элитные винные бутики. С установкой автоматизированной информационно-справочной системы проблема разрешается сама собой: покупателю не обязательно тянуться к верхним или нижним полкам, достаточно несколько раз прикоснуться к экрану информационного киоска.

Покупатель сразу получит максимальный объем информации о той или иной бутылке. При этом система не только выдаст описательную информацию и картинку о каждой бутылке, но и на интерактивной схеме винного салона или бутика будет подсвечен тот стеллаж, где она находится.

Получать информацию о вине можно простым поднесением к сканеру бутылки, используя встроенный сканер штрих-кода. Покупатель получает описание вкуса напитка, его крепости, закусок, с которыми этот напиток максимально проявляет свой вкус и букет, и другую разнообразную информацию, в том числе и о его цене вразной упаковке. Здесь можно воспользоваться голосовым сопровождением, и система расскажет об истории создания вина, о «терруаре» местности, где оно производится, о винодельне. Более того, киоск может быть оснащен «кабинетом охлаждения» вина, использующим безупречный стальной испаритель.

Мультимедийные приложения также позволяют получать полную информацию о месте расположения товара и его свойствах. В сервисный пакет можно включить интерактивную схему салона с функцией подсветки того стеллажа, где находится товар. Более того, система предоставляет возможность отслеживать лояльность покупателей, проводить дисконтную политику, опросы посетителей, обеспечивая при этом обратную связь.

Малеева Марина / Сенсорные системы