Статья

Условия присоединения к ВТО противоречат Конституции России?

Наука Безопасность Бизнес Техника

Условия присоединения России к ВТО противоречат Конституции страны – это мнение высказал профессор Игорь Зенкин, доктор юридических наук, известный специалист по правовой стороне работы этой организации. А нормы ТРИПС (TRIPS, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), как считают некоторые эксперты, могут блокировать развитие отечественных высокотехнологичных отраслей. В тоже время для вступления в ВТО без ощутимого пакета дополнительных соглашений потребуются значительные инвестиции в государственную инфраструктуру – создание дорогостоящего контрольного аппарата и существенное расширение судебной и административной базы.

Но есть и другие обязательные нормы ВТО и выдвигаемые зарубежными партнерами условия, требующие более тщательного анализа, а также прогнозирование последствий их принятия Россией. Например, после приведения российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности в соответствие с выдвинутыми условиями, иностранные партнеры высказали мнение о том, что принятие 4-й части Гражданского Кодекса вернет нашу страну к той ситуации, которая существовала на рубеже 90-х гг. Однако это пока остается «незамеченным» со стороны обеих палат российского парламента.

Присоединение к ВТО может привести к искам в Конституционный Суд

Россия, в отличие от США, присоединилась к двум пактам о правах человека принятым в 1966 г. Один из них содержит 15-ю статью о так называемых культурных правах. И в ней важнейшими являются два пункта - право каждого на защиту интеллектуальной собственности и право каждого на доступ к достижениям культуры.

«По действующему законодательству международный договор Российской Федерации является составной частью нашей правовой системы, с точки зрения конституции Российской Федерации. Соответственно, если мы будем присоединяться к ВТО, то мы не имеем право, нарушать прочие, между прочим общие, международные нормы, - говорит доктор права Зенкин. - И мы не имеем права присоединяться к ВТО на условиях противоречащих Конституции, потому, что в противном случае… Просто-напросто, после того, как будет подписан еще не ратифицированный договор, на нас могут подать в Конституционный Суд. Например, за несоответствие этого договора Конституции Российской Федерации». В качестве таких международных договоров были названы оба Пакта 1966 г. Однако, по словам выступавшего юриста, есть и другие соглашения, способные вызвать аналогичный эффект.

От отечественных переговорщиков можно было бы ожидать расширенных обсуждений этого вопроса в профессиональных кругах. Но Максим Медведков, руководитель российской делегации, отвечает общими фразами: «Вопрос, в самом деле, достаточно сложный. Действительно, есть очень много международных соглашений, конвенций, которые содержат инбридинг...» В тоже время, это далеко не единственный спорный вопрос, способный вызвать серьезные последствия, как в экономике, так и в политике.

Технологии придется продавать по единой цене?

На дороге, лежащей к ВТО, есть и другие чувствительные темы. Одна из них – цена продаваемых технологий и разработок с позиции режима наибольшего благоприятствования. «В ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле, 1947 г.) режим наибольшего благоприятствования распространяется и на товары. В ГАТC (Генеральное соглашение по тарифам и услугам) – на услуги поставщиков, ТРИПС исходит из того, что этот принцип распространяется и на лиц. Это существенное отличие – на лиц… Если этот факт фиксируется, то, на мой чисто юридический взгляд, все льготы, преимущества, которые предоставляются одним лицам – они предоставляются и другим лицам, - говорит доктор права Зенкин. - Делаю автоматический вывод, что, если я этот товар продам за 5 рублей, то все остальные также могут претендовать на то, что им он будет продан за 5 рублей. И, чисто юридически, другого вывода не вижу».

Если эта трактовка соответствует действительности, то мы обязаны будем продавать разработки и технологии всем, кто захочет их купить, по той же самой цене, что они были реализованы первому клиенту.

Однако, Максим Медведков, высказал отличную точку зрения. По его мнению, ТРИПС определяет режим. И он не касается условий конкретных экономических сделок в том случае, если государство через свое законодательство не устанавливает таких условий: «…Наше законодательство, насколько я его, по крайней мере, знаю, не касается, к примеру, вопросов ценообразования на ИС, поэтому здесь применяется, с нашей точки зрения, общее правило».

Близкое мнение высказал патентный поверенный РФ Алексей Гришаев, начальник патентно-лицензионного отдела компании Интеллект. Стоимость патента меняется с течением времени и «каждая последующая выпушенная единица продукции будет его увеличивать», - сказал он.

Но все же есть основания полагать, что этот вопрос требует расширенного обсуждения специалистов. Хотя бы потому, что у ВТО есть обязательные требования и к ним относятся положения ТРИПС. С другой стороны, вступление подобного вывода в силу означает, что все будет «сплавлено» задаром после первой продажи. «Мне кажется, что это одна из основных проблем, которую нужно очень серьезно изучить, - продолжил Игорь Зенкин. - Потому что, как бы ни оказалось, что мы думали об одном, а потом окажется совсем другое – после первого судебного рассмотрения или первого рассмотрения в органах разрешения судов».

Нормы ТРИПС могут блокировать развитие отечественных высокотехнологичных отраслей

Присоединение к ВТО означает присоединение к ряду основополагающих соглашений этой организации. ТРИПС, как один из базовых элементов международной торговли, использует жесткие нормы охраны интеллектуальной собственности. От стран-участниц требуются ощутимые расходы на дорогостоящий контрольный аппарат. Более того, судебная и административная системы не смогут обеспечить правоприменение без значительных финансовых вливаний. Необходимо также подготовить и содержать на государственной службе квалифицированный персонал, способный обеспечить защиту, как иностранной, так и отечественной интеллектуальной собственности. Хочется надеяться, что это станет причиной высоких инвестиционных стимулов, в том числе и для формирования национальной инновационной системы.

Нормы ВТО в сфере интеллектуальной собственности должны оказать значительное воздействие на основополагающие направления развития экономики страны – перевод на инновационную основу и увеличение доли отечественных обрабатывающих отраслей. Но они могут вызвать и определенные осложнения. Например, согласно ТРИПС вводится общий режим патентования, то есть патентование распространяется на все виды защиты интеллектуальной собственности, в том числе на ноу-хау. Более того, Соглашение вводит совершенно определенное время для вступления в силу принудительного лицензирования. Как отмечает доктор экономических наук Юрий Васянин в Вестнике интеллектуальной собственности, возможность обязательной передачи лицензии предусмотрена «если патентодержатель не начал промышленного производства и экспорта продукции в течение, например, 3-5 лет и отказывается выдать лицензии на разумных условиях».

«Такое понимание режима принудительного лицензирования гораздо шире, чем это предлагается в соображениях Правительства РФ по внесению изменений и дополнений в Патентный закон РФ, - указывает Юрий Васянин. – Согласие же на редакцию ТРИПС может затронуть перспективы развития российской экономики на инновационной основе». Можно предположить усиление тенденций по дальнейшему сворачиванию исследований и разработок, как в отечественных компаниях, так и в государственных учреждениях.

В тоже время, норма принудительного лицензирования, но без определения срока его вступления в силу, действует в России еще с 1992 г. И, с тех пор, по словам начальника патентно-лицензионного отдела компании Интеллект Алексея Гришаева, было только 1-3 обращения.

В последние годы провозглашен перевод экономики на инновационные рельсы и создание национальной инновационной системы, способной эффективно решать задачи создания высокотехнологичной отечественной продукции. Все это, по мнению экспертов, требуется более тщательного анализа ТРИПС с привлечением специалистов, независимых от государственных и крупных промышленных структур.

«Только не принимайте часть 4-ю Гражданского Кодекса»

Но что сейчас говорят наши партнеры по ВТО о российском законодательстве? «Да, те поправки, которые есть в Государственной Думе (Федеральное Собрание), полностью приведут наше законодательство в соответствии с нормами ТРИПС, - отвечает на этот вопрос Максим Медведков. - Вместе с тем – не принимайте 4-ю часть Гражданского Кодекса. Не принимайте 4-ю часть ГК, поскольку, если Вы это сделаете, то мы вернемся к той ситуации, которая существовала на рубеже 90-х гг.» По его словам, представители зарубежных партнеров, утверждают: «Вне зависимости от той редакции, которую вы сможете подготовить, она не позволит вам в полной мере выполнять те требования, которые выдвигаются постоянно изменяющейся, динамичной системой международных соглашений в этой сфере».

Однако представитель Государственной думы депутат Алексей Лихачев не смог прокомментировать такую позицию зарубежных партнеров. И здесь надо особо отметить, что вопросы присоединения России к ВТО, в части анализа ТРИПС, до последнего времени практически не рассматривались и не обсуждались деловым сообществом, несмотря на многолетние дебаты о вступлении.

ВТО и опыт Китая

Напомним, что ВТО была создана в результате переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1986-1994 гг., получивших название Уругвайского раунда. ВТО базируется на фундаменте из нескольких десятков международных документов, где основную роль играют Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Генерального соглашения по тарифам и услугам (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Сейчас в ВТО входят 145 стран, среди них - некоторые союзные республики бывшего СССРКиргизия, Грузия, Латвия, Эстония. Около 30 государств, в том числе и Россия, имеют статус наблюдателей и ведут переговоры о вступлении. После принятия в состав ВТО в 2002 г. Китая, наша страна остается единственным крупным государством вне этой организации.

Китай на протяжении 15 лет велпереговоры о присоединении. То есть страна вела именно переговоры, а не готовилась к вступлению. Такая позиция обусловлена спецификой КНР, в частности, закрытостью экономики. Результатом стало вступление на особых условиях. Для Китая действует более 200 дополнительных соглашений, тогда как другие присоединившиеся страны имеют не более 20-30 подобных ограничений. Кроме того КНР взяла на себя ряд других обязательств, например, в течение 15 лет не ставить вопрос о признании рыночного статуса китайской экономики. Однако, уже в 2002 г. прямые инвестиции в китайские компании и предприятия выросли примерно на 20%, если сравнивать с показателями сентября-октября 2001 г.

Использованы материалы издания «Вестник интеллектуальной собственности»

Сергей Шалманов / CNews.ru


Эти и другие вопросы обсуждались на рабочем завтраке, который состоялся 11 марта, в нем также приняли участие Георгий Петров, вице-президент ТПП, Алексей Лихачев, депутат Государственной Думы, член комитета по экономической политике и предпринимательству, Ирина Коммо (Irene Commeau), генеральный директор Европейского делового клуба в России, представители и менеджеры ведущих компаний, например, Борис Нуралиев, директор фирмы «1C», а также представители РСПП и Администрации президента России.

Организаторами выступили Российский национальный комитет Международной торгово-промышленной палаты и комитет Торгово-промышленной палаты России по интеллектуальной собственности. Они собираются продолжить подобные встречи и даже взять на себя подготовку специальных информационных и аналитических материалов по тематике «Россия и ВТО».

Подробнее о темах, обсуждавшихся на рабочем завтраке «ВТО и ИС», можно прочесть в наших материалах – «Пиратские CD…», «Минэкономразвития…», «ООН: цена CD должна зависеть от…»