У домашних проекторов все больше шансов проникнуть в ваш дом
Развитие рынка мультимедийных проекторов привело к появлению новых линеек, которые позиционируются как «домашние». Если темпы роста рынка сохранятся, то вскоре проекторные домашние кинотеатры смогут составить достойную конкуренцию плазменным панелям и ЖК-телевизорам с большой диагональю.
Шансы есть
На сегодня видеопроекторы по своей популярности заметно проигрывают плазменным панелям и ЖК-телевизорам. Тем не менее, российский рынок проекторов стабильно развивается - по оценкам DTC, ежегодный прирост с 2000 года составил в среднем 60%. Кроме того, средневзвешенная стоимость проектора постоянно уменьшается, происходит переориентация рынка на средний класс как на основного потребителя. В совокупности с рядом преимуществ видеопроекторов перед другими технологиями визуализации информации, уменьшение цены может привести к тому, что проекторы для дома смогут составить достойную конкуренцию плазменным экранам и ЖК-телевизорам.
Стоит отметить, что речь идет лишь о проекторах для дома – проекторы класса Hi-End относятся к совершенно другим ценовой и клиентской нишам. По оценкам DTC, годовой объем российского рынка мультимедиа проекторов (MultiMediaProjector - ММР) составляет около 35 тыс. устройств, что почти в полтора раза меньше объема рынка плазменных панелей (Plasma Display Panel - PDP). Поэтому попытка произвести деление ММР на офисные и кинотеатральные может вызвать лишь скептическую усмешку. С другой стороны, по прогнозам того же DTC уже в 2006 году доля кинотеатральных проекторов составит около 42%, а в 2007 – уже около 48% от общего количества мирового объема ММР.
Эти прогнозы подтверждаются также изменениями, которые произошли в 2004 году в модельных рядах ММР большинства вендоров: кинотеатральные модели появились в продуктовых линейках почти всех производителей, представленных на российском рынке. Рост рынка отразился даже на поставщиках, традиционно ориентированных на ИТ-канал: в 2004 году модельные ряды кинотеатральных проекторов представили компании BenQ и HP, а компания Samsung вышла на рынок кинотеатральных проекторов Hi-End класса. В то же время рост рынка офисных проекторов, по оценкам ITResearch, в 2004 году существенно замедлился. На этом фоне динамика рынка кинотеатральных проекторов позволяет выделить их в самостоятельный сегмент.
Плазма, ЖК или проектор?
Плазменные панели и ЖК-телевизоры пользуются очень большой популярностью у любителей домашнего кино. Сегодня к возможностям получения качественного изображения в домашних условиях добавилось использование проектора. У всех этих трех возможностей визуализации информации существуют как плюсы, так и минусы.
Плазменная панель и ЖК-телевизор:
плюс: не требует затемнения;
плюс: легко вписать в существующий интерьер;
минус: размер изображения ограничен 60 дюймами.
Проектор:
плюс: полный эффект присутствия, благодаря возможностям создания действительно большого изображения (у некоторых моделей - до 5,5 метров в ширину);
минус: требует затемнения;
минус: не всегда просто «вписать» в существующий интерьер, обычно гораздо проще это сделать на стадии проектирования или ремонта.
Сложно выделить какую-то преобладающую категорию потребителей домашних кинопроекторов. Безусловно одно, это люди влюбленные в кино и предпочитающие качественное изображения на большом экране. В связи с понижением цены и повышением качества домашних проекторов начального ценового диапазона проектор дома перестал быть предметом роскоши и вполне доступен представителям среднего класса. В перспективе, каждого покупателя PDP или ЖК-телевизора большой диагонали можно рассматривать в качестве потенциального покупателя видеопроектора.
Кроме того, о росте популярности этого сегмента рынка можно судить по тому, что основные игроки, предлагающие ММР, вышли на рынок проекторов для домашних кинотеатров. Некоторые из них, например Sony, Epson, Sharp, выделили видеопроекторы в отдельные полноценные линейки, а компания InFocus даже создала новый бренд - InFocus ScreenPlay. Другие поставщики - Hitachi, Panasonic, Sanyo - не выделяют проекторы для дома в отдельный сегмент, предлагая их в модельном ряду ММР. По-прежнему заметное место на рынке занимает продукция вендоров, для которых рынок видеопроекторов «родной» - DreamVision, ProjectionDesign, Runco, SIM2. Однако, проекторы эти производителей отличает высокий уровень цен. Отметить стоит также появление трехматричных DLP-проекторы класса Hi-End (Marantz, InFocus ScreenPlay, SIM2, Runco).
«Говорящие» цифры
До 2002 года о рынке проекторов для домашнего кинотеатра можно говорить только условно. Вендоры не имели выделенных линеек видеопроекторов, реселлеры не разделяли каналы сбыта на “офисный” и “домашний”. Однако, такое разделение стало необходимым вследствие активного развития рынка. По данным IT-Research объем продаж в первом полугодии 2004 года вырос в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2003 года и составил 14,8 тыс. устройств. Круг активных игроков этого рынка также существенно расширился.
Одними из первых в конце 90-х годов прошлого века на российский рынок мультимедиа проекторов пришли компании 3М, Hitachi, Sanyo, Sharp. Средневзвешенная стоимость мультимедиа проектора составляла в то время $5-7 тыс., причем с каждым годом этот показатель уменьшался на 10-20%. Так, более половины проданных за первое полугодие 2004 года ММР стоило уже менее $1,5 тыс. Налицо перераспределение рынка в сторону более дешевых моделей и ориентация на массового потребителя.
Структура продаж мультимедиа проекторов в России
Источник: ITResearch, 2004 г.
В целом можно выделить следующие основные тенденции российского рынка мультимедиа проекторов в 2004 году:
- продолжается процесс разделения ММР на «офисные» и «домашние»;
- на рынке «офисных» проекторов маржа снижается быстрее, чем на рынке «домашних»;
- увеличивается доля потребителей «домашних» проекторов;
- дорогие «домашние» проекторы превращаются в Hi-Fi и Hi-End товар с традиционными каналами распространения – салоны, инсталляторы, архитекторы и т.д.;
- недорогие «домашние» проекторы постепенно становятся массовым потребительским товаром;
- продолжается перераспределение структуры продаж по ценовым категориям со смещением основного акцента на ценовой сегмент до $1,5 тыс.
Проблемы и перспективы
Существенному росту рынка домашних проекторов в ближайшее время может способствовать появление универсальных устройств типа “бумбокс” в нижнем ценовом диапазоне, которые будут широко востребованы на рынке в силу своей многофункциональности. Развитие беспроводных технологий также может стать движущим фактором в развитии рынка – с появлением возможности передачи изображения с помощью WLAN проекторы станут удобнее в использовании и «мобильнее». Основное же значение по-прежнему имеет фактор цены. Аналитики называют решающим так называемый психологический рубеж в $1 тыс.
Тем не менее, на пути развития рынка домашних проекторов стоит немало проблем. Основная из них – качество изображения, получаемого на большом экране. К перспективам развития можно отнести достижение в ближайшем будущем проекторами Hi-End класса «пленочного» качества изображения. Не последнее место в списке причин невысокой популярности видеопроекторов занимает низкая активность вендоров в формировании спроса и стимулировании сбыта.
Несмотря на эти трудности, эксперты высоко оценивают шансы домашних проекторов. Ежегодно их доля в общем объеме продаж ММР растет и по прогнозам аналитиков в 2006 году превысит доли продаж ММР в остальных сегментах рынка. Безусловно, темпы роста продаж плазменных панелей и ЖК-телевизоров существенно опережают темпы роста ММР, но на «домашнем» рынке, PDP и ЖК-телевизоры следует рассматривать по отношению к видеопроектору не как альтернативное, а как дополнительное устройство визуализации, так как только проектор способен создавать изображение высокого качества на большом экране. Видеопроектор - для кино, а ЖК-телевизор - для ТВ-сигнала.
Дмитрий Аносов / CNews
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a1012