Статья

Таможня потратит на ИТ $140 млн.

Наука Бизнес

22 апреля этого года Совет директоров МБРР (Международный банк реконструкции и развития, структура Всемирного банка) принял решение о выделении кредита в размере $140 млн., а 27 августа председатель ГТК России Михаил Ванин и директор Всемирного банка по России Джулиан Швейцер подписали соглашение о выделении России кредита для финансирования проекта «Модернизации информационной системы таможенных органов». Заем выделяется с льготным периодом 5 лет, его окончательный срок погашения — 17 лет.

23—24 сентября в ГТК России прошла конференция «Перспективы развития таможенной службы России и проект модернизации информационной системы таможенных органов». Основная тема конференции — обсуждение «Целевой программы развития таможенной службы на 2004—2008 годы».

Сколько стоит ИТ для модернизации ГТК?

По словам Леонида Лозбенко, первого заместителя председателя ГТК России, целью проекта «Модернизации информационной системы таможенных органов» является реформирование и модернизация таможенных органов РФ для внедрения приемлемой международной практики оформления внешнеторговых грузов. В конечном счете, реализация проекта послужит полноте собираемости таможенных деклараций, всемерному содействию развития торговли через выборочность применения форм таможенного контроля, а также обеспечению эффективного таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через границу РФ. Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество улучшит инвестиционный климат в стране, обеспечит единообразие применения таможенного кодекса на всей территории страны.

Решения поставленных задач предполагается достичь путем внедрения стандартизированных и автоматизированных процедур, повышения уровня осведомленности и подготовки участников ВЭД, повышения прозрачности, единообразия и предсказуемости действий таможенных органов.

По прогнозам экспертов, динамика среднедневных перечислений (всего) таможенными органами в федеральный бюджет выглядит следующим образом: 1999 год — $44,2 млн., 2000 — $63,3 млн., 2001 — $85,6 млн., 2002 — $100,5 млн., первое полугодие 2003 года — уже $117,2 млн. При этом, среднее время оформления импортных грузов должно сократиться к 2005 году на 25%, а к 2008 году — на 50%.

Динамика и перспективы развития таможенной службы
в свете реализации целевых программ ГТК России

2000 2003 2008
Внешнеторговый оборот, млрд. долл. 137 174 213
Таможенные платежи, млрд. руб. 359 740 1500*
Нормативная база, количество документов 3000 3000 100
Время оформления в пунктах пропуска, мин. 90 30 10
Максимальное время таможенного оформления внутри страны, суток 10 3 1

* — При условии сохранения таможенного и налогового регулирования.

Проект целевой программы содержит следующие компоненты: таможенный контроль и оформление; содействие торговле; бюджетная политика; совершенствование правовой базы; организационная структура и оперативное управление; финансовое управление; управление кадрами; повышение безупречности деятельности таможенных органов; информационные технологии; управление проектом.

Наиболее крупная сумма в рамках кредита выделяется на развитие и внедрение ИТ, что является логичным, поскольку на данный момент более 50% ИТ-средств ГТК выработали свои ресурсы и нуждаются в замене, а также подготовке и переподготовке кадров. На разработку ИТ выделяется $133,23 млн., включая непредвиденные расходы (ориентировочные базовые расходы составляют $121,96 млн., включая периодические расходы — $4,31 млн.).

Компонент «Разработка информационных технологий»

В компонент «Разработка информационных технологий» будет включено семь подкомпонентов:

  1. Разработка информационно-технической инфраструктуры — $64,41 млн., включая непредвиденные расходы (ориентировочные базовые расходы составляют $59,44 млн., включая периодические расходы — $3,24 млн.)

    В рамках данного подкомпонента будет оказано содействие ГТК России при разработке и внедрении стратегии в области телекоммуникационной инфраструктуры, при выполнении программы обновления или модернизации ИТ-средств и операционного программного обеспечения, создании или модернизации локальных средств операционного и аналитического ПО, создании или модернизации локальных сетей на таможнях и в структурных подразделениях ГТК. В ходе реализации компонента будет оказана поддержка при закупке специального оборудования для проведения таможенного контроля грузов, перевозимых большегрузными автофургонами и контейнерами, для минимизации рисков и недопущения мошенничества и контрабанды.

  2. Разработка и внедрение Единой автоматизированной информационной системы ГТК России — III очереди (ЕАИС III) — $58,33 млн., включая непредвиденные расходы (ориентировочные базовые расходы составляют $53,55 млн., включая периодические расходы — $1,09 млн.)

    В рамках этого подкомпонента будет оказана поддержка ГК при совершенствовании ЕАИС III, совершенствовании автоматизированных систем таможенного оформления грузов и таможенного контроля, включая внедрение улучшенных модулей оценки, усилена способность региональных компьютерных центров и ГНИВЦ ГТК. В ходе реализации компонента будет оказана поддержка при разработке и внедрении новых ИТ-систем на отобранных объектах, включая системы электронной обработки таможенных деклараций, экспортного контроля, а также контроля за импортом частных транспортных средств.

  3. Усиление административного руководства — $1,09 млн., включая непредвиденные расходы (ориентировочные базовые расходы — $0,84 млн.)

    Поддержка при дальнейшей разработке стратегии в области ИТ-политики на основе учета интересов участников ВЭД, при совершенствовании управления эффективностью функционирования ИТ структурных подразделений, внедрении эффективных технологий представления информации участникам ВЭД, обеспечивающих контроль качества, и при разработке стратегического плана развития таможенного дела и минимизации последствий катастроф.

  4. Совершенствование управления разработкой прикладного ПО — $0,26 млн., включая непредвиденные расходы ($0,23 млн.)

    Внедрение ГТК новой системы управления проектами в области ИТ и совершенствование финансового управления крупными инвестициями в ИТ.

  5. Усиление системы кадрового обеспечения специалистами ИТ-профиля — $2,41 млн., включая непредвиденные расходы ($1,95 млн.)

    Разработка долгосрочной стратегии развития кадрового обеспечения специалистами ИТ-профиля, включая разработку дистанционного обучения и усиление взаимодействия с Российской таможенной академией в целях содействия повышению уровня информированности об ИТ и более быстрого решения вопросов, связанных с управлением изменениями.

  6. Прозрачность и соблюдение международных норм — $0,33 млн., включая непредвиденные расходы ($0,27 млн.)

    Разработка системы контроля эффективности инвестиций в ИТ в целях обеспечения прозрачности таможенной деятельности. Также будет оказана помощь для обеспечения рекомендаций, содержащихся в главе 7 «Применение информационных технологий» Генерального приложения к Киотской конвенции.

  7. Создание таможенной информационной базы данных — $6,40 млн., включая непредвиденные расходы ($5,7 млн.)

    Совершенствование функционирования и ведения центральной базы данных ГТК, включая разработку и внедрение системы загрузки данных, мониторинга, архивно-административной системы, а также разработку и внедрение единой подсистемы доставки для обеспечения взаимодействия прикладных процессов.

ИТ в ГТК: сделано и планируется

Значительные средства, вложенные за последние десять лет в оснащение ГТК соответствующими технологическими инструментами, оказались недостаточными. Многие системы были разработаны изолированно друг от друга и не могут использоваться в интегрированной среде, необходимой для поддержки существующей или будущей информационной технологии и систем.

Разработаны и уже внедрены: комплексная автоматизированная система таможенного оформления; технология электронного декларирования товаров и транспортных средств; технология автоматизированного информационного обмена между таможенными службами России и Украины. Планируется разработать и внедрить: технологию предварительного информирования; технологию сквозного контроля; автоматизированную систему контроля за вывозом товаров; новую АС КДТ. В результате новые технологии позволят осуществить принцип таможенного контроля «одного окна», реализовать проекты «Трансатлантическое направление», «Зеленый коридор» (о котором подробнее речь ниже), а также интегрировать информационные системы крупных участников ВЭД и таможенных органов.

Предусматривается интеграция информационных ресурсов ГТК России и федеральных органов исполнительной власти. Задачи ГТК, обеспечиваемые интегрированными ресурсами, таковы: таможенный надзор; профилактика нарушений таможенных правил; совместные проверки финансово-хозяйственной деятельности; оперативно-поисковые мероприятия; совместный контроль в пунктах пропуска; розыск грузов; упреждающее электронное декларирование; ведение таможенной статистики; тарифное и нетарифное регулирование ВЭД; прогнозирование и учет поступлений платежей. Агрегация баз данных ЕАИС ГТК осуществляется с МВД, ФСБ, МНС, МПС, Минтрансом, ФПС, Госкомстатом, Госстандартом, Минэкономразвития.

Закупка товаров и технических услуг по займу будет осуществляться в соответствии с руководством Всемирного банка (ВБ) «Закупки по займам МБРР и кредитам МАР». При проведении закупок заемщик будет руководствоваться стандартной тендерной документацией Всемирного банка. При закупке товаров и услуг в рамках международных конкурсных торгов отечественным производителям будет предоставлена льгота. Важно, что реализация поставленных задач по внедрению технических ресурсов базируется на российских разработках, соответствующих требованиям ВБ.

По масштабу проект реформирования таможенной службы РФ, информатизации и унификации не имеет аналогов в мире. Так, информационное обеспечение таможенной службы приходится реализовывать в условиях одиннадцати часовых поясов. Всего в России 139 таможен: 35 — внутренних, 45 — пограничных, 66 — авиационных, 24 — морских (речных), 9 — оперативных, 4 — тыловых (базовых), 2 — кинологические. В итоге — в нашей стране 694 таможенных поста, а общая штатная численность органов составляет 68446 единиц.

«Зеленый коридор» в Финляндию и Швецию

Принципы проекта «Зеленый коридор»

Принципы проекта

Источник: ГТК России, 2003 г.

Также г-н Лозбенко обратил внимание на недавно запущенный проект «Зеленый коридор», реализующий принцип упрощенного таможенного оформления, а именно — предварительное информирование таможенных служб РФ со стороны коллег в Финляндии и Швеции о перемещаемом грузе.

«Зеленый коридор». Предварительное информирование

Источник: ГТК России, 2003 г.

В момент прибытия груза на границу, вся необходимая информация для «растаможки» груза уже есть в единой информационной системе, таможенный инспектор получает доступ к ней, считывая штрих-код с документа, который передается с водителем. Далее производится проверка, вносятся недостающие данные, документ контроля доставки (ДКД — основной документ, формируемый на границе) формируется автоматически информационной системой, распечатывается и отдается водителю. В конечном счете, информация о следующем грузе автоматически попадает в таможню назначения.

«Зеленый коридор». Ускорение процедур в пунктах пропуска

Источник: ГТК России, 2003 г.

Данная система в настоящий момент — предмет особой гордости российских таможенников. Организовав подобное взаимодействие, удалось сократить время оформления документов на границе с нескольких часов до нескольких минут.

«Зеленый коридор». Ускорение процедур при таможенном оформлении

Источник: ГТК России, 2003 г.

Эркола Эдуард / CNews.ru