Сотовые дилеры делят региональный "пирог"
В течение 2003 года число абонентов сотовой связи в России увеличилось более чем в 2 раза с 18 млн. до 36,4 млн. На этом фоне активно росли продажи сотовых телефонов и аксессуаров к ним. По единодушному мнению экспертов и практически всех участников рынка мобильной связи, наибольшую динамику в этом сегменте российского бизнеса в последнее время демонстрируют именно регионы, а не столицы. И здесь крупнейшие сотовые дилеры стремятся успеть к разделу «праздничного пирога», демонстрируя провинциальному по географии, но не по запросам покупателю все имеющиеся новинки и сервисы.
Уровень проникновения сотовой связи в России к началу 2003 г. достиг 24,7%. Сегодня в России число абонентов ежемесячно увеличивается на 1 млн. Основной вклад обеспечивают GSM-операторы. Так происходит сейчас, так было и в 2003-2002 гг. Но отличительной особенностью прошлого года стало то, что наибольший прирост числа абонентов сотовой связи наблюдался в регионах страны. И в 2004 году эта тенденция получила свое дальнейшее развитие.
«В этом году мы рассчитываем, что бурный рост мобильной связи будет продолжаться», подчеркнул глава Минсвязи России Леонид Рейман1 на расширенном заседании Коллегии министерства 2 марта с.г. Аналитики утверждают, что прирост абонентской базы в цифровом значении будет примерно таким же, как и в 2003 г. Правда, в процентном выражении он вряд ли достигнет 50%. В то же время, глава Минсвязи придерживается более «перспективных» цифр. По его словам, 55-60 млн. абонентов к концу 2004 года это вполне достижимые цифры. Более того, он считает, что «для развития мобильной связи в регионах компании фиксированной связи тоже должны сделать определенные шаги навстречу».
Большой поход
Статистика за 2003 год демонстрирует, что продажи сотовых телефонов в регионах заметно увеличились, в то же время столичные рынки приблизились к своему насыщению. По данным аналитической компании Mobile Research Group, объем розничного рынка мобильной связи России в 2003 году составил $2,257 млрд. При этом на Москву и Санкт-Петербург пришлась примерно третья часть всех продаж. Рост бизнеса ритейлеров сотовых телефонов в регионах развивается весьма неплохо, и все московские компании-дилеры устремились именно туда.
«Как видно из показателей за 2002 и 2003 гг., региональный рынок сотовой розницы показывает большую динамику развития, в отличие от рынков двух столиц, комментирует ситуацию для CNews.ru Кирилл Лубнин, руководитель службы по связям с общественностью группы компаний DIXIS. Это связано, в первую очередь, с тем, что рынок Москвы и Санкт-Петербурга близок к насыщению. 2004 г. будет годом, когда показатели продаж Москвы и Питера сравняются с показателями регионов. В последующие годы доля региональной составляющей будет только расти и значительно превысит долю продаж Москвы и Санкт-Петербурга, как в количественном, так и в денежном измерении».
По словам Дениса Никулина, директора департамента по управлению розничной сетью DIXIS, продвижение компании в регионы представляется вполне оправданным. Сейчас на рынке двух столиц наблюдается некоторая стагнация. При этом, если в Москве она уже наступила, то рынок Санкт-Петербурга еще развивается.
Однако регионы и по проникновению операторов, и по удовлетворению клиентского спроса все еще далеки от насыщения. Сегодня порядка 80% телефонов DIXIS продается в Москве и Санкт-Петербурге, а 20% «в остальной России».
Динамика продаж сотовых телефонов в салонах DIXIS (тыс. штук)
Источник: DIXIS, 2004 г.
DIXIS на Северо-Западе России Северо-Западное представительство группы компаний DIXIS было открыто в декабре 2000 г. в связи с ощутимой потребностью этого макрорегиона в оптовых поставках сертифицированных моделей телефонов и аксессуаров розничным торговым сетям и компаниям-операторам. Через год, 11 декабря 2001 г., в Санкт-Петербурге открыл свои двери первый салон сотовой связи DIXIS. Это произошло в день официального открытия сети МТС в северной столице России. В декабре того же 2001 г. было открыто еще два салона DIXIS. |
Потенциал региональных сетей действительно огромен. Об этом, например, говорят следующие цифры: 215 московских салонов связи «Евросети» продают столько же, сколько 119 региональных.
У каждой крупной торговой сети своя региональная стратегия. Так, DIXIS активно работает на увеличение количества собственных филиалов в городах-миллионниках, укрупнение сети уже существующих филиалов и дальнейшее развитие франчайзинговой программы.
Региональные сети: огромный потенциал
Новости о том, что та или иная столичная торговая сеть открыла очередной офис продаж или представительство в одном из российских регионов, сегодня не редкость. В середине февраля 2004 г. группа компаний DIXIS объявила об открытии Уральского представительства2 компании в Екатеринбурге. Чуть раньше в конце января был открыт Уральский филиал DIXIS (сегодня в его состав входят 13 салонов сотовой связи и оптовый склад). Практически в это же время было принято решение об объединении филиала компании с франчайзинговой сетью салонов связи, которая работала в этом городе под брендом компании.
«Открытие филиала в Екатеринбурге и объединение нашей франчайзинговой и собственной сети салонов связи важный шаг в развитии компании DIXIS, комментирует это событие корреспонденту CNews.ru Олег Семечкин, президент группы компаний DIXIS. Сегодня мы объявляем не только, о том, что вышли на рынок Уральского региона, но и о новом для местного рынка формате деятельности. Мы приступаем к работе сразу в трех областях: оптовой, розничной торговле и сервисном обслуживании. В каждом из этих направлений мы готовы предложить нашим потенциальным партнерам и потребителям уникальные услуги, которые не были доступны жителям Уральского региона».
На сегодняшний день сеть салонов сотовой связи DIXIS является третьей по величине сетью в Екатеринбурге, занимая 4-5% рынка сотовой розницы в Уральском регионе. Планируется, что до конца 2004 года этот процент составит 10%, в том числе, за счет открытия салонов в Екатеринбурге и крупных региональных центрах Перми, Тюмени и Челябинске. Например, в ближайшее время намечено открытие собственного сервисного центра «DIXIS-Сервис»3 с авторизацией на гарантийный и постгарантийный ремонт сотовых телефонов ведущих мировых производителей.
В центре возможностей
К созданию франчайзинговых проектов «DIXIS Салоны Связи» и «DIXIS. Сервисные центры», впервые анонсированных на выставке «СвязьЭкспокомм-2002», компания приступила в 2002 году. Так, уже в сентябре открылся первый франчайзинговый салон в Новосибирске.
К настоящему времени бренд DIXIS работает в 25 регионах России, объединяя 70 магазинов в Новосибирске, Великом Новгороде, Красноярске, Екатеринбурге и др. городах4.
В то же время, собственные представительства DIXIS открыты в Санкт-Петербурге (67 салонов и один сервисный центр по ремонту телефонов), Екатеринбурге (13 салонов), Краснодарском крае, Воронеже и Нижнем Новгороде. В целом по России по итогам 2003 года в составе торговой компании DIXIS насчитывалось 170 собственных салонов связи и 70 франчайзинговых (в 2002 году их было 42 и 4 соответственно).
Динамика развития розничных магазинов DIXIS в России, 1996-2003 гг.
Источник: DIXIS, 2004 г.
Региональная экспансия: «за» и «против»
Экспансия DIXIS в регионы уже приносит заметные плоды: последние 2 года оборот компании практически удваивался и превысил в 2003 году $200 млн.
Динамика оборотов DIXIS (млн. $)
Источник: DIXIS, 2004 г.
DIXIS: основные события на региональных рынках в 2003-2004 гг. 2003 год, апрель |
Кроме того, в регионах силен административный ресурс, и они различаются по своей доходности, что требует дифференцированного подхода.
Не отстает от конкурентов и компания Maxus, владеющая сетью центров мобильной связи «Связной». На ее продажи, по собственным же оценкам, приходится 14% рынка Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода (в этих городах розничная сеть «Связной» к концу 2002 года насчитывала 272 центра). В 2004 году компания Maxus планирует открытие центров в 6-и крупнейших городах России. При этом, как ожидается, ежемесячно будут открываться в среднем по 15 новых центров мобильной связи «Связной». Всего эта компания в новом году планирует открыть более 180 новых торговых точек, из них 160 в российских регионах. Поскольку спрос на мобильные телефоны в регионах только растет, сотовые дилеры в своих региональных устремлениях используют весь спектр возможностей.
Динамика развития региональных салонов DIXIS, 2002-2003 гг.*
*2002 г. Воронеж, Новосибирск, Анапа, Великий Новгород, Сочи, Красноярск, Екатеринбург, Брянск, Саратов, Курск, Хабаровск.
2003 г. Курган, Челябинск, Пермь, Ярославль, Волгоград, Нижний Новгород, Краснодар, Крымск, Архангельск, Тверь, Рязань, Тюмень, Ульяновск, Энгельс, Пятигорск, Старый Оскол, Белгород.
Источник: DIXIS, 2004 г.
«При выходе на региональные рынки группа компаний DIXIS рассматривает различные бизнес-сценарии от строительства сети и филиала с нуля, до приобретения/поглощения собственных франчайзи или мелких региональных сетей салонов связи и перевод их под бренд DIXIS, рассказывает CNews.ru Кирилл Лубнин. Также, помимо строительства сетей салонов связи, в регионах DIXIS разворачивает собственные сервисные центры по ремонту сотовых телефонов. В настоящее время такие центры (собственные или франчайзинговые) расположены в 20-и регионах России».
.
Виталий Солонин / CNews.ru
1Напомним, что 9 марта 2004 г. Владимир Путин обнародовал новый состав и структуру правительства России. В ней нет Минсвязи, как и министра Леонида Реймана. Главой нового Министрства транспорта и связи назначен заместитель генерального директора ЗАО «Северсталь Транс» Игорь Левитин.
2На рынок Екатеринбурга компания DIXIS один из российских лидеров в области дистрибуции, оптовой и розничной продажи оборудования, аксессуаров для сотовой связи и сервисного обслуживания вышла в ноябре 2002 года, открыв в центре города салон связи, работающий по системе франчайзинга. На тот момент это была единственная московская компания, которая открыла салон связи на Урале. За год работы ее франчайзинговым партнером в Екатеринбурге было открыто 8 салонов сотовой связи, реализовано 10 тысяч сотовых телефонов, 17 тысяч аксессуаров и 9,5 тысяч контрактов. Суммарный оборот сети салонов связи DIXIS с ноября 2002 года по февраль 2004 года составил более 100 млн. рублей.
3Сервисная компания ООО «DIXIS Сервис», входящая в Группу компаний DIXIS, располагает двумя уникальными для российского рынка сервисными центрами по ремонту телефонов, способных производить 30 тысяч ремонтов в месяц, и сетью из 20-ти собственных и франчайзинговых сервисных центров в регионах России. Сервисный центр DIXIS имеет прямую авторизацию от компаний Nokia, Sony Ericsson, Samsung, Sagem, LG и Pantech.
4Помимо Новосибирска, Великого Новгорода, Красноярска и Екатеринбурга, салоны под единым брендом DIXIS работают в Брянске, Саратове, Курске, Хабаровске, Кургане, Перми, Челябинске, Ярославле, Волгограде и Нижнем Новгороде.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a808