Смартфоны: есть ли предел совершенству?
Согласно статистике, продажи КПК на мировом рынке сокращаются на фоне стремительного роста сегмента смартфонов. Каковы перспективы дальнейшего развития новых устройств на российском и мировом рынках? Есть ли предел функциональному совершенствованию умных телефонов?
Горе от «ума»
Smartphone в дословном переводе «умный телефон». Это определение достаточно условное, и на заре своего возникновения обозначало всего лишь продвинутый в функциональном отношении мобильный телефон. Сегодня это уже новый класс устройств, развивающихся стремительными темпами и постепенно вытесняющих с рынка обычные телефоны и КПК. Однако дела на этом секторе рынка обстоят отнюдь не радужно, и камнем преткновения стал тот самый «ум» смартфонов. Возник вопрос каков разумный предел функциональной насыщенности такого аппарата, которая должна присутствовать именно в той мере, какая нужна потребителю.
На рынке сегодня наблюдается интересная ситуация: выпустив первые образцы своих смартфонов, производители немного приутихли и задумались о будущем. Основания для этого более чем достаточные: пользователи неоднозначно восприняли «новую смартфонную волну», и запланированного спурта не получилось. Еще два года назад в аналитических отчетах некоторых компаний утверждалось, что эра смартфонов должна была начаться уже сегодня, в 2004 году. Но время внесло свои коррективы, и срок повальной замены мобильных телефонов и карманных компьютеров на смартфоны теми же аналитиками сдвинут до 2008 года.
Пионеры смартфоностроения
История смартфонов еще совсем короткая, и ее начало датируется концом 2001 года, когда финская компания Nokia выпустила первый камерофон (это определение не прижилось, и сегодня его используют несколько в другом контексте). Финны сделали весьма важный для истории шаг, они показали, каким может быть мобильный терминал. Революционность Nokia 7650 лучше всего подтверждает тот факт, что и по сей день (прошло три года) смартфон еще производится и продается. Кстати, приблизительно в то же время увидел свет и Siemens SX45, который принято считать первым коммуникатором. Наряду со смартфонами, мы будем порой упоминать и коммуникаторы, ведь четкую границу между ними провести очень трудно, и, по большому счету, это взгляд на одну проблему с разных сторон.Революционный Nokia 7650 |
«Первыми, с чем мы познакомили российского потребителя, были коммуникаторы под брэндом Qtek рассказывает Виктор Лопатин, вице-президент компании Вобис, которая одной из первых начала продавать смартфоны в России. Кроме того, мы активно начали работать с компанией Mitac, которая производила все Pocket PC от Rover, выходившие на российском рынке под его брендом. Полтора года назад Mitac выпустила первый смартфон-раскладушку».
Правда, особого успеха почин «Вобиса» не имел. Проблема восприятия нового класса устройств не стала исключением и для российских пользователей. К тому же, практически полная неизвестность бренда, сравнительно высокая цена, да и отсутствие необходимости в таком устройстве (мобильный интернет только начинался) стали сдерживающим фактором для распространения смартфонов на российском рынке.
Борьба платформ
В данный момент на мировом рынке смартфонов доминирующие позиции (порядка 80-85%) по продажам занимает Nokia. Этому есть простое объяснение: в свое время финская компания приняла решение оснастить все телефоны высшей ценовой категории платформой Symbian в качестве операционной системы. Это дало производителю возможность увеличить набор функций и повысить привлекательность своих аппаратов. Но ощущать свой мобильный телефон как смартфон дано не каждому, об этом задумываются только профессионалы, а простой обыватель порой даже не подозревает, какие возможности таит в себе его телефон: психологически человек, по-прежнему, воспринимает Nokia, прежде всего, как производителя мобильных телефонов.
Siemens SX45 - первый коммуникатор |
Похожая ситуация сложилась и со смартфонами на базе операционной системы от Microsoft, которые по своим возможностям и функциям практически не отличаются от смартфонов Nokia. Microsoft в имиджевом плане и в «головах» публики совершенно однозначно ассоциируется с операционной системой для компьютеров. Но именно на этом устоявшемся представлении Microsoft и построил стратегию по выводу на рынок своих «умных» устройств: пользователь ПК в 99% случаях работает именно в системе Microsoft и чувствует себя в ней уютно. Когда он видит в своем коммуникаторе или смартфоне тот же интерфейс, получает те же возможности, ему проще адаптироваться к новому устройству. Но в целом, принципиальна лишь разница подходов к созданию интерфейса управления: Nokia движется от телефона к смартфону, а Microsoft от ПК к телефону.
Противостояние Nokia Microsoft является сегодня одним из самых заметных событий на рынке смартфонов. По этой причине сравнивать современные смартфоны по внешнему виду или аппаратной основе было бы не совсем справедливо. Ведь основа «умного телефона» это, в первую очередь, его программная платформа. На сегодня существуют две платформы, которые можно принимать во внимание, это Nokia Series 60 и Microsoft Windows Mobile for Smartphone. Особо хочется подчеркнуть, что эти платформы построены на базе операционных систем Symbian и Windows CE соответственно.
Участники рынка до сих пор спорят и обсуждают, как поделить «умные» устройства на смартфоны и коммуникаторы. Проще всего представить, что смартфон это телефон с операционной системой, а коммуникатор КПК с функцией телефона. Некоторые же предпочитают считать основным разделительным признаком наличие (либо отсутствие) встроенной полноразмерной клавиатуры. Правда, ни один из этих способов не дает гарантированный ответ по поводу статуса устройства.
У Виктора Лопатина свой взгляд на эту проблему: «Для себя я определил, где кончается смартфон и начинается коммуникатор, так: смартфон это устройство, в котором нет сенсорного экрана, но есть традиционный набор телефонных клавиш, а коммуникатор это Pocket PC с привинченной функцией телефона, расширенной операционкой и стопроцентным наличием touch screen. Хотя развитие рынка и появление новых моделей периодически подвергают мою теорию испытаниям. Например, некоторые телефоны Philips имеют сенсорный экран».
По большому счету, это чисто риторический вопрос. Для конечного пользователя не суть важно, к какому классу относится его устройство, главное его возможности.
Есть ли предел?
PalmOne Treo 600 - абсолютный лидер продаж в США |
Sony Ericsson P800- рекордсмен по универсальности |
«Да, увеличение набора функций это палка о двух концах, говорит г-н Лопатин. Дело в том, что чем больше функций вкладывается, тем меньше потребитель понимает, для чего ему это нужно. Мы с этим сталкиваемся каждый день: самое важное для успешных продаж начинается после того, как мы продали аппарат. У покупателя начинает возникать масса вопросов, на которые надо грамотно ответить». Кроме того, усложнение новых моделей приводит к задержкам выхода устройства на рынок. Например, Motorola МРX рынок ждет уже больше полугода, а ожидание Sony Ericsson P800 или Siemens SX1 длилось и того больше.
Российский пользователь особый
Вполне закономерно и оправданно, что смартфоны и коммуникаторы вытесняют КПК. Современный человек не хочет больше обвешиваться проводами и носить в каждом кармане по аппарату для выхода в интернет, для звонков, для получения данных и т.д. Так, например, коммуникатор PalmOne Treo 600 бесспорный лидер на рынке США. Темпы продаж этого аппарата оказались настолько высоки, что позволили компании PalmOne получить вдвое большую прибыль, чем прогнозировали аналитики. Для того, чтобы понять о какой функциональности современного устройства идет речь скажем несколько слов о Palm Treo 650. Коммуникатор сохранит общий дизайн предшественника, добавятся клавиши посыла и приема вызова, TFT дисплей будет иметь разрешение 320×320 точек и будет отображать 65 тыс. цветов. Аккумулятор станет съемным (его емкость 1900 мАч), появится встроенная поддержка Bluetooth и мегапиксельная камера. Модель будет анонсирована в октябре.
Motorola MPx обладает самой удобной интегрированной клавиатурой |
«Безграничной миниатюризации сопротивляется человеческая природа, уверен г-н Лопатин. Становится непонятно, как таким устройством можно управлять. На Западе для этого предусмотрены голосовые технологии. Но в России, я думаю, они не приживутся: российскому обывателю достаточно сложно переключиться на новые технологии, равно как и на новые бренды, на новые возможности».
Кстати, о брендах. Так, тот же «Вобис» делает ставку на продвижение на российском рынке мобильных устройств от нескольких тайваньских производителей под собственными марками. Конечно, сегодня такие имена, как Compal, Premier, Solomon или FoxConn мало что говорят, но если вспомнить историю, то почти так же начинали свой путь к потребителю Acer и Asus. Однако, по оценкам участников рынка, потенциал у этих брендов весьма значителен. Возьмем, к примеру, новичка российского рынка компанию Compal, которая разработала прототип первого смартфона на платформе Microsoft. Кстати, по поводу карманного компьютера этой компании Palmax z710 , продаваемого в России (не смартфон, но все же). КПК обладает 18-битной матрицей (более 262 тыс. цветов), в то время как во всех источниках указывается отображение 16-битного цвета (65536 цветов). Как же так? Дисплей действительно 18-битный, только вот операционная система Windows Mobile поддерживает только 16 бит.«Умное» будущее
В том, что смартфоны ожидает большое будущее, сомневаться не приходится. Подтверждением тому является переориентация производства многих компаний с других направлений именно на смартфонное. Взять, к примеру, последние события в стане известного российского производителя Rover Computers. Некоторое время ходили слухи, что компания закрыла свое подразделение, занимающееся производством и продажами карманных компьютеров. Затем, однако, представители Rover Computers опровергли утверждения некоторых своих сотрудников об уходе с рынка КПК.
«Rover Computers продолжает выпускать карманные компьютеры, заявил в интервью CNews.ru Андрей Андреев, директор по маркетингу Rover Computers. Особое внимание мы уделим развитию направления коммуникаторов и смартфонов. Как показывают первые опыты продаж S1 и S2, именно данные устройства наиболее востребованы на рынке».
Как отметил г-н Андреев, изменения внутри проекта RoverPC связаны с передачей управления проектом дистрибуционному подразделению. Это связано с тем, что количество дилеров по этим продуктам выросло настолько, что для наиболее эффективной работы требуется уже другой подход к работе с партнерами. «Никаких изменений в процессе производства не будет, подчеркнул г-н Андреев, сборка по-прежнему будет осуществляться в России». До конца года компания планирует представить на рынок новые модели мобильных устройств, правда, не уточняется, к какому классу КПК, смартфонов или коммуникаторов они будут относиться.
«Рынок КПК мы, как производитель, рассматриваем как перспективный с учетом всего вышесказанного, говорит директор по маркетингу Rover Computers. Стратегия развития бизнеса нашей компании строится на том, что мы, в первую очередь, обращаем внимание на наиболее перспективные технологии и направления на ближайшие годы. А сегодня в сегменте КПК это коммуникаторы и смартфоны. Поэтому именно им мы и будем уделять первостепенное внимание».
Основания для такого шага, несомненно, есть. Так, аналитическая компания Canalys утверждает, что рост рынка смартфонов (правда, сюда же отнесены и сотовые телефоны с расширенной функциональностью) в мировом масштабе составил 70%, в то время как для КПК этот показатель не превысил 26%. Комментировать эти данные, наверное, нет необходимости.
Алекс Ксенин / CNews.ru
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a930