Статья

Рынок автоматизации продуктовых торговых сетей в России

Наука

Современная торговля немыслима без ИТ-технологий, во многом именно их применение позволило национальным торговым сетям стать мультинациональными корпорациями.

Активное использование систем автоматизации в торговых сетях началось в конце 80-х годов. Именно в это время крупнейшие торговые сети стали внедрять новейшие ИТ-технологии. По мнению их создателей, внедрение ИТ должно было дать толчок к выводу торговой сферы на новый уровень. ИТ-технологии должны были снизить издержки, повысить управляемость и создать единый стандарт для распределNнных сетей. Системы автоматизации начали внедряться практически во всех крупных сетях: Wall-Mart, Carrefour, Auchan. И надежды, которые связывали с внедрением, в целом себя оправдали. Так, по некоторым данным, после введения системы продажи компании Wal-Mart выросли на 11%, а прибыль — на 14%.

Пионеры рынка

В России в это время частная торговля только зарождалась. Первым торговым предприятиям было, что называется, не до автоматизации. Главной задачей было выстроить бизнес и создать действующий бизнес, да и самих торговых сетей не было до 1994 года.

Сначала торговые сети появились в Москве. Первой сетью стал «Седьмой Континент» и, хотя изначально не планировалось создавать сеть, уже в течение года был открыт второй супермаркет. В «Седьмом Континенте» была установлена торговая система SWS компании F10. Так как «Седьмой Континент» не планировался как торговая сеть, то и программное обеспечение F10 просто устанавливалось в каждом новом супермаркете практически независимо от других и уже впоследствии, через несколько лет, было доработано.

Первой действительно системной автоматизацией торговли было внедрение ИТ в торговую сеть «Перекресток», которое провела компания РеПко (сейчас BMS). Данная компания совместно с «Перекрестком» создала полноценную систему автоматизации.

В 1997 году отдел торговых систем компании «1C-Рарус» (ныне «АСТОР ВЦ») автоматизировал первые супермаркеты сети «Патэрсон». Торговая сеть «Рамстор» была автоматизирована турецкой компанией OBASE. До 1998 года в целом торговые сети супермаркетов не получили распространения, это было связано с тем, что в середине 90-х годов супермаркеты воспринимались как элитные магазины, а основные покупки население совершало или в обычных магазинах или на рынках. Ни о каком существенно большом рынке автоматизации торговых сетей в то время не могло быть и речи.

Ситуация резко изменилась после кризиса 1998 года. Как это не парадоксально, но именно поле кризиса, как в Москве, так и в России начался активный рост торговых сетей, который стал увеличиваться в геометрической прогрессии. На данный момент только в одной Москве насчитывается более 20 крупных сетей различных форматов, торгующих продуктами питания. Подобная ситуация наблюдается и в регионах, даже в Анадыре, столице Чукотки, открылся современный супермаркет. Хотя еще остаются регионы, не охваченные сетями, но, учитывая планы торговых сетей, уже через несколько лет в России не останется таких регионов.

Подобный рост торговых сетей не мог не спровоцировать роста рынка автоматизации.

Два пути

Изначально автоматизация в России пошла двумя путями. Первый путь заключался в том, чтобы покупать программное и аппаратное обеспечение у системных интеграторов, второй путь — в том, чтобы разрабатывать все программное обеспечение силами своих программистов. В начале 90-х никто даже не задумывался о покупке западных систем, так как их стоимость существенно превышала финансовые возможности торговых компаний.

Оба эти пути имели как свои преимущества, так и свои недостатки.

В самом начале 90-х годов ИТ-фирмы, которые разрабатывали свои программные продукты, предлагали на рынке системы, не сильно отличавшиеся по своему функционалу от систем, которые могли разработать ИТ-отделы самих ритейлоров.

Преимуществом создания системы своими силами являлось, прежде всего, то, что данная система была полностью оптимизирована под особенность торговой организации, немаловажным фактором также являлась дешевизна ее разработки. Недостатком данного пути было то, что при расширении бизнеса система, написанная под малое или среднее предприятие, переставляла справляться со все нарастающим информационным потоком.

Преимуществом покупки готового продукта было то, что компания приобретала уже протестированный продукт, который не нужно было бы доводить в процессе эксплуатации.

На данный момент основным направлением развития рынка автоматизации является все-таки приобретение уже готовых продуктов у системных интеграторов и компаний-разработчиков.

Вместе с тем, некоторые торговые предприятия продолжали сами разрабатывать собственные торговые системы. Это было связано с тем, что не всех удовлетворяли существующие программные продукты, и руководство компаний принимало решения о создании собственных систем. Но при этом у систем, созданных ИТ-отделами торговых сетей, оставались все недостатки самодельных систем.

Самой известной разработкой self-made является «Пятерочка+» в торговой сети «Пятерочка». Но данная система является исключением из правил.

Еще одной причиной того, что торговые сети предпочитали не готовые программные продукты, а собственные разработки, было то, что торговая сеть часто основывалась оптовыми компаниями, которые уже имели свои собственные системы, написанные ИТ-отделами. Оптовые компании создавали свои собственные системы, так как в начале 90-х годов на рынке не было систем, которые могли соответствовать запросам крупных оптовых компаний. Оптовые компании, чтобы не менять всю систему, начали использовать ее и для своих розничных магазинов.

Но все-таки основным направлением развития автоматизации является внедрение уже готовых систем. Внедряя такую систему, заказчик вместе с ней получает и формализованные бизнес-процессы. Готовая система на порядок надежнее, чем система, разработанная собственным ИТ-отделом, и к тому же ее проще обслуживать, так как сервис осуществляется силами системного интегратора. Заказчик сразу получает комплекс услуг, включая и поставки торгового и компьютерного оборудования. Таким образом, в скором времени большинство торговых сетей перейдет на тиражируемые решения.

Несмотря на довольно быстрое развитие сетевой торговли в России, рынок автоматизации остается пока довольно ограниченным, во многом это связанно как с неразвитостью самих торговых сетей, так и с self-made системами. Объем рынка автоматизации сетей супермаркетов составил в 2002 году сумму около $30 млн. (только сети продовольственных супермаркетов).

В дальнейшем рост данного сегмента рынка будет тесно взаимосвязан с развитием торговых сетей, которое, по оценкам аналитиков, будет одним из самых активных в российской экономике. В результате на первый план выходят системные интеграторы.

Радужные перспективы

ИТ-компании начали активно создавать системы автоматизации в середине 90-х годов и, несмотря на то, что пока данный рынок узок и молод, в целом он сложился и выход на него новых компаний будет сильно ограничен.

Заказчики предпочитают работать с теми ИТ-компаниями, которые предлагают уже проверенные, протестированные решения. А такие решения могут предоставить только те компании, которые разрабатывали свои системы достаточно давно и смогли довести их до хорошего уровня.

Еще одной особенностью развития является то, что заказчики предпочитают те компании, которые могут предложить весь комплекс автоматизации: от поставок оборудования до внедрения полноценной информационной системы. Именно компании, способные предложить весь спектр ИТ-услуг, будут в скором времени доминировать на рынке.

Особо следует отметить выход на отечественный рынок западных систем. Первой системой была GESTORI французской компании FIT, данная система относится к классу MRP II. ERP-системы начали применяться в отечественной торговле только с 2002 года. «Копейка» внедряет у себя SAP R/3, торговые сети «Дикси» и «О’Кей» внедрили Axapta. Пока, правда, перспективы ERP на отечественном рынке туманны, хотя среди торговых сетей питерская компания «Кристалл-Сервис» и начала активно продвигать систему Axapta.

Представители торговых сетей в целом стараются экономить на автоматизации, поэтому более дорогие западные системы уступают пока российским разработкам. Но несомненно, что с дальнейшим развитием сетевой торговли в России все большей популярностью будут пользоваться западные ERP-системы.

Пока на отечественном рынке доминируют отечественные же компании. Но при ранкинге систем и компаний необходимо учитывать, что далеко не обязательно, что компания, обладающая самой популярной системой, является лидером на рынке. Компании, использующие системы self-made, все равно вынуждены обращаться к системным интеграторам.

Такие торговые сети должны покупать торговое оборудование и программное обеспечение для POS-терминалов. Подобное программное обеспечение должно быть лицензировано, и компаниям проще купить уже готовый лицензированный продукт, чем самим лицензировать свои разработки. Именно продажи кассовых программ могут помочь компании, иметь более высокий рейтинг. Также высокие места могут занять компании, сами не производящие системы, но внедряющие их в регионах. Например, такой компанией является екатеринбургская компания ДатаКрат.

Еще одним фактором, способным изменить картину рынка систем автоматизации, является приход иностранных ритейлоров. Западные компании приходят в Россию уже со сложившимися ИТ-структурами и ИТ-системами и не будут использовать российские системы автоматизации. Тем не менее, российские компании все равно будут участвовать в автоматизации западных ритейлоров. Так, западные компании приобретают торговое оборудование у российских компаний, также у российских компаний приобретается программное обеспечение для POS-терминалов, российские компании проводят некоторую адаптацию западных систем под российские условия. Так, компания «Сервис Плюс» проводила подобные работы для Metro AG, а компания «Пилот» автоматизировала Auchan.

Ранкинг крупнейших системных интеграторов в области автоматизации супермаркетов

  1. Сервис Плюс
  2. FIT
  3. Астор ВЦ
  4. Кристалл-Сервис
  5. IBS
  6. ДатаКрат
  7. Пилот
  8. Софт-Вест
  9. Штрих-М
  10. F10 (Unisoft)
  11. BMS (РепКо)
  12. Columbus IT Partner
Источник: оценка РБК

Ранкинг крупнейших систем автоматизации в области автоматизации супермаркетов

  1. FIT Gestori
  2. Торговый Дом/Торговая Сеть
  3. Кристалл
  4. Супермаг 2000
  5. IBS Trade House
  6. Navision Axapta
  7. SWS
  8. Домино
  9. SAP R/3
  10. OBASE
  11. R2000
Источник: оценка РБК

Интернет попытки

В последнее время торговые сети начали активно осваивать интернет, правда и здесь у торговых сетей есть некоторые проблемы. Если сайты есть у примерно половины крупных торговых сетей, с интернет-магазинами все намного сложнее. На данный момент интернет-магазины имеют только «Рамстор» и «Седьмой Континент». Остальные торговые сети пока не планируют начинать торговлю в сети. Следует отметить, что пока продажа через интернет не приносит прибыли, а существующие проекты в основном выполняют рекламную и маркетинговую роль. Пока ситуация в целом на рынке интрент-магазинов не изменится в положительную сторону, трудно будет ожидать бурного развития интернет-торговли продуктами питания в интернете.

Впрочем, в сети сама торговля и ИТ в торговле представлены достаточно хорошо и полно. Так проект Retail.ru — информационно-образовательное издание о розничной торговле, существенное внимание уделяет теме автоматизации торговли. Он сообщает о состоянии и новостях рынка автоматизации в своей ежемесячной рассылке «Новости автоматизации торговли», ведет подборку статей и публикаций по информационным технологиям в рубрике «Автоматизация», поддерживает каталог торгового оборудования.

Департамент консалтинга РБК специализируется на проведении инициативных и заказных исследований по отдельным рынкам и продуктам.

Специалисты Департамента консалтинга имеют опыт выполнения широкого спектра исследовательских работ: корпоративных исследований, мониторинга рынка по определенному продукту или услуге, исследований, связанных с использованием информационных технологий. За прошедшие годы в Департаменте сформировалась сплоченная команда высококвалифицированных специалистов: маркетологов, консультантов, инвестиционных и финансовых аналитиков.

Услугами Департамента воспользовались множество клиентов, среди которых Росбанк, Минатом РФ, Радио Свобода, Sumitomo Corporation, клиника «Новый взгляд», КМБ-Банк, крупнейшие ИТ-компании, администрации ряда округов и областей.

Если Вы заинтересованы в наших услугах, обращайтесь к Дарье Глобус по телефону 363–11–14, или по e-mail: research@rbc.ru.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок программного обеспечения
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес)
  • Современная наука

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.