Розничные сети: от «самодела» к западным ERP-системам
Сектор оптово-розничной торговли считается одним из наиболее динамично развивающихся отечественных рынков с 1999 г. Вслед за появлением в середине 90-х первых российских сетей супермаркетов торговые предприятия делают ставку на информационные технологии как основной фактор, стимулирующий развитие и повышающий конкурентоспособность. Очевидно, что потребности розницы меняются в соответствии с изменениями, постоянно происходящими на рынке ИТ. И если на первых порах торговые сети в целом могли ограничиться внедрением систем учета и управления дистрибуцией, то сейчас все большее число игроков рынка осознают, что аббревиатуры CRM или ITSM – не просто дань моде, а необходимые инструменты оптимизации бизнес-процессов.
По данным Госкомстата РФ, в июле 2003 г. оборот розничной торговли в России составил 368 млрд. руб. В товарной массе это на 7,9% больше, чем показатель за соответствующий период 2002 г. В целом за период с января по июль текущего года оборот составил 2428,1 млрд. руб. и превысил прошлогодний показатель на 8,7%.
В июле 2003 г. оборот розничной торговли на 76,1% формировался торгующими организациями, доля рынков составила 23,9% (в июле 2002 г. — соответственно 75,9% и 24,1%).
В структуре оборота 46,7% составил удельный вес продовольственных товаров, а 53,3% пришлось на долю непродовольственных товаров (в июле 2002 г. эти показатели составляли 46,6% и 53,4% соответственно).
Структура оборота розничной торговли в России (июль, 2003)
Источник: Госкомстат
Армен Кочаров: «Мы стоим на пороге новых взрывных идей и технологий, которые вызовут переворот 90% управления розничными сетями»
Ситуацию на рынке информатизации розничных торговых сетей в России для CNews комментирует Армен Кочаров, вице-президент по развитию бизнеса компании Columbus IT Partner Russia Армен Кочаров: К текущему уровню информатизации западные сети шли, начиная со своего рождения, скорее, даже начиная с появления магазинов и магазинной отчетности. Особенность управления сетью - обработка гигантского объема информации, просто необходимой для подержания жизнеспособности сети (обеспечение подвоза нужных товаров, в нужном количестве в конкретный магазин, по нужной цене). В сетях магазинов объем информации увеличивается почти линейно, но затраты на ее обработку растут геометрически. 25-30 лет назад начали свое развитие информационные технологии, позволившие обрабатывать гигантские объемы данных. Из инструмента по поддержанию конкурентных преимуществ (коими ИТ и должны являться) они временно стали инструментом по созданию таких преимуществ и способствовали рождению сетевых монстров, оперирующих на глобальном рынке, например, WalMart, ALDI и т.д. Конечно, успех WalMart не исключительно в том, что он активнее всех использовал информационные технологии. Но я абсолютно уверен, что WalMart никогда не стал бы тем, кто он есть сейчас, если бы не использовал информационные технологии и полученные за их счет конкурентные преимущества. Российские торговые сети и магазины за последние 5-10 лет не просто автоматизируются, но и параллельно перенимают опыт управления, оттачивают его с рождения первой сети. Сейчас происходит воплощение и использование идей тридцатилетней давности на технологиях десятилетней давности, и это хороший темп. Основная часть оборудования в магазинах работает под управлением продукта Microsoft – но не Windows, a MS-DOS. Системы управления магазинами и всей сетью (не оборудованием) действительно работают на более современных платформах. Эти идеи были заложены 25-30 лет назад, сейчас мы используем лишь их эволюционные модификации - это единственный путь управления сетями. Если смотреть на идеи и технологии, то идеи идут впереди технологий, а технологии впереди воплощений. Но именно революционные технологии вызывают гигантский всплеск на рынке. Мы стоим на пороге новых взрывных идей и технологий, которые вызовут переворот 90% управления розничными сетями – от процесса приемки товара на склад до процесса покупки товара в супермаркете. Сейчас информация снимается посредством идентификаторов контактным или «квазиконтактным» методом. Например, чтобы «задействовать» штрих-код, надо подойти и приложить оборудование. В этой сфере ожидается технологический скачок, который будет связан с минимизацией идентификаторов и увеличением радиуса их действия на порядки. Учитывая, что первый получает все, а остальные – все остальное, важно не пропустить этот момент и не стать вторым. |
Несмотря на все разнообразие специфики торговых предприятий, их бизнес-проблемы в целом схожи. Это, например, невозможность получения информации о наличии товарных позиций на складе, невозможность интеграции приложений по управлению складскими запасами, отсутствие полной и оперативной отчетности — от торгового зала, склада, удаленного офиса, оптового склада и пр. Решением служит внедрение единой информационной системы, позволяющей автоматизировать учет и управление товарами, денежными средствами и документами в торговых операциях компании. Кроме того, система позволяет формировать заказы на поставку товаров и отслеживать их выполнение, вести анализ статистических данных о работе компании и др.
Инвестиции в «железо»
По данным исследований, проведенных в 2001 г. Европейским торговым институтом (EHI), значительная доля инвестиций в ИТ розничной торговли приходилась на оборудование и составляла 35-40%. Доля торгового ИТ-оборудования в российских розничных сетях была еще выше: по данным компании «Сервис Плюс», в 2001-2002 гг. она достигала 60-70%.
Своевременная плановая замена оборудования до сих пор остается одной из главных потребностей ИТ-отделов торговых предприятий. Технологии, используемые в существующих магазинных системах, неизбежно устаревают, а расходы по их хозяйственно-техническому обслуживанию существенно увеличиваются. Большинство экспертов настаивают на том, что поддерживать имеющиеся системы нерационально. Хотя бы потому, что возможности по расширению выполняемых ими функций ограничены, внедренные несколько лет назад платформы не обеспечивают поддержки перспективных стратегий розничных продаж (CRM), многоканальной розничной торговли и возможностей современного управления сетью поставщиков.
Приоритеты инвестиций в магазинные системы
Источник: Retail.ru
По оценкам специалистов, средний срок службы торгового ИТ-оборудования в российской рознице составляет 5-7 лет. Правильный выбор может увеличить оборот продавца за счет большей производительности и снизить издержки, например, за счет сокращения занятого персонала. С другой стороны, ошибки в выборе оборудования стоят розничной сети в прямом и переносном смысле дорого, и к тому же исправляются долго. Достаточно представить, сколько стоит замена парка оборудования, переобучение ИТ-персонала, изменение документации и пр.
Ожидаемые результаты автоматизации бизнес-процессов предприятия: |
|
Инвестиции в ПО
Долгое время немалую долю рынка магазинных систем занимали «self-made»-решения, разрабатываемые собственными ИТ-отделами ритейлеров. Однако сейчас торговые предприятия начинают ориентироваться на те преимущества, которые предлагают так называемые «готовые системы». Их внедрение обеспечивает заказчику не только формализацию бизнес-процессов, но и весь комплекс услуг, включая поставки торгового и компьютерного оборудования. Аналитики прогнозируют, что в скором времени большинство торговых сетей перейдет на тиражируемые решения. А по мере дальнейшего развития сетевой торговли в России все большей популярностью будут пользоваться западные ERP-системы. Тем более, что на российский рынок сейчас активно выходят западные торговые сети, которые, вероятнее всего, будут работать на базе собственных, сложившихся ИТ-структур.
Среди поставщиков операционных систем, применяемых в магазинах, безусловным лидером пока остается Microsoft. Большинство существующих и разрабатываемых пакетов программного обеспечения предназначено для использования именно в среде Microsoft Windows. Вероятно, что в ближайшие годы Microsoft сохранит за собой наибольшую долю этого рынка, хотя некоторые торговые компании уже начинают ориентироваться на Linux.
Переход к «коллаборационным» системам (collaborative ERP)
Современному предприятию необходимо автоматизировать и интегрировать уже не только внутренние, но и межкорпоративные бизнес-процессы, которые связывают его с конкретным партнером или с целым рядом поставщиков. Одним из наиболее популярных и востребованных решений в этой области стали корпоративные информационные порталы. Тенденция роста числа сотрудников, подключаемых к подобного рода системам в последнее время, позволяет IDC прогнозировать, что к 2008 г. их доля достигнет 75% (а в сфере услуг составит почти 100%). За счет «корпоративного портала» можно преодолевать зависимость сотрудников от местоположения — свои задачи они теперь могут решать в любой точке земного шара, где есть доступ в интернет. Таким образом, по мере развития ИТ в торговле, компании-ритейлеры переходят к использованию веб-доступа, беспроводных технологий, открытого аппаратного и программного обеспечения.
Торговля в онлайне
Через интернет-магазины в данный момент ведут торговлю московские «Рамстор» и «Седьмой Континент». Остальные ритейлеры пока не очень торопятся осуществлять продажи в онлайне. Эксперты комментируют, что продажи через интернет пока не приносят прибыли, а проекты онлайновых магазинов в основном выполняют рекламную и маркетинговую функции. В этой связи не стоит ожидать бурной деятельности розничных продавцов в интернете, пока в целом не изменится ситуация на рынке онлайновых B2C.
Как комментируют аналитики и игроки рынка, инвестиции в магазинные системы в последние годы увеличиваются, и эта тенденция будет сохраняться. Во-первых, такой подход позволяет улучшить впечатление от посещения магазина, обеспечивающего покупателю сервис более высокого уровня. Во-вторых, оперативная, точная обработка данных позволяет снизить затраты и повысить объем продаж. Модернизация систем также обеспечивает выбор оптимального процесса продаж и уменьшение численности обслуживающего персонала. В целом, автоматизация розничных сетей позволяет существенно оптимизировать бизнес-процессы в торговле, а также вывести эти процессы на качественно новый уровень при одновременном снижении трудозатрат.
Мария Попова / CNews.ru
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a674