Статья

Российский Sun открыл карты

Наука Техника Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения

Растущий интерес компании Sun Microsystems к России все более явно проявляется в активизации ее деятельности на отечественном рынке. Sun закрепляет свое присутствие в ключевых нишах и активно продвигает платформу Java.

Россия для Sun

Несмотря на то, что на мировом рынке прибыль компании Sun Microsystems за 2003–2004 финансовый год, истекший в июле, уменьшилась на 2,2%, на российском рынке Sun добилась больших успехов. Темпы роста объемов продаж в России (включая страны СНГ) по сравнению с прошлым годом составили 20,8% — рекордный для компании показатель по отдельному региону. При этом такой рост не явился эпизодическим, став проявлением долгосрочной тенденции — за период с 1999 по 2004 гг. в СНГ был отмечен почти четырехкратный рост продаж. Каждые 7 из 10 UNIX-серверов, проданных в минувшем году в России, были произведены Sun. Количество продаж возросло по сравнению с предыдущим годом на 78%.

Региональная структура продаж Sun на рынке СНГ

Региональная структура продаж Sun на рынке СНГ, %

Источник: по данным Sun

«Хотелось бы отметить, что представительство Sun Microsystems в регионе СНГ уже который год выполняет и перевыполняет планы продаж, возложенные на нас головным офисом», — сказал Жан-Поль Бергманс (Jean-Paul Bergmans), глава представительства корпорации Sun Microsystems в регионе СНГ. Он подчеркнул, что продолжение устойчивого роста продаж явилось, в частности, следствием адаптации к насущным проблемам региона: смены акцентов с готовых продуктов на решения, создания подразделения профессионального сервиса и появления новых продуктов, в том числе серверов и систем хранения данных.

Структура продаж Sun по секторам рынка в СНГ

Структура продаж Sun по секторам рынка в СНГ, %

Источник: по данным Sun

Показателем глубокого проникновения продукции Sun на рынок может служить растущее количество продаж в регионах, даже несмотря на то, что на Москву все еще приходится более половины (52,47%) общего объема продаж. Доля других стран СНГ в общих продажах по региону выросла по сравнению с предыдущим годом почти в два раза — до 11,76% (в 2003 году — 6,17%).

В регионе СНГ весьма высокие темпы роста отмечены в производственном секторе — 33,4%, на транспорте (32,5%), а также в сфере телекоммуникаций (27,7%). В структуре продаж доминируют телекоммуникации (43,23%), финансы (14,12%) и топливно-энергетический сектор (12,75). Львиная доля продаж приходится на серверы — как начального, так и корпоративного уровня. При этом, отметил Жан-Поль Бергманс, долгосрочная ориентация компании на UNIX-системы остается неизменной. Это связано с тем, что по результатам исследований IDC и Gartner, рост продаж UNIX-серверов Sun на мировом рынке составил около 30%, т.е., примерно каждый второй сервер был произведен компанией Sun. Аналогичная ситуация наблюдается и на другом, также ключевом для компании рынке UNIX+Linux серверов: примерно 30% рынка принадлежит Sun, продажи растут, хотя и не столь впечатляющими темпами (около 0,1% в год).

Однако, Sun по-прежнему остается аппаратно-ориентированной, и область программного обеспечения занимает непропорционально малую долю в общей структуре продаж. Комментируя политику Sun на рынке ПО в России, Жан-Поль Бергманс отметил, что прежде компания недостаточно концентрировала свои усилия в этом секторе рынка и теперь намерена добиться той доли, «которую она заслужила».

Отраслевая структура продаж Sun на рынке СНГ

Отраслевая структура продаж Sun на рынке СНГ, %

Источник: по данным Sun

Sun для России

Девиз компании Sun: «настоящий компьютер — это Сеть». Давно взятая на вооружение «сетевая» идеология, а также приверженность компании концепции ПО с открытым кодом широко известны и в России, где подобная гибкость и открытость как нельзя кстати. В первую очередь, это относится к кросс-платформенному продукту Java, позволяющему объединять в единое целое гетерогенные компьютерные системы. То же самое можно сказать и об операционной системе Solaris — выход ее новой версии Solaris 10 ожидается в конце этого года. Solaris 10 будет поддерживать не только платформу SPARC, но и платформы Intel и AMD64. При этом Sun обещает обратить в новой версии особое внимание на вопросы безопасности, быстродействия и снижения стоимости эксплуатации.

Рост бизнеса Sun в СНГ в стоимостном выражении, %

Рост бизнеса Sun в СНГ в стоимостном выражении, %

Источник: по данным Sun

Нынешний год ознаменовался важным качественным скачком в отношениях Sun с Россией. 15 сентября 2004 года на пресс-конференции, посвященной подведению итогов минувшего финансового года, было официально объявлено об открытии в Санкт-Петербурге первого в России центра разработки компании. Центр высоких технологий Sun Microsystems стал важным элементом инвестиционной программы компании, продемонстрировав наличие у нее долгосрочных планов развития бизнеса в России. Формирование центра началось в июне 2004 года. На сегодняшний день в нем трудятся более 120 специалистов, и компания намерена в течение первого года работы центра довести их численность до 350 человек. В настоящее время центр активно комплектуется кадрами: открыто более 100 вакансий, о наборе еще 100 сотрудников будет объявлено в ближайшее время.

«Эта инвестиционная программа еще раз доказывает приверженность Sun Microsystems России, — заявил Жан-Поль Бергманс. — Этот центр является естественным продолжением всего, что мы делали ранее на образовательном и научно-исследовательском поприще. Создание центра — только часть инвестиционной программы, которая будет развиваться и далее».

«Россия всемирно известна своими специалистами в области математики, в том числе прикладной, — отметил Джефф Джексон (Jeff Jackson), вице-президент компании и глава подразделения средств разработки и технологий Java. — Инвестиционная программа в России — это долговременная инициатива».

По словам руководителя центра, директора подразделения Quality and Services Engineering группы разработчиков Java Ани Барски, российские инженеры с момента начала сотрудничества с Sun в 1992 году произвели весьма благоприятное впечатление своей изобретательностью, опытом, производительностью, трудовой этикой и готовностью найти решение самых неординарных задач. При этом она подчеркнула, что кадровая политика Sun поощряет периодическую смену профиля деятельности сотрудниками. Компания стремится налаживать тесное сотрудничество с российскими вузами, причем не только столичными. Важным элементом политики открытости является предоставление специалистам (в рамках программы Sun Software Express Program) доступа к продуктам еще на ранних этапах их разработки. В долгосрочных планах Sun — открытие аналогичных центров в других городах России и, возможно, в других странах СНГ.

Рост продаж систем для предприятий в СНГ в стоимостном выражении, %

Рост продаж систем для предприятий в СНГ в стоимостном выражении, %

Источник: по данным Sun

Маркетинг: активный напор

На рынках ИТ ведется ожесточенная борьба. Это касается и серверного рынка, и, очевидно, в наибольшей степени — рынка программного обеспечения, на котором позиции Sun весьма слабы. В первую очередь, борьба ведется за продукт, ставший «визитной карточкой» компании, — платформу Java. Ряд экспертов обращают внимание на то, что развитие аналогичной архитектуры .NET компанией Microsoft может потеснить Sun на рынке. Тем не менее, интерес к Java, по словам компании, не падает. Впрочем, стоит отметить, что усилению позиций Java немало способствует тот факт, что у Microsoft сейчас есть определенные проблемы с безопасностью и это, несомненно, сказывается на росте популярности конкурентного продукта. В планах Sun — разработка и выпуск новых решений, таких, как среда визуального программирования JSC (Java Studio Creator), а также системы доставки контента на мобильные устройства.

Одной из методик привлечения клиентов Sun во всем мире является маркетинговая политика компании, агрессивность которой порой находится на грани фола и соблюдения рамок бизнес-этики. Стратегия ее такова: Sun выделяет ключевые для себя ниши и стремится привлечь клиентов открытостью своих планов, в том числе и долгосрочных, а также «поощрением» миграции клиентов с альтернативных платформ. Широкую известность обрела программа «HP away», призванная предложить безопасную, привлекательную с финансовой точки зрения альтернативу клиентам Hewlett-Packard, обеспокоенным заявлением этой компании о прекращении производства серверов на платформе AlphaServer Tru64. С тех пор с помощью этой программы на программно-аппаратные решения Sun Microsystems успешно мигрировали не менее 150 клиентов HP. Впрочем, действие этой программы не распространяется на территорию России, но все же подобная политика весьма показательна. В сентябре 2004 года компания сообщила о снижении в два раза цен на ОС Solaris для компаний, согласных мигрировать с Linux. Предложение адресовалось финансовым и банковским компаниям и было сделано на конференции, проходившей в Нью-Йорке. Более того, компания объявила о готовности кредитовать клиентов, переходящих с серверов Intel Xeon на Sun Fire Opteron. Очевидно, отголоски этой борьбы повлияют на расстановку сил и на российском рынке. Чтобы найти место под солнцем на рынке программного обеспечения Sun придется приложить немало усилий.

Максим Рахманов