Статья

Российский рынок мониторов 2000-2001

Наука Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения

Специалисты издания "Компьютерная Элита" подготовили обзор российского рынка мониторов. CNews.ru предлагает вниманию читателей его наиболее интересные части.

Широко известен факт, что ведущими мировыми производители компьютерных мониторов являются Япония, Тайвань, Республика Корея. 97% от общего выпуска мониторов приходится именно на эти страны.

По оценке экспертов, в ближайшей перспективе доля устройств с катодно-лучевыми трубкам на рынке мониторов к 2003 году (в количественном выражении) составит 85%; таким образом, этот тип мониторов продолжает лидировать в данном сегменте рынка. Устойчивым продажам этих мониторов способствует создание устройств с более плоскими экранами. Лишь в 2004 году мировые продажи жидкокристаллических мониторов в стоимостном выражении сравняются с соответствующим показателем для мониторов с катодно-лучевыми трубками. По прогнозам, продажи ЭЛТ-мониторов к этому же периоду вырастут до 135 млн. шт. Высокая цена жидкокристаллических и плазменных устройств пока не позволяет им всерьез бороться за первенство. Сегодня цена 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов снизилась до уровня 150-250 долл., 17-дюймовые устройства стоят 200-550 долл., а 19-дюймовые дисплеи - 360-1100 долл.

На российском рынке мониторов прочные позиции сохраняют Daewoo, Hitachi, Hyundai, LG, Philips, Rolson, Samsung, Scott, Sony, ViewSonic (приведены в алфавитном порядке). При анализе ситуации на российском рынке мониторов исследователи руководствовались рядом общепринятых характеристик. В основу структурирования положен размер (диагональ) экрана, а также сегментация по классам.

Российский рынок мониторов в 2000 году

(источник: Экспертно-аналитический центр СК Пресс)

Количество проданных мониторов в России в 1999 году достигло 1255 тыс. шт., что несколько меньше, чем в 1998 году. Однако уже в 2000 году показатели заметно возросли по сравнению с докризисными, на российском рынке было продано 1920 тыс. мониторов. В текущем году показатели еще более оптимистичные, продажи первого полугодия не намного меньше продаж всего 1999 года.

Между тем, в 2000 году рост наблюдался не во всех сегментах рынка. Рост показателей в первую очередь обусловлен увеличением продаж 15- и 17-дюймовых ЭЛТ-мониторов, причем первые из них, в отличие от мировой практики, доминировали на нашем рынке (60%). 14-дюймовые устройства в течение 2000 года планомерно уходили с рынка. Этот процесс еще более ускорился во второй половине года, после прекращения их производства компаниями Samsung и LG - в прошлом одними из основных поставщиков таких аппаратов. В течение года рыночная доля 14-дюймовых мониторов упала с почти 12% до 2%. Примечательно, что их доля была "поглощена" в первую очередь 17-дюймовыми мониторами. Это было связано с тем, что традиционные потребители малых устройств вынужденно переориентировались на самые дешевые 15-дюймовые, при этом часть пользователей 15-дюймовых, кому позволяли средства, начали покупать более серьезные аппараты (тем более что их цены в течение года заметно снизились). 19-, 21- и 22-дюймовые ЭЛТ-мониторы в течение 2000 года оставались "нишевыми" продуктами, контролируя в совокупности менее 3% рынка (в штучном отношении).

2000 год был довольно успешным для ЖК-мониторов. В течение года их продажи выросли почти в три раза, а рыночная доля - почти в два раза. Хотя по итогам года в количественном отношении ЖК-мониторы всех размеров занимали всего 1,3% рынка, в денежном измерении это был уже вполне ощутимый сегмент - 7,2% всего рынка мониторов.

Несмотря на постоянное и весьма заметное снижение цен на мониторы в 2000 году, изменения в структуре рынка привели к тому, что средневзвешенная стоимость одного устройства постепенно увеличилась на 6,5%. В текущем году этот процесс еще более усугубился, что в первую очередь связано с ростом сегментов ЖК-мониторов и 17-дюймовых ЭЛТ-мониторов.

В 2000 году российский рынок мониторов оставался поделен между тремя компаниями: LG, Samsung и ViewSonic, которые вместе контролировали более 70% рынка. Разрыв между компаниями был небольшой, и в течение года они часто менялись местами в рейтинге. Однако по итогам года компания Samsung вышла на первое место (28% рынка), ViewSonic - на второе (23%), LG - на третье (20%). Ближайший преследователь отстает от лидеров очень заметно, и его показатели ниже практически в 4 раза. Структура продаж тройки лидеров отличается незначительно. Поскольку все они работают на массовом рынке, единые законы диктовали одинаковые подходы к формированию их модельных рядов. Каждая из этих трех компаний имеет очень широкую линейку мониторов, зачастую не отличающихся от мониторов конкурентов ничем, кроме названия.

Российский рынок мониторов по итогам первого полугодия 2001 года

По мнению ряда экспертов, емкость рынка мониторов в России достигнет в этом году отметки 2 млн. штук, что на 700 тыс. больше по сравнению с первыми послекризисными показателями. Следует отметить такую особенность российского компьютерного рынка, как потребность в компьютерном оборудовании, тогда как на Западе идет процесс апгрейда оборудования и замены на более высокотехнологичные системы.

Российский рынок мониторов, по мнению специалистов, специфичен - мониторов всегда продается несколько больше, чем компьютеров. Причина этого явления очевидна: в России существует значительное количество морально устаревших мониторов, и прежде всего это проблема корпоративных покупателей.

Сегодня в России присутствует примерно полтора десятка хорошо известных марок: ViewSonic, Sony, Samsung, LG, Nokia, Hitachi, NEC, Panasonic, Mitsubishi, Philips, ADI, Scott (компания Zulauf), Belinea (компания Maxdata), Bridge, MAG, CTX, Acer и др. Продукция фирм, производящих ПК - Нewlett-Packard, Compaq, IBM, поставляется только вместе с новыми компьютерами и заметного влияния на рынок не оказывает.

Ситуация с брендами далеко не статична. В прошлом году американская ViewSonic приобрела бренд Nokia (в части мониторов), и с июля 2001 года мониторы Nokia исчезают с рынка: они будут поставляться под маркой ViewSonic, причем каналы распространения Nokia также остаются за ViewSonic.

Сегодня рынок мониторов представлен пятью основными технологическими форматами: CRT (мониторы с электронно-лучевой трубкой), LCD (жидкокристаллические), PDP (с плазменными панелями), FED (с полевой эмиссией) и LEP (светоимитирующие). Различаются мониторы также стандартом видеоплат - VGA, SVGA, XGA, которые с 2002 года могут быть вытеснены новейшим цифровым форматом DVY.

Основной характеристикой мониторов, как известно, является размер диагонали экрана. Наиболее популярными мониторами на мировом рынке в сегменте массовых систем являются 17-дюймовые модели. Если в прошлом году в России наиболее популярными были 15-дюймовые мониторы, на долю которых приходилось более 60% продаж, то сегодня особым спросом пользуются их 17-дюймовые собратья.

Сегменты мониторов с размерами экрана 19 и 21 дюймов по-прежнему занимают в целом около 5%, поскольку данный сегмент остается консервативным и большую часть их покупателей до сих пор составляют пользователи-профессионалы - дизайнеры, специалисты САПР. Набирающие популярность LCD-мониторы пока не достигают по объемам продаж (в натуральном выражении) и 1%, в то время как аналогичный показатель мирового рынка составляет 3,5-4%. LCD-мониторы не являются массовым продуктом, однако необходимо отметить устойчивый рост спроса на них, что особенно заметно на фоне плавного снижения цен в сегменте 15-дюймовых моделей.

Что касается рыночных долей производителей, то здесь безусловное лидерство принадлежит Samsung, LG и ViewSonic: на долю этих компаний приходится около 70% продаж всех категорий мониторов в России, что признается практически всеми поставщиками мониторов на российский рынок. Согласно исследованиям Samsung, расстановка сил выглядит следующим образом: Samsung - 30%, ViewSonic - 20,9%, LG - 18,1%. Сегодня, когда стабильность на российском рынке после дефолта восстановлена, можно говорить о том, что этот рынок перспективен, а уровень риска на нем - приемлем.

Российский рынок мониторов в первом квартале 2001 года

(источник: Экспертно-аналитический центр СК Пресс)

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в первом квартале 2001 составил 555 тыс. штук на общую сумму около 139 млн. долл. По сравнению с четвертым кварталом 2000 года рынок сократился на 4% в натуральном выражении, однако в денежном исчислении был отмечен небольшой рост - чуть более 1%. Это было связано как с некоторым подорожанием 15- и 17-дюймовых ЭЛТ-мониторов, так и с дальнейшим уменьшением доли 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов, которая впервые опустилась ниже 60% российского рынка мониторов.

Следует отметить, что в указанный период продолжали заметно дешеветь LCD-мониторы всех размеров диагоналей. Продажи устройств диагональю до 15 дюймов несколько сократились, но при этом более чем на 30% выросли продажи LCD-мониторов с диагональю больше 15 дюймов.

Первая пятерка вендоров (по объемам продаж мониторов всех типов в натуральном выражении) выглядит следующим образом - CTX, LG, Samsung, Sony, ViewSonic (перечислены в алфавитном порядке). Суммарная доля лидирующих компаний - LG, Samsung, ViewSonic - несколько уменьшилась, составив 68,4% рынка.

Российский рынок мониторов во втором квартале 2001 года

(источник: Экспертно-аналитический центр СК Пресс)

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил 489 тыс. штук на общую сумму около 129 млн. долл. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок увеличился на 19,5% (в натуральном выражении), а в денежном выражении рост был гораздо более значительным - 35,9%. Причиной этого послужил заметный сдвиг рынка в течение года в сторону устройств с большими диагоналями и LCD-мониторов. По сравнению же с первым кварталом 2001 года рынок сократился на 11,9% в натуральном выражении, однако в денежном исчислении сокращение было несколько меньшим - на 7,3%.

В этом квартале продолжали заметно дешеветь LCD-мониторы всех размеров, что положительно отразилось на их продажах. Рыночная доля данных устройств превысила 3% в натуральном отношении. Отметим, что практически полностью исчез сегмент 14-дюймовых ЭЛТ-мониторов, а доля 15-дюймовых устройств впервые ощутимо снизилась, что может свидетельствовать о начале нисходящего тренда.

Первая пятерка вендоров (по объемам продаж мониторов всех типов в натуральном выражении) выглядит следующим образом - CTX, LG, Samsung, DigitalVision, ViewSonic (перечислены в алфавитном порядке). Суммарная рыночная доля лидирующих компаний - LG, Samsung, ViewSonic - уменьшилась до 61,8%.

Современные мониторы

Практически все производители постепенно смещают акценты в сторону плоскопанельных дисплеев. Постепенно исчезли из продажи профессиональные модели ЭЛТ-мониторов с диагональю менее 17, а затем и 19 дюймов, а некоторые производители и вовсе объявили о свертывании производства мониторов на базе ЭЛТ, полностью переключившись на ЖК-технологии.

Значительный рост производства дисплеев и открытие новых фабрик на фоне ухудшившейся макроэкономической ситуации привели к тому, что цены на ЖК-матрицы стали снижаться очень быстрыми темпами, грозя даже перейти границу себестоимости.

Кроме того, по данным азиатского агентства Nikkei Market Access, неуклонно растет производство телевизоров с ЖК-экраном и в 2002 году их количество перевалит за полтора миллиона, а в 2005 году - за четыре миллиона штук. Конечно, в настоящее время наибольшим спросом подобные телевизоры пользуются в Японии, но рост производства приведет к удешевлению технологий, что поможет преодолеть такую "региональную концентрацию". Кроме того, производство жидкокристаллических дисплеев тесно связано с бурно растущим телекоммуникационным рынком, где потребности в ЖК-панелях резко увеличиваются. Достаточно большой объем производства неизбежно повлечет за собой улучшение технологии производства и, как следствие, снижение процента отбраковки, а в результате и себестоимости продукции.

Однако безоговорочной победы ЖК-технологий пока не ожидается. Доходы компаний, специализирующихся на производстве мониторов с плоским экраном, уже упали в текущем году на 5% по сравнению с прошлым годом, а для отдельных категорий снижение выручки оказалось еще более значительным. В то же время остаются категории, по которым рост продаж продолжается.

В целом, по прогнозам аналитиков, доля рынка ЖКИ (LCD) может достигнуть лишь 30-40% от мирового рынка мониторов и на этом "вытеснение" традиционной технологии "остановится". Однако после того, как цена 15-дюймового монитора опустилась ниже 500 долл., а 17-дюймовых моделей - ниже уровня в 1000 долл., эти изделия вышли из "элитной" ниши и стали общедоступными. Таким образом, производители ЭЛТ-мониторов еще могут столкнуться с серьезными трудностями, если не будут стремиться к обновлению своих моделей. Аналитики также предсказывают, что в ЖК-мониторы для компьютеров все чаще будут встраиваться ТВ-тюнеры, что усилит конкуренцию на смежных рынках.