Прорыв России в сфере аутсорсинга ИТ задерживается
Вопросы аутсорсинга ИТ в России остаются злободневной темой и активно обсуждаются специалистами. Удастся ли нашей стране занять достойное место на мировом рынке аутсорсинга ИТ или интеллектуальный потенциал и здесь останется невостребованным? Эти вопросы обсуждались на Международном Форуме «Возможности России в области экспорта услуг по разработке программного обеспечения». CNews Analytics, основываясь на опросе участников Форума, предлагает свое видение проблем, характерных для отечественного рынка аутсорсинга ИТ.
Комментарии экспертов
На прошедшем в конце июня третьем международном форуме «Возможности России в области экспорта услуг по разработке программного обеспечения» Сергей Ветлугин,
В оценке объема отечественного рынка аутсорсинга ИТ участники форума проявили большую осторожность. Для 2002 г. назывались цифры от $100 до $150 млн. Предполагается, что в 2003 г. этот показатель увеличится до $200220 млн.
Помимо оптимистичных оценок объема экспорта,
|
После выступлений двух представителей государственной власти, было зачитано обращение от имени правительства России, где Герман Греф приветствовал участников форума, и заверил их в том, что правительство и президент «чрезвычайно серьезно относятся к отрасли». Минэкономразвития, конечно, направило своего представителя, но он так и не доехал до места проведения форума. Напомним, что в начале января текущего 2003 г. в этом министерстве «сформирован специальный департамент по поддержке экспорта», который по непонятным причинам почти не занимается вопросами поддержки экспорта ПО, технологий и
По данным мировых аналитических агентств спад на мировом
Представители российских компаний поделились с участниками форума своим опытом по созданию эффективной дистрибьюторской сети.
Среди основных проблем, с которыми сталкиваются российские компании при экспансии своих услуг и продуктов на иностранные рынки это нечестность многих партнеров, особенно в Индии и Китае. Партнеры из развитых стран тоже могут быть «нечистоплотные», желая получать за бесценок качественные уникальные решения и продукты. Поэтому все российские компании, работающие на мировых рынках, обращают особое внимание на выбор партнера.
|
После завершения работы форума CNews Analytics предложило участникам оценить проблемы, характерные для российской отрасли, а также работу самого форума. Использовалась пятибальная шкала, где значению «очень плохо» соответствовала цифра «1», а «отлично» «5». Анкеты заполнили 38 участников форума из России, Украины и Белоруссии.
Решенность проблем в сфере аутсорсинга ИТ в России
(опрос CNews Analytics, 38 участников форума)
Набранные баллы | Средняя оценка | ||
Поддержка государства | 72 | 36 | 2,0 |
Рабочая сила | 130 | 36 | 3,6 |
Законодательство | 82 | 36 | 2,3 |
Инфраструктура (телекоммуникации и т.п.) | 119 | 36 | 3,3 |
Образование | 141 | 36 | 3,9 |
Стоимость услуг | 134 | 36 | 3,7 |
Политическая ситуация | 124 | 35 | 3,5 |
Культурная совместимость | 122 | 35 | 3,5 |
Итого (состояние в отрасли) | 3,2 |
По степени решения перечисленных проблем, государственная поддержка и законодательство получили самые низкие оценки «плохо». Эти две проблемы самым негативным образом отражаются на общем состоянии в отрасли, которое сейчас можно охарактеризовать, как удовлетворительное. В случае если государство реально начнет предпринимать шаги по поддержки
|
Государство не балует своим вниманием
Аутсорсинг ИТ: поддержка государства
(результаты опроса 36 участников форума)
|
Профессионализм и наличие квалифицированных
Аутсорсинг ИТ: рабочая сила
(результаты опроса 34 участников форума)
|
Финансовая непрозрачность игроков рынка, суровые таможенные правила, огромная бюрократическая машина, и отсутствие решения иммиграционных вопросов являются результатами неэффективного законодательства. Налоговое бремя то же играет свою роль, вынуждая многие компании развиваться «в тени». На сегодняшний день невозможно утверждать, что законодательство способствует развитию
Законодательство было вторым направлением нашего опроса, в котором участники не поставили ни одной наивысшей оценки, справедливо полагая, что до момента, когда будет решено большинство законодательных проблем еще далеко. Несколько человек оценили эффективность законодательства на «хорошо». (Такая оценка,
Аутсорсинг ИТ: законодательство
(результаты опроса 36 участников форума)
|
Неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры является еще одним барьером, мешающим отечественным компаниям осваивать иностранные рынки. За редкими исключениями, которыми являются Москва и
Аутсорсинг ИТ: инфраструктура
(результаты опроса 36 участников форума)
|
Одним из преимуществ в России всегда считалось образование. Здесь готовили высококвалифицированных специалистов, способных заниматься вопросами программирования на самом высоком уровне. Однако некоторые участники опроса отмечают, что из года в год уровень профессиональной подготовки новоиспеченных специалистов снижается. Этим, отчасти, обусловлена необходимость повышения квалификации новых сотрудников непосредственно во время работы над проектами. На просьбу оценить уровень образования в России 23 человека (большинство) ответило, что у нас в стране сохраняется приемлемый уровень образования («хорошо»). Семь человек поставили российскому образованию наивысшую оценку.
Аутсорсинг ИТ: образование
(результаты опроса 36 участников форума)
|
По мнению иностранных заказчиков, стоимость услуг остается одним из первостепенных факторов, влияющих на решение вопроса о начале сотрудничества. Участникам форума было предложено оценить стоимость услуг, где ответ «очень плохо» приравнивался к высокой стоимости услуг, а ответ «отлично» приравнивался к конкурентоспособной цене. Более половины ответивших (19 человек) полагают, что стоимость услуг российских компаний сопоставима со стоимостью иностранных
Аутсорсинг ИТ: стоимость услуг
(результаты опроса 36 участников форума)
|
Политическая стабильность немаловажный фактором, определяющий исход борьбы за деньги иностранных заказчиков, и решение о заключении партнерских соглашений. Несмотря на относительную стабилизацию политической ситуации в стране, многие участники оценивают ее «ниже среднего».
Аутсорсинг ИТ: политическая ситуация
(результаты опроса 35 участников форума)
|
Культурная совместимость, по мнению иностранных заказчиков, находится на третьем месте после цены и профессиональных навыков. Иностранный заказчик полагает, что помимо того, что специалисты офшорной компании должны общаться на его родном языке, они также должны работать в стиле, применимом к конкретным культурным условиям. Двое опрошенных считают, что проблема культурной совместимости в российских компаниях абсолютно не решена. И столько же полагает, что российские компании уделяют недостаточно внимания этому вопросу.
Аутсорсинг ИТ: культурная совместимость
(результаты опроса 35 участников форума)
|
Основными задачами форума были оценка состояния и перспектив рынка разработки экспортного ПО в России, обмен опытом между участниками рынка по управлению проектами и качеством разработки, ознакомление с практикой реализации программ развития этой индустрии в ведущих
Эффективность участия в Software Outsourcing Summit 2003
(опрос CNews Analytics, 38 участников форума)
Набранные баллы | Средняя оценка | ||
Оценка эффективности участия в Software Outsourcing Summit 2003 для компании | 141 | 38 | 3,7 |
Выяснилось, что практически все опрошенные вынесли для себя и для своих компаний пользу от участия в форуме, и лишь один человек ответил, что недоволен полученным результатом.
Аутсорсинг ИТ: эффективность участия в форуме
(результаты опроса 38 участников форума)
Во время работы форума слышались нарекания в отношении организации мероприятия, и этот вопрос стал первым в нашей анкете.
Эффективность работы Software Outsourcing Summit 2003
(опрос CNews Analytics, 38 участника форума)
Набранные баллы | Средняя оценка | ||
Организация форума | 136 | 38 | 3,6 |
Качество полученной информации | 141 | 38 | 3,7 |
Участие иностранных специалистов в работе саммита | 132 | 37 | 3,6 |
Участие российских специалистов в работе саммита | 149 | 37 | 4,0 |
Доступность участников саммита | 151 | 38 | 4,0 |
Несмотря на упомянутые нарекания, опрос показал, что большинство участников удовлетворены организацией форума, а у четверых человек не было никаких претензий к организаторам.
(результаты опроса 38 участников форума)
|
Эффективность участия в мероприятии во многом определяется качеством полученной информации. Результаты выяснения этого вопроса были вполне удовлетворительные практически все участники заявили, что довольны качеством полученной информации.
Аутсорсинг ИТ: качество полученной информации
(результаты опроса 38 участников форума)
|
Участие иностранных специалистов в работе форума в целом оценивалось как хорошее, а шесть человек нашли, что большего количества иностранцев, в принципе, и не нужно.
Аутсорсинг ИТ: участие иностранных специалистов в работе форума
(результаты опроса 37 участников форума)
|
Все опрошенные заявили, что в той или иной степени удовлетворены участием российских специалистов в работе форума двадцать два человека остались вполне довольны, а восемь полагают, что того круга отечественных специалистов, который участвовал в работе форума в текущем году, вполне достаточно.
Аутсорсинг ИТ: участие российских специалистов в работе форума
(результаты опроса 37 участников форума)
|
Практически все участники форума были довольны доступностью других участников восемь человек были удовлетворены, шестнадцать были вполне довольны, а у двенадцати вовсе не было никаких нареканий по этому вопросу.
Аутсорсинг ИТ: доступность участников форума
(результаты опроса 38 участников форума)
|
Участники форума, не входящие в ассоциацию Руссофт, внимательно следят за ее деятельностью, что бы определиться с ответом на вопрос: «Стоит ли вступать в ассоциацию»? Несмотря на юность ассоциации, все опрошенные в той или иной мере довольны результатами ее работы, а шесть из них полагают, что Руссофт делает все возможное для достижения поставленных целей.
Эффективность работы ассоциации Russoft
(опрос CNews Analytics, 36 участников форума)
Набранные баллы | Средняя оценка | ||
Оценка эффективности работы ассоциации Russoft | 140 | 36 | 3,9 |
Аутсорсинг ИТ: эффективность работы ассоциации Руссофт
(результаты опроса 36 участников форума)
Подводя итоги форума, можно сказать, что его участники не ожидают стремительного роста рынка офшорного программирования. Прогнозируемые темпы в 1920% оцениваются как эволюционный рост, за счет увеличения
Кирилл Варламов: Решение сложных задач, требующих нестандартного мышления, останется в России
CNews.ru: Проводимый вот уже третий год саммит, посвященный вопросам заказного программирования, одно из самых заметных событий на
Кирилл Варламов: Нам хотелось получить информацию о состоянии рынка, встретиться с заказчиками, поставщиками и другими участниками рынка. Данное мероприятие хорошая площадка для завязывания деловых контактов и ознакомления с продуктами и услугами, доступными в
CNews.ru: Каких целей из перечисленных вами удалось достичь на саммите?
Кирилл Варламов: Абсолютно всех. Мы остались довольны результатами данного мероприятия.
CNews.ru: Не могли бы вы коротко рассказать о ваших продуктах?
Кирилл Варламов: В настоящее время мы разработали и занимаемся продвижением трех продуктов. Первый NauDoc это система документооборота, предназначенная для автоматизации процессов делопроизводства
CNews.ru: В рамках саммита не последнее место уделяется партнерским программам. Какие программы существуют в рамках вашей компании?
Кирилл Варламов: Хотелось бы пару слов сказать о модели продвижения наших продуктов и услуг в целом. Мы считаем что успеха при внедрении той или иной информационной системы можно достичь, только обладая серьёзной экспертизой в предметной области, т.е. по сути, в бизнесе заказчика. Поэтому в первую очередь в наших партнёрах мы ищем знание той или иной предметной области. Затем предлагаем им создать, по сути, отраслевое решение на базе наших продуктов для их клиентов. После этого партнёр в состоянии сам внедрять и развивать успех, по сути уже своего продукта, оставляя себе значительно бОльшую часть дохода. Более того, вначале мы помогаем нашему партнёру развернуть продажи нового для него продукта, делимся технологиями продаж, проводим поддерживающие презентации. Так как понимаем что, по сути, начать предлагать внедрение наших продуктов для партнёра зачастую означает начать новый бизнес.
Мы же, как поставщик ПО не стремимся развивать прямые продажи во всех отраслях, а делаем это преимущественно в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, хорошая представляя предметную область по опыту работы команды в предыдущей компании Микротест.
Мы предлагаем партнёрские программы нескольких уровней:
На первом уровне «Реселлер» компания партнёр занимается продажей продуктов и услуг компании NAUMEN по внедрению системы.
Второй уровень «Партнер по внедрению» предусматривает, что
Третий уровень «Разработчик» это когда компания занимается самостоятельным внедрением и доработкой продуктов NAUMEN.
На последнем, четвертом уровне «Интегратор NauDoc» компания занимается самостоятельным внедрением, доработкой и развитием NauDoc, а также, возможно, созданием собственных решений на базе продуктов компании. На четвертом уровне мы говорим уже о полной передаче технологий производства, со всем вспомогательным инструментарием и обучением методологиям развития продуктов.
CNews.ru: Каковы перспективы российской
Кирилл Варламов: Вы знаете, я уже не первый год посещаю это мероприятие, и в этом году оптимизма у участников саммита заметно прибавилось. Причем, это характерно как для аутсорсинга
Помимо этого, в России получит широкое распространение внутренний аутсорсинг. Я имею в виду, что российские компании, занимающиеся разработкой программных продуктов, в целях снижения себестоимости продукта могут обратиться к отечественным компаниям в регионах для того же кодирования.
CNews.ru: Спасибо.
Наталья Касперская: Самое важно на рынке агрессивное продвижение продукта
CNews.ru: Наталья, как обстоит дело с экспортом российских программных продуктов на мировые рынки?
Наталья Касперская: На российском рынке мало компаний, занимающихся разработкой программных продуктов, их буквально можно перечислить по пальцам. Но это справедливо в первую очередь для рынка решений для среднего и малого бизнеса. Я не владею информацией о том, как обстоит дело в корпоративном сегменте, возможно, иначе. Что касается нашего сегмента, здесь есть всего несколько российских продукта, которые небезосновательно можно назвать успешными.
CNews.ru: А вот как насчет ситуации, когда продукт плохой, а маркетинг хороший?
Наталья Касперская: На зрелом рынке этого не бывает. Качество продукта не является определяющим фактором, но не потому что это неважно, а потому что по умолчанию качество должно быть как минимум не ниже существующего стандарта. Иначе нельзя сразу вылетишь с рынка. То есть на зрелый рынок приходить нужно с продуктом, который по качеству такой же или лучше чем у конкурентов. Однако для успешного конкурирования с ними этого, естественно, недостаточно. Здесь важен маркетинг, задача которого сделать товар конкурентоспособным. Элементов, определяющих успешное продвижение товара много: упаковка, позиционирование, известность бренда, способы доставки продукта, реакция на заявки пользователей, качество клиентского сервиса и пр.
На новом рынке бывает все и продукт может быть плохой, но все равно продаваться. Там многое зависит от того, на какой стадии вышли на рынок. Ну, и от везения, конечно.
CNews.ru: А какие проблемы на ваш взгляд характерны для российских компаний?
Наталья Касперская: Их несколько. Первая неправильный подход к управлению компанией. На мой взгляд, ситуация когда
Вторая проблема заключается в незрелости российского бизнеса. Российским компаниям пока не хватает опыта в продвижении продуктов и выводе их на международный рынок.
Третье традиционно невысокие требования российских пользователей к уровню клиентского сервиса вендора, и как следствие, невысокий уровень клиентской поддержки. В России типична ситуация, когда системный администратор сам налаживает приобретенный продукт. Никто и не вспоминает о службе сервисной поддержки вендора, которая для того и нужна, чтобы заниматься оказанием помощи в настройке продукта, консультации по его использованию, а также других вопросах. На Западе это редкое явление. Сисадмины ждут помощи от вендоров или VARов, и требования к уровню обслуживания там совершенно другие.
Четвертая проблема вытекает из третьей. Это необходимость иметь серьезную службу поддержки в том числе и для западных клиентов. А организовать такой сервис технически сложно и дорого.
Ну и, наконец, проблема вопрос инвестиций. Денег, которые инвестируются в
CNews.ru: С помощью каких мер можно увеличить экспорт российских программных продуктов на иностранные рынки?
Наталья Касперская: Давайте посмотрим, что может сделать государство. Например, облегчить экспортные процедуры, что, собственно, и происходит. Не скажу, что все проблемы решены, однако, в целом, ситуация значительно улучшилась.
Среди прочих мер крайне важна поддержка государства в формировании положительного имиджа российской
С другой стороны, чего сегодня действительно не хватает в России, это менеджмента на всех уровнях.
Ну и, наконец, что следует предпринять компаниям, это серьезно обучиться маркетингу. Ожидать быстрого результата не приходится: понимание и опыт приходят со временем, а также с постепенным взрослением рынка.
CNews.ru: С чем связано непонимание важности экспорта российских программных продуктов на государственном уровне?
Наталья Касперская: Это напрямую связано с объемом экспорта подобных продуктов. Поскольку объем маленький, должного внимания на государственном уровне этому вопросу не уделяется. Однако если объем экспорта возрастет до миллиарда долларов, невозможно будет игнорировать данное направление. Я считаю, что при поддержке государства объемы экспорта программных продуктов можно увеличить в разы, чего нельзя сделать с нефтью и другими ресурсами. При этом затраты могут быстро окупиться.
CNews.ru: Какая из моделей в большей степени характерна для российского рынка программирования: офшорная или разработка своей продукции?
Наталья Касперская: Я не сторонница офшорной модели программирования. На мой взгляд, нашей моделью должно стать развитие своих собственных продуктов и их последующий экспорт. Израильские компании практически не занимаются офшорным программированием, однако это не помешало им создать несколько крупных
CNews.ru: А не считаете ли вы, что российским компаниям не хватает агрессивности? Ведь иностранные компании выбирают и постоянно «бьют» в одну точку.
Наталья Касперская: Абсолютно верно! Вы посмотрите: на Западе образуются сотни тысяч компаний. Они выбирают узкое направление и начинают производить в нем свой продукт. Но обязательное требование к продукту его успешность. Есть масса иностранных компаний, которые даже не разрабатывают собственные решения: они покупают, модернизируют и умело продвигают решение другой компании. И самое важное тут это агрессивное продвижение продукта.
CNews.ru: А вы агрессивны?
Наталья Касперская: Я думаю, что да. И хотим быть еще агрессивнее.
CNews.ru: Спасибо.
Алексей Сухарев: В правительстве нет людей, способных осознать всю важность развития ИТ-отрасли
О проблемах и тенденциях развития российского и мирового рынка аутсорсинга ИТ CNews рассказал Алексей Сухарев, президент компании Auriga.
CNews.ru: Какие изменения произошли в сфере аутсорсинга ИТ за последнее время?
Алексей Сухарев: Процессы, происходящие в настоящее время в сфере аутсорсинга ИТ, можно сравнить с теми процессами в мировой экономике, которые происходили в
CNews.ru: Россия также активно участвует в этом процессе?
Алексей Сухарев: На самом деле, у России есть несколько проблем, которые нужно решить, чтобы принимать активное участие в мировом разделении труда. Первая проблема, которая непосредственно связана с получением заказов от иностранных компаний, это языковой барьер. Дело в том, что наша страна не англоязычна и не испытывает сильного языкового влияния со стороны англоязычных стран. Другой проблемой является нехватка
CNews.ru: Во сколько можно оценить объем рынка аутсорсинга ИТ в России в настоящее время?
Алексей Сухарев: Точных цифр нет ни у кого. В разных отчетах фигурируют разные данные: от 100 до 150 млн. долл. Может, для
CNews.ru: Какое количество специалистов работает в отрасли?
Алексей Сухарев: Два года назад Forbes опубликовал, что в России выпускается порядка 100 тысяч специалистов в год. Речь идет о таких специалистах, знаний которых достаточно для программирования на низком уровне. Другую оценку дает Microsoft Research, заявляя, что в России ежегодно выпускается 187 тысяч специалистов. Большая разница в оценке количества этих двух компаний подтолкнула нас к проведению своего собственного исследования. В результате мы получили число немногим более 200 тысяч чел. Я считаю, это очень хорошая цифра. Для сравнения, в Индии ежегодно выпускается 60 тысяч специалистов, а в Китае 50 тысяч. Несмотря на это, индийские компании значительно крупнее российских. Количество человек в некоторых индийских компаниях может достигать 20 тысяч. А в компаниях ведущей пятерки в среднем работает 512 тысяч человек. России для выхода на мировой рынок необходимо создавать компании, в которых работает не менее 500 человек программистов высокого уровня. В противном случае никто не будет обращать на такую компанию
CNews.ru: Индия считается лидером в области аутсорсинга ИТ. Во сколько можно оценить ее объем рынка аутсорсинга ИТ?
Алексей Сухарев: В Индии первые шаги в направлении аутсорсинга ИТ были предприняты еще в
CNews.ru: Почему российское правительство, в отличие от индийского, не понимает всей важности развития
CNews.ru: Считается, что услуги российских программистов стоят дороже, чем их индийских конкурентов. Так ли это?
Алексей Сухарев: Я хотел бы развеять этот миф. В ведущих индийских компаниях стоимость часа работы специалиста может достигать 50 долл. Это не мало. Я считаю, что в России нет компаний с такими расценками. Реально, российские компании могут брать 20 долл. за час работы своего сотрудника.
CNews.ru: Какова средняя зарплата программиста в России и в Индии?
Алексей Сухарев: Среднестатистическая зарплата индийского специалиста, по оценке Gartner, составляет 8 тысяч долларов в год. Примерно столько же может получать средний программист в Москве, которая традиционно опережает по уровню зарплаты другие российские регионы. Сразу после Москвы по уровню зарплаты идут специалисты из Питера. В остальных регионах эта цифра намного меньше.
CNews.ru: Можно ли говорить о существовании в России неких городов центров аутсорсинга?
Алексей Сухарев: Да, безусловно. Наиболее развитыми в этом отношении городами можно считать Москву,
CNews.ru: Считаете ли вы, что существуют никому не известные «темные» компании?
Алексей Сухарев: Да, такие компании существуют. Информационная закрытость нашего общества и огромные территории создают идеальные условия для возникновения «темных» команд, которые редко кому известны, кроме заказчика. Более того, я могу сказать, что такие компании существуют не только в регионах, но и в Москве, и в
CNews.ru: Не считаете ли вы, что экономически более целесообразно создавать аутсорсинговые компании в регионах? Ведь в таком случае затраты на содержание большого штата сотрудников будут не так велики, как в Москве или в Питере.
Алексей Сухарев: На самом деле, мы уже идем этим путем. Я не могу рассказать в деталях, но у нас есть проект, в рамках которого создается крупная компания в одном из регионов. В первое время эта компания, конечно, не будет обеспечена заказами, но мы планируем вывести ее на мировой уровень. Я думаю, что мы не одиноки остальные участники рынка аутсорсинга ИТ идут тем же путем. Однако мало кто будет говорить о готовящихся проектах до тех пор, пока не появятся первые положительные результаты.
CNews.ru: Каковы перспективы у России? Произойдет ли сдвиг в сторону улучшения? И когда?
Алексей Сухарев: Для появления больших компаний нужно, чтобы сами компании понимали всю важность работы сообща, а не были разрозненны, как сейчас. Рост есть, однако, это эволюционный рост. Я не вижу силы, которая способна передать отрасли
CNews.ru: Кто раньше вплотную подойдет к Индии на арене аутсорсинга: Россия или Китай?
Алексей Сухарев: Очень хотелось бы, чтобы это была Россия. Но, боюсь, этой страной будет Китай. Там гораздо больше делается для того, чтобы стать страной с развитым
Наше место на арене
CNews.ru: Спасибо.
Роман Боровко / CNews.ru
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a609