Православные создают единое информационное пространство
Русская православная церковь не имеет полноценного выхода на телевизионную аудиторию. Чуть лучше обстоят дела с радио, но доля православных передач в эфире все равно ничтожно мала, не говоря уже об их качестве и том, насколько адекватно они представляют современную церковную жизнь. Церковные газеты и журналы, за редким исключением, распространяются на территории одного региона и отражают только местные проблемы, зачастую ошибочно принимаемые за реальное положение дел в Церкви. Единственным информационным каналом, который Церковь использует активно и довольно успешно, остается интернет. Именно Сеть формирует контуры единого информационного пространства Церкви.
Если для «светских» журналистов престижно перейти работать из электронного издания в оффлайн, а те, кто пишет на религиозную тему, стремятся опубликоваться в одном из посещаемых
В широкой
Первые православные сайты
Первые православные сайты появились в 1996 году. Но благословение патриарха православные юзеры получили только в 1997 году, когда Отдел внешних церковных связей открыл официальный сайт Московской патриархии, располагавшийся в те времена по этому адресу (теперь он размещен здесь).
Алексий II направил новому сайту приветствие, начинавшееся словами «дорогие братья и сестры, пользователи интернета!», в нем говорится о важности освоения
Тогда же, на Пасху 1997 года, открылся первый независимый православный сетевой проект «Православие в России». Он существовал в рамках РАО МЭС Международное экономическое сотрудничество, а руководителями были журналисты Сергей Чапнин Дмитрий Шушарин и преподаватель Московской духовной академии Алексей Пентковский. Проект был амбициозным: работала полноценная новостная лента, тематические рубрики были более разнообразными, чем на официальном сайте. Но главное, чем запомнилось «Православие в России», дизайн, получивший премию клуба «Портфелио» за 1998 год.
Православный Рунет: Патриарх призвал развивать сферу ИТ
Православный сегмент Рунета с самого начала развивался довольно бурно. В 1998 году, когда он насчитывал около 150 сайтов,
На архиерейском соборе 2000 года патриарх призвал глав епархий развивать сферу ИТ: «Настало время подумать о создании в нашей Церкви единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий. Это требует серьезной заботы правящих архиереев о необходимости приобретения современных технических средств связи. Разве так сложно купить компьютер, подключиться к сети интернет и получать официальные церковные сообщения по электронной почте, распространяемые Службой коммуникации Отдела внешних церковных сношений, другими Синодальными учреждениями, некоторыми епархиальными управлениями?»
Расширение «миссионерской территории» и первая атака
К 2000 году православный сегмент насчитывал более 500 страниц. Уже стало ясно, что альтернатива «миссионерская территория гетто» неактуальна, потому что тенденцией развития узкотематических сайтов, в том числе религиозных, стало формирование корпоративных (или, в другой трактовке, «клубных») сред. Семинары и конференции, посвященные освоению православными
В конце 2003 года православный сегмент Сети насчитывает около 1600 ресурсов. Он пережил несколько информационных войн, самая громкая из которых разразилась по поводу отказа от ИНН, когда несколько активных сайтов спровоцировали полемику, приведшую к созыву специального заседания Синодальной богословской комиссии. Несмотря на определения этого заседания, некоторые околоцерковные СМИ и организации до сих пор протестуют против
Первая хакерская атака на православный сайт произошла вскоре после открытия сайта храма Христа Спасителя в августе 2000 года. Александр Дятлов, администратор проекта «Россия православная», который обеспечивает хостинг этого сайта, 24 августа по электронной почте получил письмо от человека, представившегося «хакером», которому предложили взломать сайт за деньги. После непродолжительной переписки они созвонились, и хакер сообщил, что не будет осуществлять взлом. Свое имя он назвать отказался, не назвал он и заказчика взлома. Дятлов убедился, что это была реальная угроза взлома, а не розыгрыш и не ложная тревога: хакер сообщил, что провел полный анализ системы безопасности «России Православной» и сообщил всю информацию о потенциально уязвимых местах, которые и были «залатаны». На этом проблемы xxc.ru не закончились. Умельцы скопировали контент сайта на «Храм.ру», добавили несколько рубрик и повесили объявление о том, куда направлять пожертвования. Сколько пользователей «пожертвовали» неизвестно. Через некоторое время, после ряда обличающих публикаций,
Радости и трудности Сетевой жизни
Одним из самых значимых событий в истории православного интернета стала первая и пока последняя электронная конференция «Христианские начала экономической этики», организованная редакцией
Однажды на православный сайт были наложены штрафные санкции: в феврале 2002 года
Православные сайты: «звезды» и «тягловые лошадки»
Существует несколько аннотированных каталогов ссылок на православные ресурсы, отражающие состояние православного Рунета на сегодняшний день. Прежде всего, это Sobor.ru, Hristianstvo.ru, Pagez.ru. Самыми посещаемыми остаются информационные сайты, главный из которых сайт Службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), который отметил 20 февраля 2002 года свой пятилетний юбилей, в третий раз поменял адрес и обновил дизайн.
Сайт ОВЦС долгое время оставался единственным производителем новостей православия в интернете, на рассылку этого сайта подписаны редакции всех крупных СМИ, не только церковных, но и
«Патриаршим сайтом» по праву считается «Седмица.ру», сайт, принадлежащий
На «Седмица.ру» так же есть колонка новостей, где ежедневно публикуются новости религиозной жизни, подготовленные информационными агентствами. Еженедельно на «Седмице.ру» размещаются расшифровки (текстовые версии) телепередачи «Православная энциклопедия». Исторические и социальные проблемы прорабатываются авторами всесторонне: щелкнув мышью, можно прочитать о любой проблеме «в свете веры», «в русле истории», «в цифрах и фактах», «в интересах нации» и «в зеркале СМИ». Некоторые вопросы освещаются еще и «в аспекте культуры» или «в контексте права».
В разделе «Религия» рейтинга «Рамблер» первое место в течение последних двух лет чаще всего занимает
Помимо новостей и комментариев к событиям религиозной и общественной жизни, на «Православие.ру» регулярно публикуются исторические материалы, статьи по вопросам геополитики, социальной проблематики и культуры. Проповеди уважаемых священнослужителей прошлого и настоящего, рубрика «вопросы священнику», публикации современных богословов, патрологов и апологетов, интервью священников и общественных деятелей, еженедельные обзоры прессы все это удерживает постоянных читателей и привлекает новых.
Один из лучших православных сайтов «Образовательный портал Учебного комитета». Учебный комитет отвечает за подготовку священнослужителей и осуществляет «методическое руководство учреждениями профессионального религиозного образования Русской православной церкви».
Сайт Учебного комитета открылся год назад, но его наполнение идет медленно. Тем не менее, со временем этот портал должен стать ключевым
На портале открыты несколько тематических страниц: «Церковь и молодежь», «Православие на Северном Кавказе», «Тюремное служение». Можно зарегистрировать бесплатный почтовый ящик в домене bogoslov.ru и быть уверенным, что в письма не попадет реклама виски и ночных клубов. Некоторой скандальности «Образовательному порталу» придает то, что дизайн разработан компанией Avalanche, прославившейся тяжбой с американской компанией Google Technology за право регистрации на свое имя домена google.ru.
Еще один яркий православный проект «Епархия.ру». Сайт, изначально задуманный как
Интересна история и мотивы создания проекта «Епархия», который возник из частной инициативы казанской фирмы «
У православных верующих есть возможность ставить свечки и подавать записки «о здравии» или «о упокоении» через интернет, смотреть трансляции богослужений или участвовать в интерактивных
Перед тем как пойти в храм, можно посмотреть расписание служб и карту проезда. Но речь, конечно, не идет о том, что информационные технологии вытесняют церковную жизнь. Скорее, они способствуют нормальному функционированию Церкви в одном из ее измерений в качестве общественного института в современном мире.
Ксения Лученко / CNews.ru
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a758