Половина закупок РАО ЕЭС пойдет через интернет
На сегодняшний день B2B-системы преимущественно ориентированы на мелкий и средний бизнес. На этом фоне привлекает внимание новый сервис B2B-Energo, предназначенный для оптимизации закупок «ЕЭС России» и его партнеров. По оценкам экспертов, эффект от использования подобной системы только в этом холдинге за три года позволит сэкономить до $400 млн. В течение 2005 года холдинг планирует довести интенсивность эксплуатации электронных торговых систем до 50% от общего уровня закупок.
Конкурсные закупки
Использование конкурсного подхода в целях обеспечения ресурсами является стандартной практикой крупных компаний, но обычно подобные процессы протекают без привлечения интернет-систем. После принятия решения перейти к конкурсной системе закупок у фирмы возникает необходимость создать прозрачную модель взаимоотношений со своими поставщиками, что позволит приобретать и распределять ресурсы максимально эффективно.
В 2004 г. общий объем закупок предприятиями холдинга «ЕЭС России», который перешел к схеме конкурсных закупок три года назад, превысил $10 млрд., причем экономический эффект такой системы позволил сократить издержки не менее, чем на $100 млн. Яков Уринсон, заместитель председателя правления «ЕЭС России», подчеркнул, что для обеспечения конкурентности закупок, уменьшения издержек компании и снижения тарифов на электроэнергию необходимы открытость, прозрачность и информативность.
Развивая концепцию доступности и прозрачных условий, холдинг перенес конкурентную закупку товаров в интернет, разработав новый ресурс, который позволяет всем желающим зарегистрироваться в качестве участников аукциона. При использовании подобной схемы расходы «ЕЭС России» на организацию закупок снизились на треть, в то время как цена закупаемой на виртуальных торгах товаров, работ и услуг уменьшилась на 9%. По оценке экспертов, экономия от использования схем B2B может достигать 15% со стороны закупок и 22% со стороны сбыта.
Примеры использования систем электронных закупок
Компания | Отрасль | Поставщик решения | Снижение расходов на процесс закупок, % | Снижение цены закупок, % |
Alstom(Франция) | Энергетика и транспортная инфраструктура | SynerDeal | 50 | 5 - 30 |
Siemens (Германия) | Производство электроники | Commerce One | 40 | 20 |
Источник: РАО «ЕЭС России»
Алексей Романов, руководитель дирекции конкурсных закупок «ЕЭС России», выделяет следующие преимущества электронных технологий:
- качественно новый уровень информативности;
- равные конкурентные возможности всех участников рынка;
- прозрачность, объективность;
- сокращение времени на подготовку и проведение сделок.
Помимо снижения издержек и развития добросовестной конкурентной среды, эти преимущества интернет-технологий открывают возможность эффективного контроля за использованием средств, направляемых на закупки, что может быть особенно важно для государственных предприятий.
Основные функции B2B-Energo Информационная Аналитическая Маркетинговая Торговая Расчетная |
Сегодня в интернете работает несколько торговых систем, ориентированных на энергетическую отрасль, например, отраслевая электронная торговая площадка (ОЭТП) Минатома, разработку и технологическую поддержку которой осуществляет РБК СОФТ. Каждая из этих систем имеет свою специфическую идеологию построения, функциональные возможности и тарифный план. По инициативе «ЕЭС Россия» компанией «Центр реноваций энергетики» была создана и в октябре 2002 года запущена в эксплуатацию электронная система «Рынок продукции услуг и технологий для электроэнергетики – B2B-Energo».
По словам разработчиков, B2B-Energo проектировалась в первую очередь для нужд энергетических и сопутствующих им отраслей, тем не менее, организовать аукцион и выставить на него свой лот может любой зарегистрированный пользователь этой площадки. Регистрация платная: 45 тыс. руб. – единовременная плата за подключение, 27 тыс. руб./квартал – абонентская плата, размер которой не зависит от количества проведенных торгов и суммы сделок.
Одной из основных сложностей при создании B2B-систем является их обеспечение надежным платежным сервисом. Согласно исследованиям Gartner, затраты на интеграцию бизнес-процессов предприятия с B2B-площадками начинают окупаться, только если не менее двух третей счетов будут выставлены и оплачены через интернет. В системе B2B-Energo услуги по организации расчетов предоставляются операционной компанией "Центр электронных расчетов и программ финансирования" ("ЦЭРАПРОФ"), договор с которой необходимо заключить для использования расчетной системы.
В основе структуры B2B-Energo лежит всероссийский классификатор товаров и услуг, к которому добавлена возможность дополнительной конкретизации предлагаемой продукции. Сегодня на этой площадке в реальном времени проходят около 400 конкурсов, из которых в закрытом режиме – только один. «ЕЭС России» заявляют, что использование электронных систем закупки позволяет организовать конкурентную среду даже в таких традиционно монопольных сферах, как, например, рынок топлива.
В планах «ЕЭС России» официально фигурируют рекомендации в течение 2005 года довести интенсивность эксплуатации электронных торговых систем до 50% от общего уровня закупок. Использование B2B-Energo, по оценкам экспертов, позволит РАО сэкономить за три года сумма порядка $400 млн. Для усиления этого эффекта необходимо увеличение количества игроков на электронной торговой площадке. В настоящее время на B2B-Energo зарегистрировано около двух с половиной тысяч участников из 22 стран мира.
Сергей Дубовис / CNews
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a1009