Статья

Плазменные панели: анализ товарного предложения

Наука Бизнес Техника

Сколь бы ни была плоха экономическая ситуация, на рынке, как правило, всегда есть ниша, где дела идут вполне успешно. Наглядным подтверждением справедливости этого утверждения может служить сегмент плазменных дисплеев (PDP), с 1999 г. успешно развивающийся практически во всех основных регионах мира, включая США и Европу, экономика которых переживает не лучшие времена. Анализ товарного предложения на российском рынке плазменных дисплеев провела компания ITResearch.

Если в 2001 г. весь объем этого рынка оценивался в 300 с небольшим тысяч устройств, то первые оценки итогов 2002 г., опубликованные, в частности, компанией InterConnection Consulting Group, говорят о росте продаж примерно на 80%. По данным компании, в минувшем году было продано 574 тыс. плазменных панелей, из них 220 тыс. штук — в регионе EMEA (Восточная Европа, Ближний Восток и Африка), где рост сбыта по сравнению с предыдущим годом составил целых 179%. На сегодняшний день этот регион — наиболее крупный потребитель данных устройств. В то же время российский рынок плазменных дисплеев в 2002 г., по данным ITResearch, вырос на 230%. Таким образом, быстрое повышение популярности плазменных дисплеев на российском рынке — явление отнюдь не исключительное.

Доля России в общем объеме продаж пока невысока, тем не менее, здесь представлена продукция практически всех основных производителей PDP. Это позволяет утверждать, что и характер товарного предложения на отечественном рынке вполне соответствует современному состоянию мировой индустрии.

В обзоре мы использовали прежний принцип классификации продуктов, в основе которой лежит размер экрана по диагонали. Напомним, что разделение каждой категории на две подгруппы устройств — общего и бытового назначения (последние комплектуются встроенным или внешним тюнером) в значительной мере условно, поскольку большинство современных плазменных панелей могут применяться в составе домашнего кинотеатра.

Кстати, даже не опираясь на данные отчета о продажах, нетрудно было предсказать, что именно домашнее применение со временем станет преобладающей сферой потребления устройств данного типа. Некомпьютерный формат экрана, «нелюбовь» PDP к статическим изображениям, заставляющая производителей прибегать к различным ухищрениям для предотвращения преждевременной деградации отдельных пикселов, — все те свойства, которые считаются недостатками с точки зрения корпоративного пользователя, утрачивают свой негативный смысл в домашней среде, предполагающей, прежде всего, демонстрацию видеозаписей и телевизионных программ.

С другой стороны, выход на более емкий домашний рынок — наиболее очевидный путь увеличения объемов продаж и, как следствие, снижения цен на плазменные панели. Этот процесс — пожалуй, важнейший на данном этапе развития рынка, — мы, собственно, и наблюдаем. Если полгода назад усредненные цены приведенных в таблицах моделей укладывались в диапазон от 5500 до 24000 долларов, то на сей раз нижняя граница диапазона снизилась на 1100, а верхняя — более чем на 1600 долларов. Из 36 плазменных панелей, продававшихся в первом и втором полугодиях минувшего года, 14 моделей подешевели более чем на 10%. Рекордсменом в этом смысле стал 60-дюймовый дисплей LG, средняя цена которого упала на 26,3%. Заметно подешевели и многие модели компании Fujitsu, в прошлом обзоре отмеченные нами в числе наиболее дорогостоящих продуктов в своих категориях. Очевидно, это стало следствием обострения конкуренции со стороны других сильных брендов. Впрочем, и сегодня плазменные панели Fujitsu нельзя отнести к разряду недорогих, разве что разница в цене с конкурирующими моделями несколько уменьшилась.

До 40 дюймов: затишье перед грозой

Сегмент малоразмерных дисплеев, к каковым в данном случае мы относим устройства с экраном не более 40 дюймов по диагонали (табл. 1), всегда был проблемным для производителей PDP, хотя и весьма привлекательным с точки зрения выхода на широкий круг домашних пользователей.

Таблица 1. Плазменные панели с диагональю до 40 дюймов

Производитель Модель Цена, долл. Размер экрана по диагонали, дюйм Физическое разрешение Контрастность
PDP общего назначения
Sanyo PDP-32HIA 5670 32,0 1024x852 400:1
Sony PFM-32C1E 6190 32,0 852х1024 н/д
Hitachi СMP307XE 4500 37,0 1024х768 400:1
Panasonic TH-37PW4RZ 4500 37,0 852х480 3000:1
PDP бытового назначения
Philips 32PF9964 6010 32,0 852х480 400:1
Thomson 32WS95EF 5660 32,0 1024х852 450:1
Toshiba 35WP26 6340 35,0 852x480 н/д
LG MT-40PA16 4680 40,0 640х480 700:1

Главная причина подобного положения вещей заключается в том, что уменьшение физических размеров PDP не приводит к снижению их себестоимости в производстве, как это свойственно, например, конкурирующей LCD-технологии. Последние достижения производителей жидкокристаллических TFT-матриц, приведшие к появлению на рынке 40-дюймовых ЖК-систем (их выпустили, в частности, Samsung и Sanyo), говорят о том, что в ближайшее время проблема конкуренции в данном сегменте только обострится.

Так или иначе, второе полугодие минувшего года не принесло значимых изменений в сегменте PDP с диагональю до 40 дюймов, если не считать в среднем 20%-ного удешевления представленных в нем моделей. Перечень устройств слегка обновился и чуть сократился, главным образом за счет предсказанного нами в прошлом обзоре вымывания моделей с разрешением 640x480 пикселов — такую плазменную панель в данном сегменте теперь производит только LG Electronics.

42- и 43-дюймовые PDP

Проблемы высокой удельной себестоимости, свойственные малоразмерным PDP, не распространяются на панели с диагональю от 42 дюймов и выше. В результате сегмент 42- и 43-дюймовых устройств (табл. 2), не столь дорогих, как 50- и уж тем более 60-дюймовые, остается самым многочисленным. Практически половина представленных в данном обзоре моделей принадлежит именно к этой категории.

Таблица 2. 42- и 43-дюймовые плазменные панели

Производитель Модель Цена, долл. Размер экрана по диагонали, дюйм Физическое разрешение Контрастность
Общего назначения
Daewoo 4210GM 4400 42,0 852х480 500:1
Rolsen PM42G2 4500 42,0 852x480 600:1
LG MT-42PZ12 4670 42,0 852х480 350:1
Samsung PS-42P2S 5000 42,0 852x480 700:1
NEC 42PD3 5540 42,0 853х480 1300:1
Toshiba 42WP27 5600 42,0 852x480 3000:1
NEC 42MP3 5780 42,0 853х480 1500:1
Fujitsu PDS-4233 5910 42,0 852х480 1500:1
Panasonic TH-42PWD4 6060 42,0 852х480 3000:1
Fujitsu PDS-4234 6180 42,0 852х480 н/д
Toshiba 42WP26 6480 42,0 852x480 н/д
JVC GM-P420PCE 6500 42,0 852x480 1500:1
Philips 420Р10 6600 42,0 852х480 480:1
Toshiba 42WP16 6870 42,0 852х480 3000:1
Fujitsu PDS-4214 8330 42,0 852х480 580:1
Sony PFM-42B1 6340 42,0 1024х1024 400:1
Hitachi CMP4121HDE 6430 42,0 1024x1024 700:1
Sanyo PDP-42HIA 7320 42,0 1024х1024 500:1
Fujitsu PDS-4242 9070 42,0 1024х1024 500:1
Fujitsu PDS-4222 9140 42,0 1024х1024 350:1
NEC 42MP4 7130 42,0 1024x768 550:1
Pioneer PDP-433PE 7620 43,0 1024x768 1000:1
Бытового назначения
GRUNDIG Planatron PW110–520/9 13400 42,0 640х480 400:1
Loewe Spheros 59434 U61 11880 42,0 852х480 н/д
Loewe Spheros 59434 W61 14350 42,0 852х480 н/д
Thomson 42WP95EF 6200 42,0 852х480 550:1
Panasonic TH-42PWD4RZ 6520 42,0 852x480 3000:1
Pioneer PDP-433HDE 8250 43,0 1024x768 1000:1
Philips 42PF9964/12s 7880 42,0 1024x1024 400:1

Крупный формат: уже не так дорого

С увеличением размеров плазменных панелей вполне закономерно повышается и их разрешение. Максимальный показатель для 50-дюймовых (табл. 3) панелей, а также для устройств с диагональю 60 дюймов и более (табл. 4) составляет 1365(1366)х768 пикселов, что соответствует и данным первой половины 2002 г.

Таблица 3. 50-дюймовые плазменные панели

Производитель Модель Цена, долл. Размер экрана по диагонали, дюйм Физическое разрешение Контрастность
Общего назначения
Hitachi CMP5000 9840 50,0 1280x768 900:1
Pioneer PDP-503MXE/PE 9930 50,0 1280х768 900:1
Toshiba 50XP26 9000 50,0 1365x768 3000:1
Samsung PPM-50H2 9000 50,0 1365x768 600:1
Toshiba 50XP27 9200 50,0 1366x768 3000:1
LG MT50PZ40 9630 50,0 1365x768 600:1
Panasonic TH-50PHW3E 9760 50,0 1366х768 3000:1
NEC 50MP2 10350 50,0 1365х768 900:1
Panasonic TH-50PHD3 10770 50,0 1366х768 3000:1
Fujitsu PDS-5004 11930 50,0 1366х768 3000:1
Fujitsu PDS-5003 12230 50,0 1366x768 3000:1
Sony PFM-50C1 12500 50,0 1365х768 н/д
JVC GD-V500PZU 12500 50,0 1366x768 3000:1
Fujitsu PDS-5001 12510 50,0 1366х768 500:1
Fujitsu PDS-5002 14380 50,0 1366х768 500:1
Бытового назначения
Philips 50PF9964/12s 10380 50,0 1024x1024 н/д
Pioneer PDP-503HDE 10610 50,0 1280x768 900:1
Thomson 50WS95EF 8920 50,0 1365x768 580:1

Все новинки, за исключением модели Philips 50PF9964/12s, пополнившей группу устройств бытового назначения, имеют такое разрешение, причем занимают нижнюю ценовую нишу в своем сегменте. Благодаря этому, а также снижению цен на модели, представленные в первом полугодии, усредненная стоимость 50-дюймовых PDP снизилась на 15%.

Таблица 4. 60- и 61-дюймовые плазменные панели (общего назначения)

Производитель Модель Цена, долл. Размер экрана по диагонали, дюйм Физическое разрешение Контрастность
LG MT-60PZ10 11790 60,0 1280x720 550:1
Fujitsu PDS-6101 22380 61,0 1365х768 700:1
NEC 61MP1 20230 61,0 1365х768 700:1

Подводя черту под вышесказанным, можно сделать некоторые предположения. Сохранение структуры товарного предложения на рынке PDP практически в неизменном виде в течение всего 2002 г., очевидно, свидетельствует о переориентации вендоров на новые задачи. Быстрый рост рынка, с одной стороны, свидетельствует о том, что потребители вполне удовлетворены качеством продуктов, а с другой — заставляет ведущих производителей, претендующих на лидерство в этом сегменте, перераспределять внутренние ресурсы. Сейчас на первый план выходят наращивание производственных мощностей (об этом в минувшем году заявили, в частности, Pioneer, LG Electronics, Samsung) и активизация маркетинговых программ, направленных как на укрепление бренда, так и на продвижение конкретных моделей на рынок.

Прочитать полную версию статьи «Повторение сюжета с обновленным составом», Бестселлеры IT-рынка. Компьютеры и периферия", весна 2003 г., стр. 66–68