Мобильные игры: долгожданная возможность для российских программистов
При сохранении нынешних темпов роста отечественные производители мобильных игр выйдут на мировой уровень уже через год.
Проведенное экспертами CNews Analytics исследование свидетельствует о том, что динамичный рост российского рынка мобильных игр приводит как к переориентации старых компаний «офшорного программирования» на отечественных потребителей, так и к появлению новых фирм.
За последний год существенно повысилось качество игр, что связано как с ростом потребностей пользователей, так и с возросшими техническим возможностями телефонов. Все большее распространение получают, например, игры с многопользовательским режимом, что приводит к увеличению трудоемкости проектов и отмиранию маленьких компаний.
Развитие рынка мобильных игр сопровождается попытками компаний упростить процедуры покупки и оплаты товара, так как сегодняшняя необходимость в настройке WAP, посылки сложных кодов, перехода по WAP-ссылкам и т.п. очень негативно влияет на продажи. Некоторые важные шаги в этой сфере уже сделаны, например, появились проекты игровых скретч-карт, проекты создания провайдерами собственных оригинальных платежных систем.
Производители мобильных игр СНГ
Компания | Головной офис | Количество сотрудников | Количество игр | Объем продаж, тыс.копий/мес. |
JoyBits | Санкт-Петербург | 15 | 15 | 100 |
VCS (Qplaze) | Киев | 40 | более 40 | 60 |
Herocraft | Калининград | 18 | 13 | - |
G5 Software | Москва | 60 | - | - |
Antares SF | Новгород Великий | 25 | 20 | - |
MobileGames.ru | Москва | 6 | 5 | - |
Telegames.ru | Москва | 14 | 8 | - |
Несмотря на возросшее число продаж, прибыли разработчиков мобильных игр невелики, так как до 60% конечной стоимости забирают себе российские операторы сотовой связи. Такое распределение доходов является отличительной особенностью отечественного рынка, поскольку на западе отчисления операторам составляют 5-10%.
Характерной тенденцией российского рынка сегодня является развитие ценовой диверсификации. Ранее, в основном по техническим причинам и из-за сложностей интеграции биллинговых систем, цены на игры оставались примерно одинаковыми, сегодня же некоторые провайдеры решили перечисленные проблемы, цены начинают существенно различаться в зависимости от качества игр.
Одной из основных проблем российского рынка контент-игр является отсутствие крупных инвестиций. Некоторые эксперты видят причину в том, что вследствие высокой скорости развития рынка инвесторы не успевают следить за его направлением, результатом чего является отсутствие объективной оценки сложившейся ситуации. В то же время на рынке «мобильных» развлечений уже появились серьезные игроки, и конкуренция (в том числе благодаря присутствию на рынке крупных западных игроков) становится все жестче.
Профили компаний
Компания VCS (торговая марка Qplaze, Украина)
Киевская компания VCS производит исключительно «мобильный» контент: 90% продаж составляют игры для мобильных телефонов (на платформах J2ME и BREW). 10% бизнеса – мультимедиа-контент (рингтоны, картинки, скринсерверы, видео-приложения). Как сообщил Андрей Барановский, президент VCS, ежемесячный объем продаж игр компании составляет более 60 тыс. игровых копий. Всего с момента основания компании в 2000 году под торговой маркой Qplaze было создано более 40 игр, а также некоторое число проектов по индивидуальным заказам операторов.
Помимо традиционного распространения продукции через контент-провайдеров и агрегаторов, VCS также поставляет свои игры напрямую операторам мобильной связи. Объем продаж компании ежемесячно увеличивается на 5-10%. Месячный объем всего российского рынка «мобильных» игр составляет, по оценкам компании, свыше 700 тыс. экземпляров, проданных конечным пользователям.
Как считает г-н Барановский, до сих пор концепцией работы большинства российских контент-провайдеров была агрегация как можно большего количества игровых программ без учета их качества. Потребителю же тяжело ориентироваться в таком количестве продукции, тем более что специализированных игровых журналов явно не хватает, как и наличия игрового комьюнити. По его мнению, ситуация должна изменится в ближайшем будущем, что обуславливается ростом российского рынка.
JoyBits
JoyBits стоит особняком среди российских разработчиков, так как являясь достаточно крупным разработчиком собственных игр (всего их создано более 15, а также одно J2ME-приложение), компания занимается также дистрибуцией игр отечественных и западных производителей (всего компания распространяет в России и странах СНГ около 600 игр и приложений). В отличие от контент-провайдеров, компания не работает с конечными пользователями.
По словам Антона Рыбакова, технического директора JoyBits, 90% продаж компании приходится на Россию, хотя начинали они с западных и даже азиатских рынков. При этом у предприятия всего 10 постоянных сотрудников, еще 5 периодически работают удаленно. Суммарно по всем российским каналам компания продает 100 000 копий игр в месяц причем, основная доля продаж конечным пользователям идет через службу «БиОнЛайн» оператора «Би Лайн». Объем российского рынка мобильных Java-игр, по оценкам JoyBits, cоставляет как минимум 1 миллион копий игр в месяц, даже с учетом того, что сейчас всего у 20% абонентов есть телефоны с поддержкой Java.
В декабре 2004 в Санкт-Петербурге компания начала продажу J2ME-игр через карты экспресс-оплаты, аналогичные картам WebMoney и интернет-картам. Также недавно компания начала делать картинки и мелодии, пока в основном для зарубежных партнеров. Большие надежды связываются с региональными партнерами - из Нижнего Новгорода, Перми, Самары. К продажам Java-игр подключаются новые операторы, например Tele2 запускает GPRS (а раньше был только ограниченный WAP, продавались только картинки и мелодии). Основные российские партнеры компании выходят также на рынки Украины и Белоруссии.
В планах компании освоение других мобильных платформ, помимо J2ME - прежде всего, BREW и i-appli (DoCoMo), так как обе эти платформы должны стать доступны абонентам операторов «СкайЛинка» и МТС уже в этом году. Большие надежды компания возлагает на разработку игр на заказ. По словам г-на Рыбакова, в России наконец-то начали понимать, что такие игры - это хорошая и запоминающаяся реклама, что для сотовых компаний (операторы, салоны сотовой связи) они - обязательный элемент имиджа.
Herocraft
По мнению Михаила Кузьмина, аккаунт-менеджера Herocraft, 80% мирового рынка находится в азиатском регионе. По его словам, компания заинтересована в том, чтобы проникнуть на этот рынок, однако на этом пути возникают трудности административного характера. Кроме того, существует культурный барьер – популярные в Европе игры в Китае и Японии могут не вызвать никакого интереса.
Структура появившейся 2 года назад компании Herocraft состоит из несколько отделов: программисты, дизайнеры, музыканты, отдел продаж и управление. Кроме того, идет управление несколькими группами сторонних разработчиков, постоянно из которых работают около 10 человек. Компания работает с контент-провайдерами (80% сбыта), а кроме того есть контракты на прединсталляцию игр с Samsung.
G5 Software
Согласно проведенному CNA опросу, из российских компаний, разрабатывающих мобильные игры, наиболее крупной по количеству работников, является G5 Software, штат которой составляет более 60 человек. При этом, однако, 80% в структуре бизнеса занимают игры для ПК. В «мобильном направлении» компании создают игры не только для телефонов, но и для портативных устройств (на платформе Windows Mobile).
Среди проектов для телефонов, наибольшую гордость компания испытывает за Fight Hard 3D на платформе BREW, который получил признание на Конференции разработчиков игр в 2003 году, хотя игра не распространялась в России. Сейчас G5 Software готовятся выйти на рынок мобильных игр на платформе J2ME. Как сообщил Владислав Суглобов, исполнительный директор компании, большие надежды возлагаются на игру «Карибский кризис», предназначенную для ПК, так как она должна помочь раскрутится версии игры для мобильных телефонов. Например, купив мобильную версию, игрок получит доступ к секретным кодам, которые пригодятся ему в ПК-версии.
Antares Software Factory
Компания Antares Software Factory появилась в 2000 году, и уже в 2001 году было решено заниматься исключительно мобильными платформами. Компания создает решения для PalmOS, WinCE, Symbian, j2ME, RIM. Деятельность компании делится на разработку корпоративных решений, разработку игр и выполнение индивидуальных заказов клиента.
В новгородском офисе компании работают 25 человек, кроме того у компании, по словам ее директора Дмитрия Цымбала, тесные связи с партнерами из стран СНГ, благодаря чему в случае надобности можно привлекать большое число работников дополнительно. В области игр для мобильных телефонов компания работает главным образом на зарубежных рынках, однако, как рассказал г-н Цымбал, в следующем году компания будет создавать собственные каналы продаж в России. Вместе с играми компания выпускает картинки и рингтоны.
Mobile-Games.ru
В Mobile-Games.ru работают всего 6 человек. За время своего существования компания выпустила 5 игр, ее игры распространяют PlayMobile и Playfon. По словам Олега Цыганова, PR-менеджера компании, западные реселлеры компанию просто не устраивают. В месяц продается несколько тысяч копий игр компании. По его словам Mobile-Games.ru считает своим главным стратегическим преимуществом жанр квест для мобильных телефонов. Как считает г-н Цыганов, пользователь «мобильных» игр становится разборчивее, большую популярность приобретают игры стратегических, ролевых жанров, а также квесты.
Telegames.ru
Компания Telegames.ru основательно (в штате – 14 человек) планирует начать активный выход на рынок в ближайшее время, однако информацию о своей долгосрочной стратегии не предоставляет. По словам PR-менеджера Алены Синицыной, компания будет действовать вне типичной схемы разработчик-агрегатор. В настоящее время продукты компании можно скачивать бесплатно. Сегодня на сайте компании представлено 8 игр, причем представители компании обещают выпускать новинку раз в неделю.
Динамичный рынок
Как сообщалось ранее, совокупные доходы от контент-услуг, оказанных абонентам сотовой связи России, за первые девять месяцев 2004 года, по данным iKS-Consulting, составили $172 млн., что соответствует возрастанию более чем на 200% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Наибольший доход по-прежнему приносит распространение новых рингтонов (мелодий) и логотипов, однако доля этой группы услуг стабильно снижается. По скорости развития и завоевания рынка лидируют интерактивные проекты с участием средств массовой информации, службы общения и знакомств, а также игры.
Структура доходов российского рынка контент-услуг (за 9 месяцев 2004 г.)
Источник: iKS-Consulting
По данным SmartMarketing, за три квартала 2004 года конечным покупателям в России было продано более трех миллионов единиц игровых программ (как отечественных, так и зарубежных) для мобильных телефонов с поддержкой платформ J2ME (Java), Mophun и BREW. Причем подавляющее число игр – 99,7% - приходится на мобильники с платформой Java. Эксперты прогнозируют активное развитие сферы контент-игр, вплоть до 3D, поскольку спрос на аркады и головоломками уже удовлетворен.
Егор Турдакин / CNews
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a1022