Корпоративная IP-телефония: Cisco или Avaya?
На стремительно растущем рынке IP-телефонии существует два основных подхода к организации корпоративной IP-сети. Примечательно, что каждый из способов продвигают два крупнейших игрока рынка – компании Cisco и Avaya. Опрошенные CNews эксперты жестко дискутируют по вопросам выбора поставщика решения.
На развилке
По мнению экспертов, рынок корпоративной IP-телефонии – один из наиболее перспективных сегментов телекоммуникационной отрасли. Объем рынка постоянно растет, появляются новые поставщики, появляются новые решения. К числу наиболее известных игроков рынка корпоративной IP-телефонии можно отнести компании Cisco , Avaya, Alcatel, Mitel, Nortel, Siemens и 3Com. Тем не менее, основная борьба идет между двумя первыми компаниями. Доли рынка, занимаемые Cisco и Avaya, по разным оценкам аналитиков достаточно сильно разнятся: в определенных регионах лидирует Avaya, в других Cisco.
По данным Synergy Research Group, в 2004 г. компания Avaya заняла первое место в мире по доходам от продажи решений для корпоративной IP-телефонии. Тем не менее, Cisco нередко спорит с методикой, используемой некоторыми аналитическими агенствами для подсчета доли рынка. Особенно компанию смущает показатель «IP-линии», которым часто оперирует Avaya. В Cisco считают, что подобная формулировка может предполагать неоднозначную трактовку данных. В связи с этим, данные по занимаемым долям различны. Обычно разница между двумя лидерами составляет несколько процентов в ту или иную сторону.
Столь жесткая конкуренция стимулирует развитие новых технологий и решений. Стоит отметить, что обе компании предлагают принципиально различные подходы к организации корпоративной IP-сети. Именно эта разница объясняет различие в лидерстве двух игроков в различных регионах. Компания Cisco придерживается более революционного, нежели Avaya, подхода к реализации своих решений – быстрый переход от традиционных аналоговых сетей к IP-сетям. Avaya предлагает другой способ – построение конвергентных сетей с использованием существующей телефонной сети и наращивание дополнительного функционала, который дает технология VoIP, за счет применения аппаратных и программных решений. Современное состояние рынка корпоративной IP-телефонии свидетельствует о жизнеспособности обоих подходов.
Cisco за «революцию»
Игорь Масленников: Cisco как никто другой ассоциируется с миром IP-технологий Комментарий по теме для CNews дал Игорь Масленников, генеральный директор компании CTI. CNews: Каковы основные критерии выбора поставщика решения для построения корпоративной IP-сети? Игорь Масленников: Основной критерий – репутация поставщика. С самым лучшим решением мало кто решится иметь дело, если его поставщик никому неизвестен. Cisco и Avaya – очень сильные бренды, но сильны они по-разному. Cisco действительно как никто другой ассоциируется с миром IP-технологий. У Avaya имидж «телефонной» компании, компании мира традиционной телефонии. Достойно уважения упорство, с которым Avaya старается этот имидж изменить в сторону большей его «IP-шности». Но, если речь заходит о корпоративной IP-сети, как полной информационно-коммуникационной инфраструктуры, в которой голос – это лишь одно из множества приложений, то оказывается, что Cisco – одна из очень немногих компаний, которые могут предложить строительство такой сети целиком, «под ключ». И это очень сильный козырь – для корпоративных ИТ-подразделений иметь дело с IP-сетью и сервисами в ней от одного поставщика намного проще, чем с «зоопарком» из решений множества поставщиков. CNews: Как Вы можете охарактеризовать российский рынок корпоративной IP-телефонии? Каковы его основные тенденции? Игорь Масленников: Российский рынок корпоративной IP-телефонии развивается так же, как и в других странах. По-моему, сегодня в России практически нет предприятий, которые бы не пользовались в той или иной форме IP-телефонией как средством сокращения расходов на связь. Причем это верно и для крупнейших и для самых крохотных компаний. Но это только первый этап. В последние год-полтора появились признаки второго и даже третьего этапов этого развития. Все больше компаний строят мультисервисные, полностью интегрированные IP-сети, лишенные элементов традиционной телефонии вообще, используя какую-либо IP-PBX (например, Cisco CallManager) для голосовой связи. Некоторые компании даже переходят на следующий уровень развития – отдают операторам связи заботу о своих коммуникациях, реинкарнируя тем самым идею старого телефонного Centrex’а. У таких компаний нет ни традиционной УАТС (PBX), ни IP-PBX, а есть лишь телефонные аппараты или программные клиенты и web-интерфейс управления этими телефонами. Все остальное – на стороне оператора, который через свой программный коммутатор обеспечивает качественную и бесперебойную работу разнообразных голосовых и неголосовых услуг для корпоративных пользователей. Этот процесс может стать очень интересным и важным для инфокоммуникационного рынка в целом. При таком раскладе каждый занимается своим делом – компании сосредоточены на своем основном направлении, а операторы получают возможность вывести на качественно новый уровень свой коммуникационный бизнес. CNews: Спасибо. |
Принципиальное отличие решений Cisco – использование «чистого» IP. Компания предлагает кардинальную смену существующих телефонных линий и инфраструктурного оборудования на аналогичное, необходимое для построения корпоративной IP-сети. В качестве базы, Cisco использует свою собственную разработку – архитектуру AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data), основное достоинство которой - возможность построения своих собственных приложений с целью реализации необходимых и уникальных функций. По оценкам экспертов, из всего широкого функционала, предлагаемого технологией VoIP, на практике используется от трех до десяти функций. Именно в этом сегменте решения Cisco оказываются уникальными – при ограниченном базовом наборе возможностей, всегда можно построить свое собственное решение, обладающее уникальными функциями с сохранением способности интеграции в общую сеть. Именно это достоинство компания считает одним из основных конкурентных преимуществ своих решений.
Основу архитектуры AVVID составляет собственно сетевая инфраструктура, полностью реализованная на IP и аппаратные решения. На нее «навешиваются» клиентские места (обычно стандартные IP-телефоны). Управление всей сетью осуществляется с помощью специальных серверных приложений, основное из которых – CallManager.
Основные компоненты архитектуры AVVID
Один сервер Cisco CallManager может поддерживать множество IP-телефонов, количество которых зависит от используемой серверной платформы. Кроме того, все серверы Cisco могут быть объединены в кластер, что, в свою очередь, повысит отказоустойчивость системы и даст возможность дальнейшего масштабирования сети.
IP-телефоны серии 7900 – одна из последних разработок Cisco. |
Для построения корпоративной IP-телефонии на основе архитектуры AVVID компания Cisco предлагает широкий спектр продуктов. Помимо традиционных телефонных аппаратов (IP-телефонов), у компании есть и беспроводной (Wi-Fi) IP-телефон, и развитый программный клиент IP-Communicator, и поддержка видеотелефонии через недорогие видеокамеры VT Advantage.
Несмотря на лоббирование компанией Cisco перехода к «чистой» IP-телефонии, новое решение также можно состыковать с уже существующей учрежденческой АТС (УАТС) и подключить к телефонной сети общего пользования. Для реализации этого используются мультисервисные маршрутизаторы или голосовые шлюзы Сisсо.
Avaya. Сохраняя нажитое
Компания Avaya, отпочковавшаяся несколько лет назад от гиганта телекоммуникационного рынка Lucent Technologies (наследника традиций Bell Labs, создателем которых являлся Александр Грэм Белл), является одним из наиболее ярких приверженцев построения корпоративной IP-телефонии на основе развертывания конвергентных сетей. В отличие от Cisco, Avaya не делает ставку на использование IP, а выбор конкретного транспортного протокола зависит от требований и существующих условий заказчика. Avaya сосредотачивает свое внимание на внутренней инфраструктуре, где и работает телефония, предоставляя заказчику возможность сохранить инвестиции в существующее оборудование, наследуя и масштабируя существующие системы связи.
Архитектурное решение компании – Avaya Communication Architecture подразумевает модульное построение системы с параметрами, необходимыми заказчику. Кроме pure-IP модели, в портфеле Avaya есть традиционные (IP-enabled) и конвергентные модели серверов. Построенная с их использованием коммуникационная система может стыковаться как с TDM (circuit-switched) ТфОП сетями, так и с IP-сетями (выделенными или публичными) с использованием стандартных технологий и интерфейсов.
Александр Новиков: Преимущество IP-телефонии не в количестве сервисов, а в их доступности Комментарий по теме для CNews дал Александр Новиков, генеральный директор компании «АПТ телеком». CNews: Каковы основные критерии выбора поставщика решения для построения корпоративной IP-сети? Александр Новиков: Задача современной системы связи состоит в том, чтобы качественно и надежно передавать голос и информацию, необходимую для организации бизнеса. В различных ситуациях данная задача решается в зависимости от ряда факторов, главные из которых - существующая у заказчика сеть, специфика его деятельности, бюджетные возможности и особенности географического положения. Avaya для различных случаев предлагает гибкие и эволюционные решения, основанные на идеологии сохранения инвестиций заказчика. В мире установлено огромное количество УАТС Definity. В конце 2003 года Avaya выпустила новую линейку медиа-серверов – преемников Definity, которые, позволяя строить распределенные УАТС, в полной мере реализуют основное преимущество IP-телефонии. А оно состоит не в количестве и наборе сервисов, а в их доступности абонентам всей сети вне зависимости от местоположения и способа доступа. При этом все ранее установленные Definity легко интегрируются в новую IP-АТС в качестве периферийных локаций. Кроме того, применительно к России, где 70% вновь приобретаемых портов АТС являются аналоговыми, можно сказать, что Avaya готова работать с любыми заказчиками, а Cisco вынуждена их тщательно сортировать на «своих» и «чужих». Avaya прилагает специальные усилия, чтобы ее оборудование было совместимо с оборудованием любых производителей, в том числе ее главного конкурента – Cisco – бесспорного лидера в области построения сетевой инфраструктуры. Однако Avaya, ведущая свою историю от Bell Labs, – это мировой лидер в области телефонии со времен изобретения Александром Беллом телефона. Поэтому при выборе вендора мы рекомендуем строить сети передачи данных на оборудовании Cisco, а системы корпоративной телефонии (будь то традиционная, конвергентная или IP-система) – исключительно на оборудовании Avaya. Последнее время мы часто задаем себе вопрос: почему нашим главным конкурентом вдруг стала компания Cisco? Где традиционные соперники – Nortel, Alcatel, Siemens? Может быть, ответ кроется в самом термине “IP-телефония”, в котором на первом месте стоит слово IP. Проще говоря, термин был удачно использован в маркетинговых целях. Если бы маркетинговый вектор в этом сочетании был направлен на слово “телефония”, неизвестно еще, был бы ли повод писать эту статью. CNews: Как Вы можете охарактеризовать российский рынок корпоративной IP-телефонии? Каковы его основные тенденции? Александр Новиков: На российском рынке прослеживается две основные тенденции, первая из которых - построение территориально-распределенных УАТС, что является прямым результатом децентрализации бизнеса. Из первой проистекает вторая – все больше усилий направлено на поддержку мобильных и удаленных сотрудников и предоставление им полного функционала УАТС. CNews: Спасибо. |
Avaya Communication Manager поддерживает все основные интерфейсы для подключения к сети общего пользования, включая ISDN, Q-SIG, а также российские аналоговые и цифровые соединительные линии. Необходимо только создать единую таблицу маршрутизации, на основании которой осуществляется выбор оптимального маршрута для каждого вызова.
Avaya Communication Architecture
Базой для построения подобной мультисервисной сети является программное обеспечение Avaya Communication Manager, являющееся наследником ПО Definity ECS (Enterprise Communications Server). Сервер выступает в качестве центрального процессора единой платформы для передачи голоса, данных и видео, на базе которой реализована поддержка до 44 000 портов (8000 СЛ и 36000 абонентов). Унифицированное управление системой осуществляется с помощью сервера на базе RISC-процессора (либо процессора Intel в новых моделях серверов). Повышение надёжности системы осуществляется за счёт резервирования центрального сервера и каналов связи (служебных и голосовых), а также за счёт установки локальных резервных процессоров в важных локациях. Что касается пользовательского функционала, то кроме набора базовых функций телефонии, существуют стандартные интерфейсы для создания новых приложений и функций.
Старшая модель линейки серверов – дублированный Media Server S8700 с традиционным кабинетом G600. |
Для небольших предприятий (количество поддерживаемых абонентов в одной точке - от 2 до 360) существует специальное решение - Avaya IP Office, которое, по сути, объединяет в себе полнофункциональную телефонную станцию (обычная АТС и IP-УАТС), средства доступа к интернету и поддержки VPN, платформы поддержки приложений и необходимые аппаратные средства. В настоящее время семейство IP Office включает в себя 4 модели - 3 модели IP Office серии 400, а также Small Office Edition (предназначено для поддержки небольших узлов телефонии и передачи данных: от 2 до 28 пользователей). Поддержка стандартов Q.SIG и H.323 позволяет применять IP Office совместно с серверами Definity ECS, шлюзами G600 и продуктами других производителей.
Сложный выбор
Компании, принявшей решение о переходе на IP-телефонию, предстоит сделать непростой выбор между поставщиками решений. Помимо Cisco и Avaya, на рынке присутствует множество игроков, составляющих достойную конкуренцию ведущей двойке. Например, в области конвергентных решений сильны позиции компании Nortel. Ключевое отличие решений Cisco заключается именно в изначальной ориентации своих решений на использование IP в качестве базового транспортного протокола. Компания ярый противник традиционной телефонии. В 2000 году на выставке CeBIT сотрудники демонстративно уничтожали на своем стенде устаревшие, но работающие традиционные телефоны, тем самым символизируя закат эры традиционной телефонии.
Впрочем, подобные оптимистичные прогнозы не сбылись, и позиции «классической» телефонии в мире по-прежнему сильны. Более того, не сбылись и ожидания многих аналитических агентств, большинство из которых предсказывало «торжество» IP-телефонии сначала в 2003 году, затем к 2005 году, а последние прогнозы Gartner относятся к 2007 году. А Георгий Санадзе, руководитель группы предпродажной подготовки Avaya в России и СНГ, и вовсе считает, что на данном этапе IP-телефония - это не замещающая, а дополняющая технология. В противовес ему, Арсений Тарасов, менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems, считает, что новое поколение, которое относительно недавно родилось, будет жить исключительно в эру IP.
Рынок оказался не готов к подобной «революционной» схеме технологий. Доля «чистых» IP-портов после стремительно роста на заре IP-телефонии, в последнее время постоянно уменьшается. Более того, число продаваемых портов традиционной телефонии не только не снижается, но продолжает расти. Аналитики связывают это с отсутствием реальных потребностей заказчика в полном функционале, который предоставляет VoIP. Неготовность рынка к существенному увеличению затрат при отсутствии сегодняшней выгоды от использования всего спектра функций в значительной степени способствовала замедлению роста рынка «чистой» IP-телефонии и стремительному увеличению рынка конвергентных решений.
Динамика продаж IP-портов в мире, %
Источник: Synergy Research Group
Тем не менее, на пути дальнейшего развития корпоративной IP-телефонии стоит множество факторов, среди которых один из основных – недостаточная надежность. Традиционные УАТС характеризуются очень высокой надежностью и отказоустойчивостью. IP-телефония построена на основе Ethernet, что накладывает дополнительные трудности на развертывание и проектирование сети. Обеспечение приемлемого уровня отказоустойчивости в IP-сетях достигается за счет реализации кластерных решений. В результате стоимость внедрения уже только из-за одного этого пункта существенно возрастает. С учетом того, что стоимость самого инфраструктурного оборудования и клиентских терминалов значительно выше, нежели при организации традиционной УАТС, существенным «тормозом» в развитии IP-телефонии становится ценовой фактор. Особенно этот показатель чувствителен для развивающихся рынков, к которым относится и Россия. Кроме того, существует также проблема совместимости решений различных производителей.
Несмотря на эти проблемы, полный переход на IP-телефонию всего лишь вопрос времени. Функциональные и технологические возможности «новой» телефонии уже не обсуждаются в сравнении с традиционными решениями. В крупных, территориально-распределенных компаниях корпоративная IP-телефония помогает значительно сократить расходы на междугородные и международные переговоры. Кроме того, появляется возможность проведения видеоконференций в региональных офисах. Гибкость и расширяемость IP-сетей, новые виды приложений – далеко не полный перечень преимуществ VoIP.
Российский рынок IP-телефонии также стремительно развивается. Подобное решения внедрили у себя многие крупные промышленные предприятия (ТНК, Татнефть), финансовые учреждения (Альфа-Банк», «Международный московский банк», «Русский стандарт»). Не отстает от них и госсектор. Системы IP-телефонии внедрены в МПС РФ (стоит отметить, что здесь установлена крупнейшая за пределами США станция Definity) и в Министерстве финансов.
Решение о выборе поставщика для построения корпоративной IP-телефонии должно приниматься на основе анализа существующей сети и финансовых возможностей компании-заказчика. Если функциональность IP-сети является критичной для дальнейшего ведения бизнеса, и есть осознанная стратегия на построение единой мультисервисной сети предприятия, где все сервисы предоставляются пользователям в рамках одной IP-инфраструктуры, то целесообразно инвестировать достаточные средства для развертывания у себя полноценной системы IP-телефонии. В случае, когда требуется не стандартный набор функций, а уникальное решение, которое представляет принципиальное значение для бизнеса, то здесь оптимальным будет выбор решения на основе «чистой» IP-сети. Если же ключевым вопросом является расширение функциональности стандартным набором сервисов и существенные ограничения бюджета, то в качестве базового варианта следует рассматривать развертывание конвергентной сети.
Андрей Рябушкин / CNews
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a1023