Когда 3G придет в Россию?
В последнее время все чаще появляются сообщения об открытии новых сетей мобильной связи третьего поколения в различных странах мира. Каковы особенности и перспективы развития высокоскоростных сотовых сетей в России?
Первоначально разработчики связи нового поколения стремились создать единый стандарт, однако огромные инвестиции, вложенные в развитие сетей второго поколения, не позволяют так просто от них отказаться, и миграция в единый стандарт признана нецелесообразной. По планам разработчиков, сети стандарта GSM будут мигрировать в IMT-DS или W-CDMA (Wideband Code Division Multiple Access). Первопроходцем в развертывании сетей этого стандарта стал японский оператор мобильной связи NTT DOCOMO, который запустил сеть 1 октября 2001 г. под маркой FOMA. В Европе стандарт W-CDMA назвали UMTS (Universal Mobile Telecommunication System - универсальная система мобильной связи). Первая европейская сеть W-CDMA открылась 3 марта 2003 г. в Великобритании - сеть под коротким названием "3" поддерживает в Лондоне сотовый оператор Hutchison.
Для операторов NMT предпочтительна миграция в стандарт IMT-MC или CDMA2000. В настоящее время большинство сетей работает именно в этом стандарте. Начальная реализация CDMA2000 1X обеспечивает максимальную скорость передачи данных до 153,6 Кбит/с, однако усовершенствованный стандарт CDMA2000 1xEV-DO позволяет увеличить скорость передачи до 2,4 Мбит/с.
Много шума наделали аукционы лицензий на развертывание 3G-сетей в европейских странах. Операторы истратили на них в общей сложности свыше 130 млрд. евро. Главным образом, речь шла о лицензиях на сети в стандарте UMTS. В то же время, в мире уже построено более 40 сетей в стандарте CDMA2000.
Мобильные сети третьего поколения
Сеть | Страна | Дата запуска | Стандарт | |
1 | Telstra | Австралия | 12.2002 | CDMA2000 1X 800 |
2 | Hutchison 3G Australia | Австралия | 04.2003 | WCDMA (UMTS) |
3 | Mobilkom Austria | Австрия | 04.2003 | WCDMA (UMTS) |
4 | BelCel | Беларусь | 02.2003 | CDMA2000 1X 450 |
5 | Telesp Celular | Бразилия | 12.2001 | CDMA2000 1X 800 |
6 | Telefonica Celular | Бразилия | 04.2002 | CDMA2000 1X 800 |
7 | Hutchison Whampoa Limited | Великобритания | 03.2003 | WCDMA (UMTS) |
8 | Movilnet | Венесуэла | 11.2002 | CDMA2000 1X 850 |
9 | Telcel | Венесуэла | 11.2002 | CDMA2000 1X 800 |
10 | Saigon Postel | Вьетнам | 08.2002 | CDMA2000 1X 800 |
11 | Pelephone Communications Ltd. | Израиль | 09.2002 | CDMA2000 1X 800 |
12 | Tata Teleservices Limited | Индия | 11.2002 | CDMA2000 1X 800 |
13 | Reliance Infocomm Limited | Индия | 01.2003 | CDMA2000 1X 800 |
14 | PT Telekomunikasi Indonesia | Индонезия | 12.2002 | CDMA2000 1X 800 |
15 | H3G Italy S.p.A | Италия | 03.2003 | WCDMA (UMTS) |
16 | Bell Mobility | Канада | 02.2002 | CDMA2000 1X 800, 1900 |
17 | Telus Mobility | Канада | 06.2002 | CDMA2000 1X 800 |
18 | Aliant Telecom Mobility | Канада | 11.2002 | CDMA2000 1X 800 |
19 | MTS Mobility | Канада | 11.2002 | CDMA2000 1X 1900 |
20 | China Unicom | Китай | 03.2003 | CDMA2000 1X 800 |
21 | EPM-Bogota | Колумбия | 10.2002 | CDMA2000 1X 1900 |
22 | SK Telecom | Корея | 10.2000 | CDMA2000 1X 800 |
23 | KT Freetel | Корея | 05.2001 | CDMA2000 1X 1700 |
24 | LG Telecom | Корея | 05.2001 | CDMA2000 1X 1700 |
25 | SK Telecom | Корея | 01.2002 | CDMA2000 1xEV-DO 800 |
26 | KT Freetel | Корея | 05.2002 | CDMA2000 1xEV-DO 1700 |
27 | Tango (Tele2) | Люксембург | 05.2003 | WCDMA (UMTS) |
28 | IUSACELL | Мексика | 01.2003 | CDMA2000 1X 800 |
29 | JSC Interdnestrcom | Молдова | 09.2002 | CDMA2000 1X 800 |
31 | Telecom Mobile Limited | Новая Зеландия | 07.2002 | CDMA2000 1X 800 |
32 | BellSouth Panama | Панама | 12.2002 | CDMA2000 1X 800 |
33 | Centennial Wireless | Пуэрто-Рико | 04.2002 | CDMA2000 1X 1900 |
34 | Delta Telecom | Россия | 12.2002 | CDMA2000 1X 450 |
35 | Telemobil | Румыния | 12.2001 | CDMA2000 1X 450 |
36 | Monet Mobile Networks | США | 10.2001 | CDMA2000 1x 1900 |
37 | Leap Wireless | США | 12.2001 | CDMA2000 1X 1900 |
38 | Verizon Wireless | США | 01.2002 | CDMA2000 1X 800, 1900 |
39 | MetroPCS | США | 02.2002 | CDMA2000 1X 1900 |
40 | Sprint PCS | США | 08.2002 | CDMA2000 1X 1900 |
41 | Cellular South | США | 09.2002 | CDMA2000 1X 800 |
42 | Monet Mobile Networks | США | 10.2002 | CDMA2000 1xEV-DO 1900 |
43 | ComScape (Kiwi PCS) | США | 11.2002 | CDMA2000 1X 1900 |
44 | US Cellular | США | 11.2002 | CDMA2000 1X 800 |
45 | Hutchison CAT | Таиланд | 02.2003 | CDMA2000 1X 800 |
46 | SmartCom PCS | Чили | 07.2002 | CDMA2000 1X 1900 |
47 | BellSouth Ecuador | Эквадор | 12.2002 | CDMA2000 1X 800 |
48 | NTT DoCoMo | Япония | 10.2001 | WCDMA (UMTS) |
49 | KDDI | Япония | 04.2002 | CDMA2000 1X 800 |
50 | J-Phone (vodafone) | Япония | 12.2002 | WCDMA (UMTS) |
Источник: 3GNews.ru, "РосБизнесКонсалтинг", операторы связи
Какова ситуация с развитием сетей третьего поколения в России?
Вероятнее всего, Россия будет двигаться в фарватере общемировых тенденций развития. Учитывая массовое распространение GSM, она рано или поздно столкнется с необходимостью развития сетей UMTS.
Все три ведущих российских GSM-оператора испытали UMTS-сети еще в прошлом году. Так, компания "МегаФон–Москва" (ЗАО "Соник Дуо") в сентябре 2002 года построила полностью функциональный фрагмент опытной зоны UMTS с использованием коммерческого оборудования Ericsson. Недавно "ВымпелКом" продемонстрировал широкой публике действие сети 3-го поколения на выставке "Экспокомм-2003".
Президент компании Ericsson в России и вице-президент отделения Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии Эдди Оман не видит больших проблем с развертыванием сетей 3G с технической точки зрения. Сегодня основной вопрос, который следует решить для успешного развития сотовой связи 3G, – это сервисы и сервисные приложения. Инфраструктурное оборудование 3G уже поставляется на мировой рынок, различные производители начинают поставлять мобильные телефоны, поддерживающие 3G. Все вопросы инфраструктуры или уже решены, или близки к решению, что недавно показала в Каннах "живая" демонстрация совместимости реально действующего оборудования 3G от Ericsson с абонентскими терминалами 3G от других производителей. А вот вопрос развития дополнительных услуг и приложений сейчас наиболее актуален: оператор должен располагать привлекательными для потребителя сервисами, чтобы успешно эксплуатировать сеть 3G.
По мнению директора МТС по развитию бизнеса и новым продуктам Михаила Ханова, коммерческое предложение услуг сетей третьего поколения будет востребовано в России не ранее, чем через 3-5 лет.
Сергей Авдеев, вице-президент по сетевому развитию АО "ВымпелКом", считает, что во многом действия операторов определяются позицией Минсвязи России. Как показывает опыт зарубежных стран, критическим становится вопрос регулирования и предоставления лицензий. Характер, временной план и прочие особенности внедрения 3G будут в значительной мере зависеть от того, какую позицию и когда займет Министерство связи.
По словам советника генерального директора ЗАО "Соник Дуо" Романа Проколова, о коммерческом построении сетей 3G можно будет говорить только тогда, когда будут определены четкие правила для операторов: условия получения лицензии на услуги и условия получения частот. И, скорее всего, по его мнению, это произойдет не в текущем году.
Похоже, что того же мнения придерживается и Минсвязи России: политика лицензирования услуг связи третьего поколения пока не озвучена. В министерстве говорят о непредставительном количестве оборудования для сетей третьего поколения и полагают, что необходимо оценить опыт других стран по внедрению сетей третьего поколения. При этом речь, прежде всего, идет о миграции сетей GSM в стандарт UMTS.
Со стандартом CDMA-2000 ясности больше: 6 компаний получили лицензии на предоставление услуг в этом стандарте. Компания "Дельта Телеком" уже запустила сеть "Sky Link" в коммерческую эксплуатацию в Санкт-Петербурге, во второй половине 2003 года ожидается запуск московской части сети "Sky Link" компанией "Московская сотовая связь". Все эти компании развивают сеть на базе стандарта CDMA-2000 1X на частоте 450 МГц, переходя из NMT-450. Сеть развернута на технологическом оборудовании, поставляемом фирмой Lucent Technologies. Реальный опыт построения сети позволяет Леониду Платонову, руководителю группы "Решения для мобильных операторов" Lucent Technologies в России и странах СНГ, с оптимизмом говорить о готовности рынка к сетям третьего поколения. При этом следует учитывать, что по сравнению с услугами 2G рынок услуг 3-го поколения существенно меньше, более фрагментирован, и при этом еще большее значение приобретает способность выйти с правильным пакетом услуг и правильно адресовать его соответствующему сегменту.
По мнению председателя наблюдательного совета инжиниринговой компании "Инсталсайт" Евгения Паланта, опыт крупных игроков на рынке радиотелефонной связи показывает, что при наличии коммерческой перспективы внедрения 3G компании-операторы и их акционеры способны достаточно быстро решить соответствующие организационные и технические проблемы, а также привлечь необходимое финансирование.
Важным фактором в развертывании сетей третьего поколения остается их высокая стоимость по сравнению с сетями 2,5G. Как объясняет специалист отдела перспективного развития ОАО "ВымпелКом" Александр Балюк, сети 3G дороже, чем сети GSM, поскольку для обеспечения радиопокрытия UMTS той же территории, что и GSM, нужно больше базовых станций, так как сети 3G используют более высокочастотный диапазон. Одним из технических решений может быть совместная эксплуатация сетей 3G несколькими разными операторам. По словам Эдди Омана, такая идея может снизить размер необходимых капитальных затрат для каждого из операторов на 20-40%, эксплуатационные расходы в этом случае снижаются примерно в такой же пропорции. Но здесь вступают в силу организационные проблемы и маркетинговая политика операторов связи. Захотят ли конкуренты в такой высокой степени зависеть друг от друга?
Пока у операторов есть время на раздумья. По мнению большинства экспертов рынка, коммерческий спрос на услуги сети третьего поколения появится в России не раньше, чем через несколько лет. Эдди Оман полагает, что Россия оказалась в выгодном положении по сравнению с Европой, потому что имеет возможность учитывать ошибки и сложности с развитием связи 3G в других странах. А сейчас главная задача состоит в обеспечении широкого покрытия и оказании, прежде всего, качественных услуг голосовой связи второго поколения.
По мнению Станислава Мирина, аналитика департамента консалтинга "РосБизнесКонсалтинга", современные услуги мобильной связи отнюдь не исчерпали свои возможности. Многие услуги, которые первоначально связывались с сетями третьего поколения, находят свою реализацию в существующих сетях GSM. Например, по словам Романа Проколова, "МегаФон-Москва" на действующей GSM-сети 2,5G делает доступными абонентам услуги передачи сообщений MMS, мобильное ТВ, позиционирование.
Как и сети 2,5G, сети третьего поколения вряд ли найдут широкое распространение по всей территории России. По мнению Эдди Омана, развитие таких сетей экономически обосновано лишь в крупных экономических центрах с высокой концентрацией населения, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге. На других территориях, считает Сергей Авдеев, целесообразно использовать другие технологии, например, EDGE (Enhanced Data Rates for Global Evolution, то есть повышенная до 384 кбит/с скорость передачи данных, часть GSM-спецификации между GPRS и UMTS).
Перспективы развития сетей третьего поколения в России еще довольно туманны. Кроме передачи видеотрафика одновременно с телефонным разговором, на сегодня не существует другого вида контента, который нельзя было бы реализовать через сети GSM/GPRS. Но и здесь пока не наблюдается бума продаж. По словам Станислава Мирина, мировой опыт показывает, что резкий рост сети, буквально в геометрической прогрессии, начинается после подключения миллионного абонента. Развернутые GSM-операторами сети GPRS в Москве привлекли пока 60 тыс. коммерческих абонентов «БиЛайна» и 100 тыс. тестовых абонентов МТС, то есть в общей сложности около 2% московских абонентов этих сетей. Аналитик РБК замечает, что для услуги доступа в интернет мобильным сетям GPRS и UMTS уже существует достаточно привлекательная альтернатива в виде сетей широкополосного беспроводного доступа, в частности, Wi-Fi. В США наблюдается настоящий бум развития этой технологии. Все больше точек публичного доступа в аэропортах, гостиницах появляется и в России, в частности, в Москве. Возможно, что развитие этой технологии и ее широкое распространение оттянут на себя потенциальных клиентов высокоскоростных мобильных сетей и повторится история с развитием WAP, который так и не получил широкого распространения, несмотря на то, что большинство существующих моделей телефонов GSM, например, поддерживают этот вид доступа.
Похоже, что при создании сетей третьего поколения в России у отечественных операторов не будет западных конкурентов. Большинство опрошенных экспертов не видят таких компаний за рубежом. По мнению Леонида Платонова, в сегодняшних экономических условиях иностранные операторы заняты улучшением финансовых показателей на своих рынках, хорошо им известных и разработанных. Инвесторы и акционеры этих компаний сейчас с недоверием относятся к шагам, при которых и бизнес, и финансовые риски достаточно высоки, а гарантии компенсации этих рисков недостаточны.
На сегодня основной движущей силой развития сетей третьего поколения являются компании-производители оборудования. Они ищут инновационные сегменты рынка и прикладывают достаточно большое количество усилий для его формирования. Так, например компания Ericsson в целях поддержки и поощрения независимых разработчиков приложений поддерживает, в том числе и в России, специальную программу Ericsson Mobility World. Целый пакет профессиональных услуг, направленных на то, чтобы не только помочь оператору в оптимальном развертывании его сети, но и оказать весомую поддержку в развитии бизнес-составляющей проекта, существует у компании Lucent Technologies. Возможно, усилия разработчиков увенчаются успехом, и сети третьего поколения приживутся через несколько лет в России, так же, как сейчас в Японии. Однако прежде, чем наступит такое счастливое время, предстоит решить большое количество проблем, связанных со снижением стоимости развертывания и эксплуатации сети, а главное, с поиском новых идей по контенту и привлечению пользователей в сеть, что является задачей операторов.
По мнению Сергея Авдеева, основные трудности внедрения сетей третьего поколения связаны с изменением концепции бизнеса 3G - открытость для широкого набора сервисов, в т.ч. мультимедийных. Это повлечет изменение цепи формирования услуг сотовой связи (value chain): в ней появятся новые игроки, роль оператора сотовой сети в общем случае тоже изменяется. Отсюда и сложности - необходимость адаптировать процессы, структуру, да и культуру компании под новые модели бизнеса, необходимо учиться и искать новые схемы взаимоотношений с игроками рынка - разработчиками и поставщиками приложений и контента. Кроме того, специфической проблемой для России является наличие свободного частотного ресурса под системы 3G.
Вячеслав Масенков / РБК
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a572