Статья

Какие сотовые телефоны нравятся китайцам?

Телеком Наука Бизнес Техника

В конце прошлого года в КНР было проведено масштабное исследование с целью выяснить, какие телефоны предпочитают приобретать пользователи мобильной связи «срединного мира». Согласно результатам этого исследования, китайские производители существенно потеснили зарубежных конкурентов и продолжают отвоевывать свой национальный рынок.

С целью изучения предпочтений китайских пользователей мобильной связи НИИ развития электроники и информационной промышленности КНР, центр электронных средств информации и информационный портал China Mobile при содействии пекинской компании Saidi и шанхайской CellStar провели масштабное исследование пользовательских предпочтений. Опросы проводились в течение 3 месяцев более чем в 60 городах страны. Исследователей интересовало, телефоны каких производителей чаще покупают в Китае, какими качествами аппарата руководствуются при выборе, где предпочитают делать покупку.

Самыми популярными марками оказались Motorola, китайские Ningbo Bird Corporation, Xiamen Xiaxin Electronics. В номинации «внешний вид» первые места получили Motorola, Bird, Xiaxin и TCL Mobile. Наиболее функциональными признаны телефоны производителей Bird, Motorola, Haer. По качеству связи в лидеры вышли Nokia, Samsung, Bird. Первенство на рынке продаж завоевала шанхайская CellStar, дочернее отделение американской компании — оптового поставщика сотовых телефонов и мобильных устройств.

Телефоны популярных марок

Телефоны популярных марок

Телефоны популярных марок

Основные тенденции развития продукции: внешний вид и функциональность

Исследование показало, что лидерами продаж в прошедшем году стали телефоны, имеющие современный и красивый дизайн. Этонемедленно отразилось и на новейших разработках производителей, постаравшихся объединить функциональность телефонов с привлекательным внешним видом. Так, 70% покупателей ориентируются при выборе телефона на его качество и дизайн. Потому и основным оружием в конкурентной борьбе китайских производителей телефонов стал внешний вид новых моделей.

Новизна модели также является немаловажным фактором при выборе телефона. Опросы показали, что 46,7% пользователей выбрали ту или иную модель либо из-за ее внешнего вида, либо по причине ее новизны. Как результат, китайские поставщики мобильных телефонов при планировании продаж стали в большей степени учитывать эстетические предпочтения пользователей. Показательной в этом отношении была рекламная кампания модели Xiaxin-А8, позиционировавшейся как качественный и красивый продукт. В результате этой акции компании удалось завоевать внушительную часть рынка. Поэтому, если говорить о рынке мобильных телефонов Китая, основной вопрос — о дизайне новых моделей — сохранит актуальность и в 2003 году.

Xiaxin-А8 
Xiaxin-А8
Функциональность современных мобильных телефонов чрезвычайно разнообразна. Выпуск различных с точки зрения функциональности моделей помогает производителям выжить в конкурентной борьбе и завоевывать новое пространство на рынке. В 2002 г. китайские мобильные телефоны, помимо разнообразия цветовых решений и мелодий звонка, обзавелись играми, поддержкой современных технологий передачи данных и другими возможностями. Но, тем не менее, как показало исследование, решающимпоказателем при выборе телефона все-таки остался дизайн.

Однако нельзя не отметить такую характеристику, как совместимость телефонов с другими устройствами. В последнее время выпуск телефонов с возможностью подключения к компьютеру и прочим цифровым устройствам становится основной тенденцией для китайских производителей мобильных телефонов.

Предпочтения пользователей: возможность персонализации

Возможность персонализации, настройки телефона «под себя», стала ориентиром для производителей сотовых телефонов в Китае в прошедшем году.

Прелюдией конкурентной борьбы в этой области станет развитие и объединение технологий мобильной связи. Причем основная борьба развернется не за реализацию новых проектов, а за их практическое применение. Поддержка MMS, стандарта CDMA и TD-SCDMA-технологии, избранной Китаем в качестве системы подвижной связи 3-го поколения, — вот те основные виды услуг, на рынке которых будут бороться производители.

Другой тенденцией станет дальнейшее развитие возможностей персональной настройки телефона. Исследования показали, что многие потребители испытывают затруднения при выборе модели телефона и оператора. Поэтому производители стараются разнообразить возможности своей продукции, чтобы покупатель мог создать свои личные настройки в телефоне, сделать его максимально удобным. Показателен в этом смысле пример лидера китайского рынка мобильных телефонов — компании Motorola, наделившей свои аппараты широкими возможностями, включая дизайн, функциональность, большой выбор мелодий, персональные настройки.

Борьба компаний: модели и услуги

До 1999 года конкуренция на китайском рынке сотовых телефонов была лишь отголоском битв на ведущих мировых рынках. Причем основными игроками на китайском рынке были все те же мировые лидеры в производстве сотовых телефонов — Motorola, Nokia, Siemens. Еще в ноябре 2001 года на их долю приходилось 70% рынка продаж мобильных телефонов.

Тогда китайские компании Bird и Xiaxin только-только выходили на рынок и не могли конкурировать с иностранными монополистами. Но, опираясь на качество и широкий спектр услуг, китайские производители стали отвоевывать некоторые секторы своего же рынка. Постепенно рейтинг отечественных производителей вырос, что не замедлило сказаться на спектре предоставляемых услуг, качестве товара и т.д.

Сети продаж

Лидерство иностранных производителей на китайском рынке сотовых телефонов объяснялось, прежде всего, разнообразием накопленных за долгие годы технологий и широчайшим спектром продукции. Именно эти критерии — разнообразие услуг и большой выбор моделей — стали ориентиром для развивающихся китайских производителей. Но также понятно, что невозможно постоянно удерживать свой рынок сбыта. Рано или поздно китайские производители должны были нарушить и, в конце концов, нарушили монополию иностранных производителей. Но о мирном переделе рынка речи быть не могло. Новый виток конкурентной борьбы развернулся между сетями продаж оборудования, а услуги отошли на второй план.

Продолжение конкурентной борьбы привело к потере части прибыли. Грамотно организованные сети продаж стали гарантией получения доходов компании. В борьбу за рынок продаж мобильных телефонов включились компьютерные центры, магазины сотовой связи, магазины бытовой техники. Конкурентные преимущества, несомненно, получили крупные поставщики и сети магазинов, обладающие возможностями удовлетворить любые запросы клиентов.

Подводя итоги, можно сказать, что основными ориентирами для китайских производителей мобильных телефонов в 2003 году станут расширение функциональности и возможностей персонализации аппаратов, снижение цен и реструктуризация сетей продаж.


Рост экономики КНР уже не первый год составляет 7–8%, и емкость внутреннего рынка увеличивается завидными темпами. В целом по Китаю годовой доход на душу населения к концу прошлого, 2002 г., приблизился к запланированному рубежу в $1 тыс. Однако в более развитых прибрежных районах, и в Восточном Китае в целом, он уже превышает этот показатель. А в мегаполисах доходы населения в несколько раз выше. Например, в Шанхае в 2002 г. ВВП на душу населения приблизился к $5000.

Сейчас около полумиллиарда китайцев уже имеют доход, позволяющий покупать и «содержать» личный мобильный телефон и пользоваться другими благами цивилизации, в первую очередь, различными бытовыми устройствами. Это делает внутренний рынок КНР все более привлекательным. Так зарубежные инвестиции в экономику Китая в 2002 г. составили около $55 млрд. И треть этих инвестиций, согласно китайскому национальному статистическому бюро, поступает от компаний, получающих в Китае существенную прибыль и реинвестирующих свои доходы.