Статья

ИТ в торговле: решения и подходы

Наука Бизнес Техника Цифровизация Бизнес-приложения

Для оптовой компании характерна маленькая маржа, высокие обороты и значительное число клиентов с индивидуальными условиями работы. Только на основе современных информационных технологий учета и управления можно удержаться на плаву и не проиграть в условиях жестокой конкуренции. Это позволит обеспечивать качественный сервис, регулярные, оперативные поставки, выгодные условия работы в целом - низкую стоимость продукции и большой товарный кредит.

Информационная система берет на себя максимум функций, начиная с контроля за задолженностью клиента и соблюдением договорных обязательств, заканчивая информацией о товарных остатках по складам и автоматическим резервированием товара. При осуществлении закупок цена ошибки также высока: закупка невостребованного товара или его количества, намного превышающего спрос, приводит к затовариванию складских помещений и дополнительным расходам.

Информационная система, помимо автоматизации самого процесса закупки, позволяет связать закупки с продажами и строить план закупок на основе спроса. Кроме того, возникает возможность оперативно осуществлять прямые поставки.

Многие торговые компании занимаются доставкой товара, это порождает серьезные материальные, финансовые и информационные потоки, а вместе с ними и проблемы, связанные с неточным исполнением заказов, потерей и хищением товаров. Информационная система позволяет максимально точно планировать подготовку, погрузку и доставку продукции и сопроводительной документации, в системе четко фиксируется материальная ответственность. Это позволяет повысить эффективность транспортного подразделения и получить от существующих ресурсов максимальную пропускную способность.

Для принятия верных решений руководство компании должно владеть точной, подробной и своевременной информацией. Современные механизмы формирования аналитических отчетов на основе данных системы автоматизации позволяют получить такие сведения в нужный момент.

Решения для ключевых бизнес-процессов

На рынке информационных систем предлагается немало западных и отечественных продуктов, различающихся как по функционалу, так и по стоимости. Однако стоит учитывать, что главными при выборе системы оказываются вопросы целесообразности, цены и качества. Торговым дистрибьюторским компаниям полнофункциональная ERP-система вряд ли необходима, однако относительно простой бухгалтерской программой решить все задачи автоматизации также не удастся. В каких же областях деятельности торгово-закупочной компании можно достичь ощутимого эффекта от автоматизации? Для ответа на этот вопрос выделим ключевые этапы работы дистрибьютора: закупки, управление запасами, продажи, доставка. При этом необходимо поддерживать взаимоотношения с клиентами и поставщиками, вести бухгалтерию, управление персоналом и производить аналитическую работу.

Максимальный эффект от использования информационных технологий торгово-закупочная компания получит в результате внедрения системы комплексной автоматизации, т.е. системы, затрагивающей все бизнес-процессы компании (логистические и финансовые процессы, процессы управления персоналом и ресурсами и т.д.). Благодаря единому информационному пространству и общим механизмам и принципам, заложенным в комплексную систему, положительные результаты проявляются на всех этапах деятельности компании.

Одна из таких систем – система комплексной автоматизации торгово-закупочного бизнеса – разработана компанией «РБК СОФТ» на базе продуктов Microsoft. Это решение ориентировано, в первую очередь, на средние и крупные компании, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью.

Функционал решения покрывает все ключевые бизнес-процессы компании, обеспечивая сквозное управление, прозрачность и контролируемость на всех этапах. Система помогает решить следующие проблемы:

  • преодолеть недостаток информации о текущем состоянии дел предприятия и вызванные этим трудности оперативных и правильных решений, утрату “гибкости” при работе с клиентами и партнерами;
  • согласовать действия работников организации; избавиться от простоев, сбоев в бизнес-процессах, что существенно снижает нормы рентабельности за счет увеличения накладных расходов, штрафных санкций, ухудшения взаимоотношений с клиентами и партнерами;
  • решить проблему утраты и порчи товаров, хищения денежных средств за счет фиксации материальной ответственности персонала и всестороннего контроля продуктивности работы сотрудников;
  • преодолеть «затоваривание» складских помещений и мест хранения продукции, начать эффективно использовать складские запасы;
  • исключить задержку платежей по заключенным договорам, как следствие, - избежать «замораживания» средств;
  • облегчить контроль индивидуальных условий договоров с клиентами и поставщиками;
  • наладить документооборот компании, избавиться от «утери» и «зависания» документов внутри компании, от вызванных этим задержек и ошибок в обработке заказов;
  • повысить оперативность сбора и консолидации информации территориально удаленных и распределенных объектов.

    Список проблем, решаемых с помощью системы, может быть значительно расширен. При настройке и адаптации решения под потребности конкретного предприятия специалисты компании «РБК СОФТ» опираются на проверенные методологии и используют накопленный опыт анализа, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, выявляют и устраняют специфичные проблемы в работе заказчика.

    Интуитивно понятный интерфейс помогает освоить систему в кратчайшие сроки, что не раз подтверждалось успешными внедрениями в крупных оптовых компаниях. При этом модульный принцип построения системы позволяет проводить внедрение поэтапно, получая после каждого этапа ощутимые результаты. Ее высокотехнологичная архитектура позволяет работать с большими объемами данных, а механизмы интеграции обеспечивают возможность подключения в случае необходимости внешних финансовых, бухгалтерских и аналитических систем и осуществлять интеграцию с интернет-сайтами и электронными торговыми площадками.

    Автоматизация рутинных операций и единое информационное пространство сокращают временные затраты сотрудников, следовательно, уменьшаются расходы. Так, по словам генерального директора компании «Айсбит» (запуск системы «РБК Торговля» в промышленную эксплуатацию в компании «Айсбит» был осуществлен в мае 2002 года) Игоря Сметанина, «после внедрения системы, несмотря на возросший оборот, мы не приняли на работу ни одного нового человека (естественно, это не касается водителей и сотрудников складского комплекса)».

    Системы учета и управления – ориентация на пользователя

    Среди предлагаемых на рынке решений такого класса решение РБК СОФТ выделяется как одно из наиболее оптимальных по стоимости и качеству, поскольку разрабатывалось оно специально для торгово-закупочных компаний с учетом отраслевой специфики и не содержит «лишнего» функционала. При этом «РБК Торговля» максимально адаптируется к бизнес-процессам конкретной компании и позволяет оптимизировать производительность наиболее узких мест, а стоимость решения не привязана к количеству автоматизируемых рабочих мест, что позволяет существенно снизить затраты на масштабирование. В случае необходимости, система «РБК Торговля» может задействовать уже работающие в компании системы, что позволяет снизить сроки и стоимость внедрения.

    Система, которая также покрывает все потребности торговых компаний и решает широкий спектр управленческих задач, - система «MBS Navision» от компании Microsoft Business Solutions, поставщиком которой является компания «РБК СОФТ» - представляет собой комплексное интегрированное решение ERP-класса и включает большое количество модулей, из которых, с точки зрения применимости в торговле, можно выделить следующие:

  • Управление финансами
  • Покупки и поставщики
  • Продажи и клиенты
  • Товары и Склад
  • Ресурсы и работы
  • Управление отношениями
  • Производство
  • и др.

    Система «MBS Navision» является универсальным «западным» ERP-решением, сочетающим в себе широкий спектр функциональных возможностей, легкость внедрения и низкую совокупную стоимость владения. При этом «MBS Navision» разработана с учетом специфики российского законодательства и является первой «западной» системой, сертифицированной Министерством финансов Российской Федерации.

    Сегодня значительное числоруководителей торгово-закупочных предприятий понимают значение и преимущества комплексной автоматизации. Действительно, в условиях возрастающей конкуренции повысить эффективность деятельности компании можно за счет оптимизации бизнес-процессов компании и проведения комплексной автоматизации. При этом понимание перспектив использования информационных технологий в бизнесе подчас не подкрепляется конкретными действиями. Подобную ситуацию не так давно можно было наблюдать в области автоматизации бухгалтерий. При этом в последние годы появилось немало бухгалтерских систем, и сегодня принципиальных проблем в автоматизации этой области деятельности у компаний нет. Примерно так же, по оценке аналитиков, будут развиваться события на рынке комплексных систем управления бизнесом – будь то торговая или производственная отрасль – и уже в ближайшем будущем автоматизация деятельности компании не будет вызывать «опасений» и «недоверия» как со стороны топ-менеджмента, так и со стороны сотрудников. Будем надеяться, что развитие торгового бизнеса в нашей стране положительно скажется не только на оптовых компаниях, но и на конечном потребителе, т.е. на каждом из нас.

    Александр Мираков, менеджер программных продуктов / «РБК СОФТ»