Статья

IP-телефония в России живет по законам Дарвина

Телеком Наука

Для простого россиянина IP-телефония продолжает оставаться всего лишь «карточной» услугой, которая позволяет экономить на междугородних и международных звонках. Тем временем во многих странах вовсю развиваются сервисы на базе широкополосных технологий. В IP-телефонной гонке Россия все еще заметно уступает мировым лидерам. Основные причины этого явления кроятся не только в технологической плоскости, но и в продолжающемся противостоянии традиционных и альтернативных операторов.

Начало эволюции

По словам Андрея Бряндинского, генерального директора CompTek, на заре развития IP-телефонии очень немногие могли предположить, насколько серьезная отрасль коммуникаций вырастет из любительских, по сути дела, начинаний энтузиастов-одиночек. В то же время Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ (Ассоциация документальной электросвязи) отмечает, что в России вокруг IP-телефонии происходит дарвиновская борьба, которую нужно преодолеть. Операторы связи все чаще выбирают технологии IP-коммуникаций и выходят на телекоммуникационный рынок с предложением именно IP-услуг. Две основные причины, по мнению г-на Кремера, - это совершенствование средств мониторинга IP-сетей, способствующее улучшению качества услуг, и экономические соображения.

Действительно, операционные издержки сокращаются благодаря единой точке доступа для клиентов компании и для оформления заказов, сокращению численности обслуживающего персонала, поскольку вместо двух сетей появляется одна, сокращению количества поставщиков оборудования для корпоративной сети, а также сокращению так называемых MAC - расходов (move, add and change), связанных с реорганизацией бизнеса и переоснащением рабочих мест. Важным преимуществом технологии является принадлежность сетевого адреса оконечному устройству, а не порту, куда подключается данное устройство. В отличие от телефонов сети с коммутацией каналов, IP-терминал сохраняет за абонентом все функции по мере того, как он перемещается между этажами офиса и офисами в разных городах и странах. Повышение производительности, по мнению Аркадия Кремера, связано, например, с тем, что можно организовать конференцию с одновременной передачей данных, или использовать систему универсальных сообщений для преобразования электронной почты в голосовые сообщения таким образом, чтобы прослушивать их вне офиса.

Существует, однако, и другой, менее оптимистичный взгляд на развитие IP-телефонии. Аркадий Кремер приводит пример, представленный американским еженедельником InfoWorld. С одной стороны – динозавры, которые построили "умные" телефонные сети, подключили к ним "глупые" устройства - телефоны и научились хорошо контролировать услуги. С другой – хищники, которые собираются возле "глупой" сети интернет, подключая к ней разнообразные "умные" устройства и отпускают услуги в свободное плавание. Хищники слишком сильно увлечены созданием очередных высокотехнологичных устройств, упуская из вида стратегию и тактику предоставления услуг. А динозавры с точки зрения технологии и регулирования играют на своем поле и побеждают. Новизна изобретений хищников довольно быстро стирается, а когда оседает пыль, остается надежность и качество коммутируемых каналов связи. «Я говорю о дарвиновской борьбе вокруг IP-телефонии не потому, что такой подход преобладает в Америке, - говорит г-н Кремер, - а потому, что он распространен у нас и, главное потому, что нам его надо преодолеть».

Голос поверх «широкой полосы»

«Самой замечательной особенностью уходящего года является то, что его можно считать годом рождения абонентских голосовых сервисов в широкополосных IP-сетях. В этой связи появился и новый термин – Voice over Broadband (VoBB) – голос поверх широкополосных сетей» – говорит Игорь Масленников, генеральный директор CTI (Center of Telephony Integration). Любопытен и такой факт: под абонентами IP-телефонии в США, например, понимают не тех абонентов, которые звонят по предоплаченным телефонным карточкам (основной на сегодня бизнес провайдеров услуг IP-телефонии в России), а именно тех людей, которые используют технологии VoBB. По данным Yankee Group к концу 2004 г. в США будет насчитываться 1 млн. таких абонентов по сравнению со 130 тыс. в конце прошлого года.

В России процесс образования провайдеров голосовых услуг поверх широкополосных IP-сетей только начинается: пока их можно пересчитать по пальцам одной руки. Это компании «Комстар», «Телфин» и IP Port. Более значительный рост таких операторов в России по-прежнему сковывает отсутствие «критической массы» широкополосных подключений в стране. В то же время в мире количество только одних DSL-линий, не считая всех остальных видов широкополосного абонентского доступа, превысило 100 млн. и растет, по данным Forrester, на 20% в год. Только у одной компании Yahoo BB в Японии по состоянию на март 2004 года насчитывалось более 5 млн. VoIP-абонентов.

Число пользователей услуг широкополосного доступа и проникновение услуг VoBB,
на мировом рынке, млн. чел."

Число пользователей услуг широкополосного доступа и проникновение услуг VoBB,<br> на мировом рынке, млн. чел.

Источник: IDC, Probe Research, март 2004

Аналитики предрекают и дальнейший рост числа пользователей услугами широкополосных IP-сетей. Так, по данным IDC и Probe Research доля подписчиков VoBB в мире к 2008 году составит 45% от всех широкополосных подключений.

Курс на конвергенцию

В 2004 году, по мнению Масленникова, стала набирать популярность тема, связанная с «архитектурой будущих инфокоммуникаций» – IMS (IP Multimedia Subsystem). В основе IMS лежит принцип разделения логики работы сети (транспортной сети, сети доступа), логики работы с абонентами (обслуживания абонентов и пр.) и логики предоставления услуг этим абонентам. В рамках этой концепции абоненты с любыми пользовательскими терминалами (традиционные проводные телефоны, подключенные к ТфОП; сотовые телефоны, работающие в различных стандартах; различные беспроводные и проводные сети доступа – Wi-Fi, WiMAX, DSL и пр.) получают одинаковый набор услуг. Таким образом, на базе IMS фактически реализуется конвергенция мобильной и фиксированной связи.

Главным отличием IP-коммуникаций от традиционной телефонии, по словам Масленникова, станет сосуществование в единой сети большого количества разных логик механизмов предоставления сервисов. Впрочем, как утверждает генеральный директор CTI, это имеет место уже сегодня в сетях действующих операторов, которые предоставляют голосовые и видео-услуги в реальном времени, услуги мгновенных сообщений (Instant Messaging), асинхронные сервисы (электронная почта, передача файлов и пр.), потоковые услуги (телевещание и радиовещание) в рамках единой IP-сети.

Представителям крупнейших вендоров, живущих вдали от России, «земные» проблемы российских IP-телефонистов незнакомы. По словам П.Дж. Барбера (P.J. Barber), технического директора (Director Engineering) Cisco Systems в настоящее время IP-коммуникации находятся на подходе к третьей стадии своего развития. Она предусматривает контроль пользователя за информационными потоками «в любом месте в любое время» с помощью простого доступа к информационным услугам посредством «понимающих» друг друга разнообразных устройств (мобильных и IP-телефонов, различных коммуникаторов и пр.). При этом информация должна выбираться самим пользователем, исходя из его личных предпочтений (принцип персонализации).

Игорь Масленников также отмечает важность остро стоящих вопросов регулирования IP-коммуникаций, которые актуальны не только в России, но и во всем мире. Он напомнил, что существующие в мире подходы к регулированию отрасли связи складывались в условиях очень далеких от сегодняшних как с точки зрения технологий, так и с точки зрения своей организации. И поэтому регулировать IP-коммуникации старыми методами, по крайней мере, неразумно.

Виталий Солонин / CNews.ru1


1При подготовке статьи использованы материалы 9-ой конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям, организованной компаниями CompTek и CTI

Вакансия CNews Analytics:
Редактор
  • Требования: от 20 лет, коммуникабельность, владение литературным русским языком, успешный опыт работы журналистом/редактором в сфере IT, технический бэкграунд, исполнительность.
  • Основное направление работ: ИТ для органов государственного управления, ИТ для административного управления крупными компаниями.
  • Обязанности: написание и подготовка материалов, интервью; сопровождение проектов; контроль исполнения операций.

Просьба обращаться по адресу.