Статья

Интерактивные экспонаты — их нужно трогать руками

Наука Техника

20 мая в Санкт-Петербурге открылась выставка научных занимательных моделей и игрушек «Чудеса науки». Она будет проходить до 2 июля и, тем самым, завершит Неделю науки в северной столице. Это первый опыт создания подобного интерактивного научного музея в России.

Слово «музей» редко вызывает энтузиазм у детей. Огромные залы с экспонатами навевают скуку, мерный голос экскурсовода клонит в сон… Конечно, наши дети ходят в музеи — но в основном в рамках школьной программы, по абонементу с классом или по настоянию родителей. А может ли быть так, чтобы ребенка было буквально не увести из музея? Чтобы в одни и те же залы он приходил по несколько раз, сам и с удовольствием? Оказывается, на Западе эта проблема давно решена. Более ста лет существуют так называемые «интерактивные музеи», которые помогают ребенку наглядно понять, как устроен окружающий мир. Их принцип диаметрально противоположен принципу работы наших музеев: интерактивные экспонаты не только можно — их нужно трогать руками.

«Отдел высоких напряжений»

Одним из пионеров в этой области стал «Немецкий музей достижений естественных наук и техники» (Deutsches Museum, Мюнхен), открытый в 1903 г. — в эпоху индустриализации. Всеобщая вера в торжество разума над природой, в научно-технический прогресс, который решит чуть ли не все проблемы человечества, была так велика, что требовала собственных храмов: святых мест, где восторженные поклонники науки могли бы благоговейно замирать перед старинными приборами, которых касались руки Ома, Ампера, Герца или Рентгена. И не только замирать… В наши дни выставочные залы «Немецкого музея» занимают площадь в 55 тысяч кв. м.; чтобы все осмотреть, посетителю придется пройти без малого 19 км.

Каждый зал этого музея посвящен какой-либо отрасли человеческих знаний и нацелен на живой диалог с посетителем. Летним вечером в ясную погоду каждый может собственными глазами полюбоваться звездным небом в телескоп. В отделе химии посетители сами проведут химические опыты. Кроме того, здесь ежечасно проходит показ какого-нибудь крупного эксперимента.

Выставка: вид сверху

Выставка: вид сверху

«Отдел высоких напряжений» — звучит скучно, но два раза в день, точно по расписанию, зал этого отдела озаряется блеском молний, и мощные раскаты грома заставляют даже самых бывалых посетителей зажимать уши. От настоящих шахтерских лабиринтов, воссозданных с удивительной точностью, до последних достижений компьютерного гения — здесь есть все, чему когда-либо посвящал свои технические раздумья человек. Здесь есть специальные залы для малышей, где головоломки занимают центральное место. И ни в одном зале никому не придет в голову сказать нашу сакраментальную фразу: «Руками не трогать!» Не удивительно, что ежедневно «Немецкий музей» привлекает почти три с половиной тысячи посетителей, и многие из них приходят далеко не в первый раз.

Среди других интерактивных музеев — The Children’s Museum в Бостоне, считающийся, пожалуй, первым музеем такого рода; великолепный Technisches Museum в Берлине, знаменитый Techniquest в Кардиффе и даже интерактивный музей истории поп-музыки в Сиэтле! Любая тема, став музейным экспонатом, на Западе способна превратиться в интерактив. Первые шаги интерактивный метод сделал в стенах Бостонского детского музея. Его директор впервые предложил детям экспозиции, где правило «руками не трогать» было заменено на «пожалуйста, трогайте».

У экспоната «Краны-хулиганы»

У экспоната

Первая выставка так и называлась — «Что внутри». Обычные бытовые приборы были представлены в разрезе, чтобы можно было увидеть, как они устроены и как функционируют. Затем последовали выставки, которые помогали детям определить свое место в мире, понять, что чувствуют и как живут другие люди. Например, одна из них — «Что, если бы ты не мог…?» — позволяла прожить несколько минут жизнью инвалида. Можно попробовать передвигаться по специально выстроенным городским улицам при помощи инвалидного кресла или с завязанными глазами и с тростью. «Выставку-мастерскую» или «выставку-лабораторию» тоже придумали в детских музеях. Посетители студии мультипликации Лос-Анджелесского детского музея при помощи полосок картона, цветных мелков и фильмоскопа могут создавать собственные мультфильмы. Кстати, большинство детских музеев (а их в мире около 500) — интерактивные.

Первый в России

В России об этом остается только мечтать. Попытки создать какие-либо интерактивные экспозиции не приводили к ощутимым результатам. В Петербурге еще в 2000 г. собирались открывать детский интерактивный музей, но с тех пор об этом так ничего и не слышно. Небольшой детский интерактивный музей появился в Находке — в основном, по частной инициативе, и планов на будущее в нем больше, чем нынешних достижений. А интерактивный «Центр живой истории» на базе археологического музея-заповедника «Танаис» так и вовсе был закрыт по непонятным причинам… Но опускать руки рано, и открывшаяся 20 мая в Петербурге выставка — яркое доказательство тому, что такие музеи могут и должны существовать в России.

У экспоната «Волновые машины»

У экспоната

«Престиж научных специальностей среди молодежи падает во всем мире. Это вызывает озабоченность и на Западе, и в России. В Великобритании одно из направлений работы по популяризации науки направлено на создание интерактивных музеев, главная задача которых — сделать науку понятной и интересной для детей и молодежи, — заметила Ирина Куклина, заместитель директора Британского Совета в России по вопросам науки и технологии. — Мы покажем в Петербурге, как такие музеи работают в Великобритании. С другой стороны, мы хотели бы инициировать процесс создания таких музеев в России, вызвать интерес российских разработчиков и производителей к этой идее». И вот, в рамках «Недели британской науки», Британский Совет открыл выставку научных занимательных моделей и игрушек «Чудеса науки». Модели выставки познакомят посетителей с различными научными явлениями (физическими, математическими, биологическими и т.д.) ярким и динамичным образом. В выставке участвуют экспонаты ведущего британского интерактивного научного выставочного центра Techniquest и лучшие российские экспонаты, которые были отобраны на конкурсной основе.

Инициатива организации выставки принадлежит Британскому Совету в России; партнерами по проекту выступили Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ГУП НПО «Росучприбор», Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники «МАРПУТ», Фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запад», журнал «Ломоносов».

Экспозиция выставки научных занимательных моделей и игрушек «Чудеса науки» выдержана в идеологии «я играю, я учусь». С одной стороны, она объясняет серьезные научные законы; с другой — объясняет их в игровой форме. В целом экспонаты ориентированы на детей и школьников до 12–14 лет, но будут интересны и взрослым, подзабывшим школьный курс физики или биологии. Выставка открыта до 2 июля в помещении петербургского «Водоканала», вход — бесплатный.

Экспонаты

«Орбиты»
У экспоната «Орбита»  Модель, которая наглядно показывает, как ведет себя планета, спутник, любое тело в системе двух звезд. Другая модель демонстрирует, как спутник или любое тело, которое начинает терять скорость во время своего вращения, падает на землю. Можно воочию увидеть работу закона сохранения момента количества движения. Каждый посетитель может сам запустить шарик на «орбиту» и любоваться его движением.


«Чернее черного»
Чернее черного  Заглянув в небольшое отверстие в ящике, посетители видят там только темноту — черную, даже чернее, чем наружная поверхность выкрашенного в черный цвет ящика. Однако, открыв крышку, они обнаруживают, что все внутренние стенки — белые. Почему так происходит? Что видит человек своим глазом? Юный посетитель выставки узнает, что он видит отраженный свет. Свет попадает в отверстие и начинает отражаться от стенок, происходит его постепенное поглощение; обратно луч уже не попадает, отсюда — чернота «чернее черного».


«Струя Бернулли»
Струя Бернулли  Почему самолет летает? Почему тело, которое тяжелее воздуха, не падает? Перед посетителями — шарик, который, будто по мановению волшебной палочки, висит в воздухе и не падает.

Объясняет это «закон Бернулли». Два потока воздуха — быстрый сверху, медленный снизу; давление на шарик снизу больше, чем сверху. Благодаря потокам воздуха, шарик находит «ямку», в которой и остается, не падая и не улетая в сторону.


«Волновые машины»
Волновые машины  Три российских экспоната. Волны окружают нас со всех сторон, их проявления нам известны: радиоволны, акустические волны, волны на поверхности воды; но в действительности изучение волн математически — достаточно сложный предмет. В частности, Максвелл, который создал теорию электромагнитных волн, очень долго строил механические модели, чтобы понять, как же может электромагнитная волна распространяться в пустоте. Представленные на выставке модели показывают, что происходит при распространении волны, что такое волновое движение.


«Торс человека»
Торс человека  Фактически, вузовский экспонат, который можно показывать и на выставке, и обучать по нему в школе. Торс человека со съемными органами неизменно вызывает интерес у детей. Отдельно представлен разобранный череп человека («Голова человека»). Каждая его косточка, как мозаика, может быть собрана в единое целое.


«Краны-хулиганы»
Краны-хулиганы  Мы привыкли, что все обычно движется в двух измерениях: прямо или перпендикулярно. Эта модель устроена таким образом, что оперировать приходится одновременно в трех измерениях. Эргономика — взаимодействие человека с окружающей средой, наука разработки механизмов управления, максимально приближенных к естественным движениям человека. «Краны-хулиганы», напротив, будто издеваются над привычным ходом вещей: поместить грузик в нужное место с помощью веревок, оперируя в трех измерениях — задача не из легких, и именно это задание прекрасно проверяет координацию человека.


«Небесное светило»
Небесное светило  На этой модели можно увидеть наблюдаемую с помощью телескопа в облаках Юпитера турбулентность, и каждый посетитель, раскрутив экспонат, может сам создать эти вихри.


«Много раз по десять раз»
Много раз по десять раз  Экспонат «Много раз по десять раз» раздвигает пространство, выводит привычный взгляд на мир к поистине необъятным рубежам. Ученые создали телескопы и микроскопы, чтобы видеть далекое и близкое, а представленный на выставке прибор позволяет ребенку самому почувствовать себя ученым, исследователем и наблюдателем. Перед ним пошагово открывается расстояние от молекулы до просторов Вселенной, от 10–25 до 1015. Можно остановиться на любом этапе, рассмотреть его подробно и в очередной раз восхититься безграничностью окружающего нас мира.


«Мертвая петля»
Мертвая петля  Отдых для уставшего от законов природы и научных явлений школьника: нужно снять веревку, затейливо пропущенную по металлическому каркасу.


«Ларец с сокровищами»
Ларец с сокровищами  С помощью находящихся здесь предметов — ключа, комбинаций на самом ларце, ребенок должен попытаться его открыть. Методом проб и ошибок находится ответ — неожиданный и простой. Модель позволяет по-новому взглянуть на мир, применить нестандартный подход и смекалку.


«Детская игровая комната»
Для самых маленьких  Всевозможные развивающие игры для тех, кому еще нескоро предстоит познакомиться с физикой, биологией и другими науками. Кубики, башмачки, пуговицы, головоломки — одним словом, увлекательные занятия, развивающие моторику и основные навыки; передышка для родителей.


«Компьютерные модели»

«Модель рака» — возможность досконально изучить строение рака с помощью компьютера, при необходимости выделив отдельно кровеносную систему, дыхательную и т.п. «Модель кипения» — наглядный принцип работы гейзера. Можно самим уменьшать, увеличивать температуру, задавать другие параметры и всесторонне исследовать это явление.

«Энциклопедия русского искусства» — огромная база изображений с комментариями и уникальной возможностью оперировать выбранными данными. Можно, например, сделать выборку произведений, созданных в определенный год или в определенном жанре, связать с теми или иными событиями.


«Элекромагнитный подвес»
С помощью этого нехитрого, казалось бы, устройства, можно понять, как движутся поезда на магнитной подушке. Помогают им в этом «токи Фуко», вихревое электрическое поле. Здесь же демонстрируется применение «правила Ленца» — электромагнитная индукция. Одно дело — слушать об этом из-за школьной парты, и совсем другое — включить и попробовать самому!


«Двойная горка»
Двойная горка  Центробежные явления, инерциальные силы в действии. Достаточно тяжелый шарик ставится на высшую точку конструкции и, запущенный с определенной силой, в определенном положении, проделывает «мертвую петлю», не падая.


«Скамья Жуковского»
Скамья Жуковского  Сев на скамью и приняв определенное положение, посетитель на собственной шкуре ощутит закон сохранения вращающего момента.


«Электронная шахматная доска»
Электронная шахматная доска  Возможность играть через интернет на самой настоящей деревянной доске, подключенной к компьютеру. Доска может работать как одиночное устройство или как часть сложной модульной системы, позволяющей играть против компьютера или с партнером через интернет в реальном времени. С помощью изощренного, но простого в использовании Java-апплета можно передавать свои ходы на сервер и получать ходы противника с сервера. При этом поступившие ходы выдаются на монитор компьютера.

Анатолий Карпов, первым из ведущих шахматистов познакомившийся с электронной шахматной доской фирмы «Шахком», сказал в телевизионном интервью, что доска для него является очень полезным инструментом. С ее помощью он может проверять все варианты, предлагаемые его секундантами, сразу же, как только они предложены!

Интервью

Евгений Галстьян 

Евгений Галстьян: «Из научных интерактивных музеев в мире только один оправдывает свое существование… на 80% — это максимальный показатель. Все остальные — глубоко убыточные, при всей их невероятной популярности».

О практике работы интерактивных научных музеев, их возможностях и трудностях рассказал CNews.ru Евгений Галстьян, кандидат физико-математических наук, директор отдела маркетинга и рекламы ГУП НПО «Росучприбор».

CNews.ru: Кому пришла идея организовать эту выставку?

Евгений Галстьян: Насколько я понимаю, застрельщиками были Британский Совет и Иван Михайлович Бортник из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Вместе с Ириной Куклиной они съездили в Великобританию, посетили научно-технические музеи и уже затем привлекли остальных партнеров, в том числе нас как людей, имеющих непосредственное отношение к подобным моделям. Ведь учебная техника тоже может быть интерактивным экспонатом.

CNews.ru: Экспонаты нынешней выставки заметно отличаются друг от друга. Зарубежные — более яркие и игровые, наши — дидактические и учебные. Что вы можете сказать об экспозиции?

Евгений Галстьян: Безусловно, западные экспонаты слабее в научной части, но очень грамотно сделаны. Научные игрушки — это совершенно другой бизнес, там основное — личность. Берется простенькая идейка, решается вопрос технического воплощения, получается что-то прочное, красивое, наглядное. Российские экспонаты этой выставки хорошо бы иметь на кафедрах вузов и в школьных кабинетах, но и они вызывают не меньший интерес посетителей.

CNews.ru: Можно ли рассчитывать, что со временем такая выставка перерастет в постоянную и даже станет отдельным музеем?

Евгений Галстьян: Из научных интерактивных музеев в мире только один оправдывает свое существование… на 80% — это максимальный показатель. Все остальные — глубоко убыточные, при всей их невероятной популярности. Обслуживание экспонатов, поддержание материально-технической базы — вещи дорогостоящие, и во всем мире содержание таких музеев ложится на плечи налогоплательщиков…

CNews.ru: Выходит, что в нашей стране уж тем более невозможно открыть и содержать такой музей? Каковы, на ваш взгляд, перспективы?

Евгений Галстьян: Ко времени закрытия нынешней выставки наступит решающий момент. Если появится интерес, будет привлечено внимание общественности — выставку продлят. Не исключено, что она так и останется постоянной действующей экспозицией в помещении Башни Водоканала. По крайней мере, я не вижу причин, чтобы этого не случилось.

CNews.ru: Увидят ли экспозицию регионы, Москва?

Евгений Галстьян: Нет, выставка уникальна, создана специально для Петербурга в рамках празднования 300-летия города и в регионы не поедет. Это вообще первая попытка создания в России интерактивного музея. Пока лишь этой идее дан старт, но старт прекрасный, подающий большие надежды.

CNews.ru: Спасибо.
Ирина Куклина 

Ирина Куклина: «Многие коммерческие компании готовы принять финансовое участие в подобных проектах…»

Интерактивные научные музеи широко распространены в Великобритании и многие из них представлены в интернете. Сейчас Британский Совет ведет переговоры с российской стороной для развития этого направления здесь. Об этом и других направлениях деятельности Великобритании в России рассказала CNews.ru Ирина Куклина, заместитель директора Британского Совета в России по вопросам науки и технологии.

CNews.ru: Британский Совет выступил инициатором выставки; как родилась эта идея?

Ирина Куклина: Британский Совет хорошо известен своим интересом к науке, своей деятельностью в инновационной политике. В настоящее время мы работаем с различными партнерами в областях развития научно-технической политики и законодательства, подготовки кадров для инноваций, трансфера технологий и развития наукоемких предприятий; науки и общества; научного и экологического образования. Мы очень много делаем в этом плане. Важный аспект, на который обращает внимание Великобритания, — вопросы популяризации науки, но не в плане упрощения, а в плане просвещения широких слоев, в первую очередь, детей. В самой Великобритании это широко распространено, и сейчас мы обсуждаем с российской стороной, что можно сделать здесь. Во время проводившейся полтора года назад научной конференции журналистов и родилась подобная идея. Таких музеев очень много в самой Великобритании: Techniquest в Кардиффе, музей в Манчестере, оксфордский CuRiOXiTy. Последний из упомянутых построен по несколько другому принципу: например, в одном случае посетителю предлагается возможность рисовать без ручки или карандаша; ощутить окружающую действительность исключительно с помощью тактильных ощущений в темной комнате и т.п. Многие интерактивные научные музеи представлены в интернете. Это Explore-At-Bristol, нью-йоркский TryScience, Science Museum в Лондоне, Virtual Kahun — совместный проект музея Манчестера и The Petrie Museum египетской археологии; и многие-многие другие.

Опираясь на эту мировую практику, мы тоже решили организовать что-то подобное в России, и не в интернете, а в рамках реальной действующей экспозиции. И обязательно с подключением российских ученых. В конце июня, в Петербурге состоится специальный семинар, посвященный всем аспектам организации интерактивных музеев, в котором примут участие ведущие зарубежные специалисты, в том числе из научного выставочного центра Techniquest.

CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, перспективы этой выставки и создания подобных музеев в России в будущем?

Ирина Куклина: Мы ожидаем, что посмотреть выставку придет большое число и детей, и взрослых, в том числе взрослых, которые могут принимать решения. выставку уже посетили петербургские и федеральные представители Министерства образования. Высокую оценку нашей работе дал председатель комитета по науке и образованию Госдумы Александр Шишлов, назвавший открытие выставки значимым событием и выразивший надежду, что она привлечет внимание к науке и ее популяризации самых разных чиновников, особенно из Министерства финансов.

Однако, в настоящее время речь идет не только о государственном финансировании. Многие коммерческие компании готовы принять финансовое участие в подобных проектах, понимая, как важно делать вещи, которые интересны и полезны такой широкой аудитории, особенно подрастающему поколению. Именно поэтому в ближайшее время мы и организуем семинар: идее удалось реализоваться, пусть и в таких небольших масштабах; теперь энтузиазм нужно направить в верное русло и воплотить множество других разработок.

CNews.ru: Спасибо.

Роза Иванова / Соб. кор. CNews.ru в Петербурге


Фотографии любезно предоставил Фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запад», фотограф Михаил Маркелов