Статья

Инна Андреева: Рынок созрел для нового поколения решений бизнес-аналитики

Телеком Наука Безопасность Бизнес Техника Цифровизация Бизнес-приложения

Крупные российские компании все больше внимания уделяют аналитическому программному обеспечению для CRM, финансового управления и управления показателями работы, активно ищут новые программные средства для повышения своей эффективности и постепенно переходят к внедрению нового поколения решений бизнес-аналитики. О том, как добиться успеха на этом рынке, правильно расставить акценты и выбрать стратегию взаимодействия с клиентами в интервью CNews.ru рассказывает Инна Андреева, генеральный директор SAS СНГ.

CNews.ru: Компания SAS — пожалуй, самый нетипичный игрок на мировом ИТ-рынке: самая крупная частная (непубличная) компания, демонстрирующая, к тому же, завидный рост на фоне общей стагнации отрасли. В чем секрет такой яркой индивидуальности?

Инна Андреева: Нескромно утверждать это, но SAS действительно является «нетипичной компанией» для ИТ-рынка и все 27 лет своего существования демонстрирует постоянный рост доходов и прибыли. Так, в&n

В прошлом году более чем 16% прибыли SAS поступило от продаж аналитического программного обеспечения для CRM, финансового управления и управления показателями работы. За последние два года компания сделала несколько стратегических приобретений: были куплены компания Verbind, разработчик приложений для онлайнового контроля поведения клиентов и задания необходимых маркетинговых/операционных действий, компания ABC Technologies, создающая инструменты раздельного учета операционных затрат, а также программное обеспечение для управления маркетинговыми кампаниями компании Intrinsic.

«Секрет» же нашего успеха — это концентрация на том, что мы умеем делать хорошо. Компания постоянно растет, привлекая к работе лучших специалистов отрасли. Успех — это люди. В 2002 году, в то время как другие компании сокращали количество работников, число сотрудников SAS по всему миру увеличилось на восемь с половиной процентов. Сейчас в офисах компании работает более 9 тыс. человек.

Еще одна особенность нашей компании — постоянные серьезные вложения в исследования и разработку — в прошлом году эти вложения составили 25% оборота.

Все положительные тенденции, характерные для общемирового бизнеса SAS, находят свое воплощение и в российском офисе. Хотелось бы отметить, что мы активно работаем над структурой московского офиса, адаптируя ее под потребности российского рынка. То, что мы идем в правильном направлении, демонстрирует результат работы российского офиса за 2002 год — 35%-ный рост объемов продаж.

CNews.ru: Ваши конкуренты позиционируют SAS как «нишевого» игрока, компанию, обслуживающую небольшую часть рынка. Что вы можете сказать по этому поводу? Так ли это?

Инна Андреева: Нет, это не так. Если это и «ниша», то такая, в которой SAS делает в четыре раза больше, чем конкуренты, которые об этом говорят. Это — «ниша», куда сегодня стремятся практически все вендоры CRM- и ERP-систем. Ведь всем нужны не просто данные, а возможность принимать решения на основе анализа этих данных. А то, что слова «аналитика» и «SAS» являются практически синонимами, признается всеми. У SAS есть, как минимум, несколько десятков решений — где вы видели такого «нишевого» игрока? Нам помогает сама специфика предоставляемых нами продуктов — они нужны тогда, когда есть проблемы, а проблемы есть всегда. Я твердо убеждена, что такие компании, как SAS, действующие в сфере бизнес-аналитики, будут впереди, помогая компаниям выйти из кризиса. Мы поможем этим компаниям установить, кто из их клиентов наиболее склонен уйти к другому поставщику. Если для предотвращения этого ухода они планируют маркетинговые мероприятия или решают, каким потенциальным клиентам адресовать рекламные материалы, мы поможем им и в этом. Эта та работа, которую проводит каждая компания, особенно во времена кризиса. Наша компания делает программное обеспечение, которое остается востребованным, гарантирует быстрый возврат инвестиций и помогает улучшить финансовые показатели.

CNews.ru: Как мы уже говорили, в России вас пока знают мало. Не могли бы вы провести своеобразный «ликбез» по направлениям вашей деятельности?

Инна Андреева: Я не могу согласиться с тем, что SAS малоизвестна в России. Простое перечисление клиентов, с которыми мы работаем, говорит об обратном — МТС, Газпром, Министерство путей сообщения, Альфа-Банк, Сургутнефтегаз и др. Другое дело, что зачастую нашу компанию воспринимают исключительно как поставщика хранилищ данных, в то время как вместе c хранилищами данных мы поставляем реальные решения для бизнеса — аналитические Customer Relationship Management (aCRM), Strategic Performance Management (SPM), Supplier Relationship Management (SRM) и др.

Расскажу немного о каждом из этих решений.
Ежедневно общаясь с поставщиками, вы постоянно должны отвечать на вопросы: «Кто ваш лучший клиент?», «Как вы можете его удержать?», «Как привлечь таких же выгодных клиентов?», «Как сделать всех ваших клиентов такими же прибыльными?». Для компании, «тонущей» в море информации, генерируемой оперативными CRM-приложениями, изначально спроектированными для простой регистрации данных систем поддержки продаж, центров обработки запросов и веб-сайтов, мы предлагаем aCRM.

Не существует гарантированных рецептов, как добиться стратегических целей. Выработка взаимосогласованных целей и планов по их достижению есть творческий процесс, результативность которого во многом зависит от таланта и опыта вовлеченных в обсуждение специалистов, от сложившейся корпоративной культуры стратегического управления. Необходимы удобные, надежные и гибкие инструменты разработки корпоративных систем стратегического управления, которые и предлагает наша компания в виде решения SAS SPM. Эти решения позволяют нашим заказчикам занять лидирующее положение в своем сегменте рынка, довести рыночную стоимость компании до желаемого уровня, добиться конкурентного преимущества (технологического, по качеству товаров и услуг, внутренней организации и т.п.) и в конечном итоге стать высокоприбыльной компанией.

Также наша компания предлагает решение SRM, которое включает в себя уникальные средства доступа к данным и аналитику SAS для управления закупками и выработки стратегий в области снабжения. Организация получает возможность постоянно соизмерять затраченные действия с целями компании, а также то влияние, которое они имеют на соответствующие ключевые показатели деятельности. Вы сможете консолидировать действия по поставке, сократить расходы и минимизировать риски, идентифицировать не только поставщика, но и что именно поставляется каждым поставщиком. Аналитика SAS позволит вам минимизировать затраты и облегчит ведение переговоров с потенциальными поставщиками.

Хотелось бы дополнительно назвать решение SAS Activity Based Management, представляющее собой гибкий инструментарий для отражения бизнес-модели компании, распределения затрат по активностям и отдельным продуктам, а также для моделирования и планирования деятельности исходя из детального распределения всех затрат.

CNews.ru: Одно из основных направлений вашей деятельности — системы бизнес-аналитики (Business Intelligence — BI). Не могли бы вы подробнее рассказать о сути вашей работы в этом направлении?

Инна Андреева: Говоря о бизнес-аналитике, многие производители имеют ввиду не что иное, как простые SQL-запросы к базе данных, то есть то, что позволяет легко написать запрос к данным. Это то, что называют бизнес-аналитикой некоторые другие компании. Это действительно очень простые, очень легкие в использовании инструменты, которые можно отнести к самому низкому, базовому уровню аналитики.

Наша компания всегда сосредотачивалась на аналитических средствах, выполняющих более сложные задачи, ориентированных на организации, где работает большое число высококвалифицированных специалистов. Аналитические системы должны не просто показывать состояние дел и заставлять специалиста делать всю остальную работу самостоятельно, «в уме». Настоящие системы BI выполняют, по крайней мере, часть этой работы за специалиста, предлагая ему возможность выбора из различных прогнозов, оптимизационных вариантов и т.д.

И, действительно, компании все активнее используют бизнес-аналитику в своей деятельности. Сегодня решения SAS применяются более чем в 40 тысячах компаний, правительственных структур и университетов мира. В 2002 году компания заключила договора с 1100 новыми клиентами. Примечательно то, что российские компании из самых разных отраслей (от розничной торговли и банков до промышленных предприятий и транспорта) все больше и больше проявляют интерес к технологиям и решениям, способным реализовать аналитические подходы при управлении бизнесом. Например, с помощью наших решений, Сургутнефтегаз решает такую сложную задачу, как анализ эксплуатации нефтяных месторождений.

Важнейшим элементом устойчивости компании является обеспечение требуемого уровня ликвидности. И здесь SAS может предложить весь необходимый набор технологий. Это и средства для сбора информации из различных источников, и средства обработки и представления информации в том виде, в котором она может быть наилучшим образом воспринята и интерпретирована, а также (наверное, это наиболее важный компонент) инструментарий для анализа, прогнозирования, оптимизации и сценарного анализа, что обеспечит принятие обоснованных просчитанных решений.

В то же время мы понимаем, что не все пользователи нуждаются исключительно в решении сложных аналитических задач. Для облегчения работы пользователей в новой версии 9.1 появились усовершенствованные средства подготовки запросов и отчетов низкого уровня.

Хотелось бы также отметить, что на основе инструментария BI предлагаются комплексные решения для вертикальных рынков. Например, для банковского и телекоммуникационного секторов SAS предлагает решения Banking Intelligence Solution (BIS) и Telecommunications Intelligence Solution (TIS). Примером востребованности таких решений на нашем рынке является недавно подписанный контракт SAS с крупнейшим российским сотовым оператором — МТС.

CNews.ru: Ваша компания активно занимается программным обеспечением для борьбы с отмыванием денег. Эта проблема весьма актуальна в России. Расскажите об этом подробнее.

Инна Андреева: Борьба с легализацией незаконных доходов является сегодня серьезной задачей правительств многих стран и международных организаций. Общепризнанным является факт связи незаконных доходов с финансированием международного терроризма, наркобизнесом, коррупцией, мошенничеством. По оценке МВФ, ежегодно в мире легализуется 500–2000 млрд. долларов незаконных доходов. Раскрыть удается не более 1%.

По своей природе незаконность источников денежно-имущественных операций не является непосредственно наблюдаемой. О наличии незаконности можно судить лишь по косвенным признакам, проявляющимся при исполнении имущественно-денежных операций. Рассматриваемые порознь, эти признаки являются малоинформативными, но проявляющиеся в совокупности, они могут предоставить достаточно оснований для заключения о наличии признаков легализации незаконных доходов. Решение SAS Anti-Money Laundering (AML), используя технологии кластерного анализа, регрессионно-факторного моделирования и др. технологических решений, названиями которых мне не хотелось бы сегодня вас перегружать, позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии факта «отмывания денег» или мошенничества.

О серьезности намерений SAS говорит тот факт, что наша компания планирует вложить 10 млн. долл. в разработку программ для борьбы с отмыванием денег. Мы рассчитываем, что за полтора года объем продаж этих средств достигнет 25 млн. долл. Среди крупнейших клиентов SAS — не только государственные учреждения, но и крупные банки, такие, как Bank of America, Wachovia и Unity Trust Bank.

Решение SAS AML окупится сторицей, и банки могут рассчитывать на высокую отдачу. Отслеживая факты «отмывания денег», они попутно могут выявить факты мошенничества (только в 2001 году потери банков из-за мошеннической деятельности составили 700 млн. долларов).

Для любителей тонкостей технологии могу коротко сказать, что решение SAS AML имеет очень большую производительность. Вот характерный пример: выполняя заказ одного банка, мы обработали 20 миллионов записей в течение примерно полутора минут.

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы роста российского ИТ-рынка? Какой вы видите роль вашей компании, рассчитываете ли на серьезный рост? Если да, то что позволяет вам не это надеяться?

Инна Андреева: Я оцениваю перспективы российского ИТ-рынка весьма положительно. Российский рынок созрел для нового поколения решений бизнес-аналитики, и компании находятся в активном поиске подходящих программных средств, что мы и ощущаем в нашей повседневной работе. С помощью наших решений клиенты хотят получить реальную отдачу от инвестиций, произведенных ранее в многочисленные информационно-учетные системы. Мне хотелось бы отметить, что количество участников российской делегации европейской группы пользователей SAS — конференции SEUGI21, с каждым годом все возрастает.

CNews.ru: До кризиса ИТ-отрасли компания готовилась к IPO. После кризиса президент SAS Джим Гуднайт пересмотрел свои планы: в 2001 г. в интервью мне он говорил, что IPO отодвигается в далекую перспективу, когда рынок полностью восстановится. Я понимаю, что это вопрос к г-ну Гуднайту, и все же: на ваш субъективный взгляд, когда наступит это «туманное будущее»?

Инна Андреева: Я могу высказать только свое личное мнение. Сейчас трудно назвать какую-нибудь конкретную дату. Думаю, что рано или поздно мы подойдем вплотную к акционированию.

CNews.ru: И последний вопрос: Какие задачи приоритетны для вас в настоящее время?

Инна Андреева: Сегодня мы занимаемся организацией поездки российской делегации на конференцию SEUGI21, о которой я уже упоминала. Наша делегация на этом форуме — одна из самых представительных, в нее входят менеджеры высшего звена из всех вертикальных рынков (государственный, телекоммуникационный, нефтегазовый, транспортный, банковский и др.). В настоящий момент мы занимаемся организацией многочисленных деловых встреч, культурной программой, ведь конференция пройдет в одном из самых прекрасных мест мира — Вене. Я хотела бы воспользоваться предоставленной возможностью, чтобы пожелать нашей конференции плодотворной работы, а ее многочисленным участникам — обогатиться новыми плодотворными идеями. До встречи в Вене!

CNews.ru: Спасибо.