HP наводит мосты между операторами связи
Использование операторами связи оборудования и ПО различных производителей значительно снижает качество предоставляемых услуг и возможность запуска новых сервисов. По оценкам экспертов, потребность в интеграции интеллектуальных услуг очень высока. Одним из программных решений, позволяющих реализовать эту возможность, является платформа HP OpenCall.
IP-технологии: интеллект распределен по сети
В России, как и во всем мире, происходит переход от сетей с традиционной коммутацией каналов к IР-сетям. Необходимость сближения сетей телефонии и передачи данных осознана уже давно. Теоретически эту задачу можно решать двумя путями: строительством новых сетей для передачи данных и голоса, или модернизацией существующих сетей с возможностью предоставления наряду с телефонной связью дополнительных услуг. Первый путь развития является дорогостоящим, экономически эффективным становится вариант модернизации.
Поскольку необходимым условием дальнейшего развития телекоммуникационной индустрии становится наибольшая открытость услуг связи, этот основополагающий принцип направлен на достижение мультисервисности абонентских услуг. Потребность в интеграции интеллектуальных услуг велика, и существует острая необходимость в обеспечения взаимодействия между каналами связи (проводной или беспроводной) и IP-сетями. Возможность соединения с IP-сетями позволяет также операторам разрабатывать экономичные решения по разгрузке сетей сигнализации, базовыми функциями которых является и управление вызовами и обеспечение сети связи тем интеллектом, который необходим для предоставления таких дополнительных услуг. Создание общей сигнальной платформы позволяет объединить существующие сети связи, за счет чего операторы получают возможность гибко развивать и адаптировать свои системы в соответствии с требованиями рынка.
Открытый интерфейс – основа эволюции
Технология интеллектуальной сети (Intelligent Network, IN) реализует идею построения сетей с помощью набора гибко используемых средств, способствующих внедрению услуг независимо от структуры сети. Особенность технологии заключается в том, что часть алгоритма обслуживающего вызова, относящаяся к дополнительной услуге, вынесена из узла коммутации услуг (SSP) в узел управления услугами (SCP). Это значительно упрощает ввод и видоизменение дополнительных услуг.
Применение открытой сервисной архитектуры OSA (Open Service Access) и стандартных прикладных интерфейсов (API) для доступа к сервисным компонентам, является фундаментом развития сетей связи в части внедрения и предоставления новых дополнительных услуг. Исходя из этого, отраслевой консорциум Parlay Group, который поддерживает создание единых открытых и кроссплатформенных стандартов как для беспроводных и IP-сетей, так и для обычных кабельных сетей, занимается разработкой спецификаций открытого интерфейса прикладного программирования Parlay API, который состоит из независимого базового API-интерфейса и набора интерфейсов конкретных служб. Членами консорциума Parlay Group в частности являются такие компании, как Telefonaktiebolaget LM Ericsson, Hewlett-Packard, Lucent Technologies и NTT DoCoMo, BT, DGM&S Telecom, Microsoft, Nortel Networks и Siemens.
Рассматриваемый подход реализуется сегодня на практике во многих предлагаемых на рынке системах. На его основе производители телекоммуникационного оборудования и поставщики программного обеспечения разрабатывают комплексные решения для внедрения на существующих сетях связи сервиса следующего поколения. Операторы связи получают возможность предоставлять интеллектуальные услуги: индикацию вызывающего номера, переадресацию вызова, услуги «бесплатного» номера, или «услугу-800», «телефонную карту предоплаты», хранить данные обо всех входящих вызовах, совершенных на сотовый телефон абонента с мобильного или иного телефонного аппарата и выполнять расчет текущего баланса (предварительно оплаченных услуг и предоставляемых на контрактной основе) и сообщать о его состоянии в режиме реального времени и др.
Хотя названия производимых для этих целей оборудования и ПО разнятся, их назначение и концепции построения часто схожи. И основополагающим подходом является именно применение открытых интерфейсов взаимодействия.
Абонент – главное звено
Интеллектуальные сети эволюционируют и превращаются из теоретических возможностей в перспективные системы – коммутационные платформы разнородных по типу трафика сетей и универсальный шлюз к широкому набору дополнительных услуг. При этом ядро концепции остается без изменений: отделение процессов управления услугами от коммутации.
Изменение бизнес-стратегии оператора всегда сопряжено с более или менее радикальным изменением функционала используемых систем. Поэтому необходимо одновременно обеспечить и преемственность, и введение новых элементов. С другой стороны, заметим, что количество услуг, предоставляемых операторами связи, стремительно и неуклонно растет. Но не вся абонентская масса их востребует. Абонентов нужно готовить к использованию новых возможностей. Поэтому, обсуждая технологии и архитектуры, не стоит забывать о главном звене цепочки – об абонентах, у которых необходимо создать потребность в использовании новых сервисов и понимание их преимущества по сравнению с уже известными. В связи с этим, прежде всего, надо предоставить такие дополнительные сервисы на существующих сетях.
Для реализации такой политики необходимы сервисные платформы, построенные на фундаментальных принципах и содержащие в себе гибкий инструмент, позволяющий внедрять новые сервисы уже сейчас. В качестве примера подобного решения рассмотрим платформу для создания услуг и управления ими, разработанную компанией Hewlett-Packard и продвигаемую в настоящее время под брендом HP OpenCall.
Российские решения более гибкие
HP OpenCall — это семейство сигнальных платформ, которые предназначены для разработки и развертывания услуг нового поколения. Платформы HP OpenCall совместимы с проводными и мобильными сетями европейского и американского стандартов. Они предоставляют людям возможность общаться друг с другом с помощью мобильных телефонов, получать доступ к информации и выполнять бизнес-операции в инфраструктуре постоянной доступности, которую HP называет инфраструктурой «always-on».
HP OpenCall Платформа включает в себя сигнальную платформу для производителей телекоммуникационного оборудования на базе HP9000, альфа-серверов или серверов повышенной готовности NSK, которая поддерживает транспортные протоколы MTP, SCCP и TCAP, а также протоколы установления соединений и мобильные протоколы ISUP, MAP и ANSI41. На этой платформе может быть реализована также SIGTRAN версия с поддержкой сервисов уровней MTP2 и 3 поверх IP-сети. Данная платформа может также работать на OS Linux; интеллектуальную платформу SCP для независимых производителей программного обеспечения, поддерживающую средства разработки и тестирования услуг. В дополнение к протоколам, входящим в состав сигнальной платформы, на SCP реализуются протоколы прикладных уровней интеллектуальных сетей: INAP CS1, CS2, CAMEL 1, 2, 3, WIN 0.1, 0.2. Кроме того, в состав средств разработки входит Message Set Customization Tool для модификации прикладных протоколов, использующих TCAP. Это позволяет добиться полной совместимости с версией сигнализации SS7, установленной на сети оператора. Интеллектуальная платформа также может быть дополнена сервером информационного обеспечения услуг (SMP) с реализованными механизмами синхронизации внешней базой данных и оперативной памяти SMP, обеспечивая максимальное быстродействие по обслуживанию сигнальных запросов; NGN платформу для независимых разработчиков ПО, включающую SoftSwitch Application Server и SIP Server. Поскольку средства разработки используются те же, что и для интеллектуальной платформы, это позволяет использовать единый механизм управления услугами поверх телефонного и VoIP-доменов; шлюз OSA/Parlay Gateway для операторов связи, позволяющий иметь контролируемый доступ к управлению вызовами для приложений контентных провайдеров; голосовую (media) платформу для независимых разработчиков программного обеспечения с Java-API стандарта S.410 и/или с VoiceXML интерпретатором, поддерживающим vXML v.2.0. Данная платформа поддерживает большой набор интерфейсов подключения к сети: ISUP E1, DS3, STM1; ISDN PRI; SIP RTP, - а также может работать на OS Linux. |
Российский телекоммуникационный рынок находится на начальной стадии по уровню внедрения NGN- и IN-услуг, и для российских операторов еще характерна ориентация на готовые продукты от производителей сетевого оборудования. Однако опыт работы с вендорами в данном направлении уже сейчас сделал видимым ряд недостатков такого подхода. В первую очередь это долгие сроки внедрения услуг и неспособность успевать за динамичными требованиями рынка. Кроме того, другая проблема – сильная зависимость политики операторов от портфеля решений производителей, выражающаяся в необходимости дополнительных затрат на обновление программного обеспечения для сетевого оборудования и несовместимости с решениями других вендоров, и др.
Этими факторами объясняется успех российских разработчиков программного обеспечения в области телефонии, предлагающих операторам гораздо более гибкие решения на базе отечественных или зарубежных открытых сигнальных платформ. Однако традиционными недостатками решений российских разработчиков являются проблемы масштабируемости, возникающие при увеличении числа абонентов коммерческой услуги. Среди проблем такого характера можно назвать следующие: нерациональное использование адресной емкости сигнальной сети, запаздывание в информационном обеспечении услуги (традиционно сеть требует ответа от логики услуги в течение 250 мс), снижение производительности из-за таких факторов, как «потеря памяти» (memory leakage), требующих периодических перезапусков системы – и другие аспекты, определяющие качество решений операторского класса.
В течение полутора десятков лет HP развивает программное решение HP OpenCall. Сегодня это свыше 3,6 тыс. инсталляций более чем в ста странах мира и более 50% рынка решений сигнального стека UNIX SS7 на базе высокопроизводительных серверов. На базе HP Opencall реализованы 45% узлов управления услугами (SCP) в мире, которые покрывают более 50% рынка prepaid-услуг, и 60% мировых SMS-центров, пропускающих свыше 80% SMS-трафика. Более пятисот независимых разработчиков ПО используют HP OpenCall при создании собственных приложений для рынка мобильных услуг – это такие компании, как LogicaCMG, Yomi, Atos, Intracom и др. Сегодня технологии OpenCall лежат в основе решений от таких производителей, как Alcatel, Comverse, LogicaCMG, Nokia.
Новая услуга – это просто
При сложившейся в настоящее время на российском рынке NGN- и IN-услуг ситуации, HP видит себя в качестве интегратора сетевой архитектуры услуг оператора и поставщика открытых сигнальных платформ операторского класса, предоставляющих поддержку средств для разработок новых услуг самими операторами. Опыт работы HP в других странах показал, что OpenCall является рациональным выбором для решения целого ряда задач.
Для операторов ТфОП:
- возможность подключения к IN-узлу управления услугами (Service Control Point, SCP) коммутаторов без обновления опций IN-узла коммутации услуг (Service Switch Point, SSP) и внедрение сетевых IP SRF ресурсов;
- объединение услуг одного класса, например, нескольких платформ карточной телефонии с разными планами нумерации, под единым номером доступа;
- внедрение единой услуги поверх доменов ТфОП, VoIP, Mobile;
- внедрение единой услуги поверх телефонной сети, в которой использовано оборудование разных производителей, это позволяет интегрировать практически любое имеющееся у оператора оборудованием.
Для мобильных операторов стандартов GSM и ANSI (DAMPS, CDMA):
- консолидация реестров собственных абонентов сети (HLR) — замена нескольких HLR малой емкости и от разных производителей на один мультивендорный HLR для миллионов абонентов, в котором также, может быть, реализована функция программирования дополнительных услуг. Кроме того, возможна установка конвергентного GSM/ANSI HLR, работающего одновременно по двум различным стандартам (ETSI и ANSI) сигнализации мобильной телефонии;
- возможность интеграции биллинговых систем авансовых или кредитных абонентов с системами абонентов prepaid-схем для реализации контроля вызовов в реальном времени (немедленное отключение от услуги при обнулении баланса). А также обеспечение в реальном времени биллинга новых услуг, поддержка которых еще не прописана в стандартах CAMEL 2 и 3, – например, MMS;
- консолидация биллинга голосовых услуг, услуг передачи данных и предоставления контента в реальном времени;
- сброс пиковых нагрузок SMS-трафика при SMS-голосованиях и аналогичных услугах с использованием альтернативного пакетного транспорта для телефонной сигнализации по технологии SIGTRAN;
- комплексное решение проблемы роуминга для абонентов мобильного IN Prepay;
- решение проблем сопряжения сигнальных стеков от разных производителей.
Таким образом, обеспечивается способность платформы к эволюции и независимость от поколения сетей, с которыми она интегрируется. Заметим, что наличие открытых интерфейсов для создания новых услуг является немаловажным фактором в развитии телекоммуникационной индустрии. Благодаря им создание очередного дополнительного сервиса может быть облегчено и, при наличии гибкой среды модификации, внедрение новой услуги не требует изменений системы в целом.
Единая точка входа для большей надежности
Значительная часть платформы OpenCall бизнеса Hewlett-Packard ориентирована на партнерство с независимыми разработчиками программного обеспечения. Разнообразие портфеля решений, включающего совместные разработки HP и более чем пятисот зарегистрированных OpenCall-партнеров, позволяет удовлетворить требования потенциальных заказчиков, как в функциональном, так и в ценовом плане.
Системные архитекторы специального подразделения Hewlett-Packard осуществляют квалифицированный выбор решения на основе анализа потребностей операторов связи. Управление проектом по внедрению решения в сеть заказчика производят сертифицированные руководители проектов (PMI Project Managers) отдела HP Consulting, таким образом, система ответственности за работоспособность внедряемого решения обеспечивает заказчику единую точку входа — компанию Hewlett-Packard, что позволяет совместить предпочитаемую операторами схему ответственности с поставкой решения «под ключ». Таким образом можно диверсифицировать портфель решений и обеспечить покрытие разных сегментов рынка телекоммуникационных услуг. Дважды в год в ходе специальных конференций HP Software Universe, а также крупнейших мероприятий в телекоммуникационном мире, например, таких, как конференция 3GSM, Hewlett-Packard проводит демонстрацию комплексов решений, разработанных OpenCall-партнерами, для представителей крупнейших телекоммуникационных компаний.
Такой размах бизнеса требует значительных усилий по обеспечению взаимодействия с партнерами и постоянных инвестиций в партнерские программы. На сегодняшний день среди основных результатов можно назвать наличие бесплатных средств разработки услуг и импортирование их на общедоступный Linux, существование услуги хостинга пилотных проектов в демо-центрах Hewlett-Packard, развитие веб-портала информационной и консультативной поддержки разработчиков, расширение набора консультативных сервисов персональной поддержки разработки и внедрения решений, доступ к тренингам в центрах разработки базового продукта. Компания активно расширяет список форм сотрудничества: появление новых партнерских программ обеспечивает гибкое взаимное позиционирование партнера и Hewlett-Packard.
Дальние горизонты
Максимально использовать возможности NGN можно только путем наполнения инфраструктуры сети разнообразными приложениями и услугами. IN-платформы позволяют оказывать абонентам гораздо больший спектр услуг цифровой сотовой связи и упростить процесс предоставления этих услуг. Это одно из самых популярных направлений развития мобильной связи в Европе.
Так, например, стандарт CAMEL, являющийся расширением технологии IN для мобильных решений, позволяет осуществлять полноценный роуминг prepaid-абонентов. Недостаток – сравнительно высокая стоимость начальной установки системы – компенсируется умеренной стоимостью ее дальнейшего расширения из расчета на одного абонента. К достоинствам можно отнести: широкие функциональные возможности, позволяющие реализовывать на prepaid-платформах полный спектр услуг, доступных для postpaid-абонентов; гибкость и масштабируемость системы, возможность поддерживать практически неограниченное число prepaid-абонентов и обеспечивать конвергентную обработку данных по prepaid- и postpaid-абонентам.
Решения HP OpenCall позволяют учитывать не только потребности всех этапов жизненного цикла приложений, но и бизнес-цели клиента. Существует работающая инфраструктура сетей связи и необходимо использовать ее с максимальной пользой, постепенно совершенствуя.
Вакансия CNews Analytics: Редактор
Просьба обращаться по адресу. |
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a953