Статья

Готова ли Россия к «новой экономике»?

Интернет Наука Бизнес Веб-сервисы

Люди всегда жили в мире, разделенном государственными и языковыми барьерами, географической удаленностью. В начале 90-х годов наметились тенденции либерализации рынков, повышения мобильности капитала, всеобщей компьютеризации и установления единого языка как стандарта делового общения во всем мире. Решающую роль в формировании новой экономики сыграло появление и повсеместное распространение интернета — именно благодаря новым коммуникационным возможностям стали развиваться принципиально новая экономика, новые отраслевые, рыночные и корпоративные структуры.

«Новая экономика» – термин, который все прочнее входит в нашу жизнь. Несмотря на весенний обвал курса акций высокотехнологичных компаний на бирже NASDAQ, вызвавший у скептиков сомнения в эффективности вложений в этот сектор, будущее, безусловно, за ним. Люди всегда жили в мире, разделенном государственными и языковыми барьерами, географической удаленностью. В начале 90-х годов наметились тенденции либерализации рынков, повышения мобильности капитала, всеобщей компьютеризации и установления единого языка как стандарта делового общения во всем мире. Решающую роль в формировании новой экономики сыграло появление и повсеместное распространение интернета — именно благодаря новым коммуникационным возможностям стали развиваться принципиально новая экономика, новые отраслевые, рыночные и корпоративные структуры.

Что такое новая экономика? Например, консалтинговая компания McKensey&Company дает ей следующее определение: новая экономика — это микроэкономический эффект устранения географических, отраслевых и корпоративных препятствий к экономической интеграции, приводящий к снижению расходов на взаимодействие, то есть расходов, в любом бизнесе составляющих серьезную статью бюджета. Особенно велики эти затраты в сфере обслуживания. В банковской и финансовой деятельности этот этот показатель достигает 60-70%, а в среднем он равен 50%.

Самая очевидная причина снижения затрат - всеобщая компьютеризация и освоение интернета, выполняющего роль всемирной торговой платформы. Не зря интернет иногда называют "убийцей посредника" - появление моделей онлайновой торговли В2В (business-to-business) и B2C (business-to-customer) поставило под угрозу существование посредников, стоящих между покупателем и продавцом или между компаниями.

В условиях новой экономики у покупателя существенно расширяется выбор, а компании получают больший доступ к клиентам. Несомненный плюс новой экономики в том, что теперь компании вместо использования дорогостоящих традиционных систем сбыта получили возможность продавать товары через интернет по всему миру с минимальными затратами. Повышение эффективности за счет компьютеризации и упрощение рабочего процесса влечет за собой разделение цепочки создания стоимости между специализированными компаниями, которые будут использовать преимущества специализации для создания лучшего продукта за меньшие деньги. Примером может служить американский онлайновый рынок страхования, на котором уже появилось множество игроков, конкурирующих за отдельные звенья цепочки и получающих конкурентные преимущества за счет высокой специализации.

Новая экономика уже обсуждается на государственном уровне. В частности, премьер-министр Великбритании Тони Блэр отметил, что объем сделок в электронном режиме в Англии в прошлом году составлял около 3 миллиардов фунтов, и ожидается, что он вырастет в десять раз (до 4% ВНП страны) в 2002 году.

По словам г-на Блэра, перед Великобританией стоит цель - создать лучшие в мире условия для развития электронной торговли к 2002 году. Новую экономику воспринимают не только на уровне модели ведения бизнеса, но и как стратегическую неотъемлемую часть экономики будущего. В случае с Россией, как и с другими развивающимися странами, многие западные специалисты, в том числе Эстер Дайсон - одна ведущих экспертов по развитию интернета, - предсказывают, что успешное внедрение модели новой экономики (в первую очередь - компьютеризация и «интернетизация» промышленных предприятий) позволит революционно повысить эффективность российской экономики. Впрочем, не стоит забывать о том, что использование компаниями модели бизнеса новой экономики зависит не только от технологических аспектов и «продвинутости» менеджмента, но и от экономической и политической ситуации в стране.