Статья

Этери Хетеева: Российские инновации уже достигли мирового класса

Наука Бизнес

Опыт, уже накопленный ведущими российскими высокотехнологичными компаниями в области вывода на рынок российских инновационных технологий, еще нуждается в обобщении и систематизации. Но он уже сейчас наглядно свидетельствует: грамотное использование опыта и задела, накопленного отечественной наукой и техникой, обрекает российские инновации на успех. Об особенностях проведения успешной инновационной политики RND.CNews рассказала Этери Хетеева - вице-президент по внешним коммуникациям компании «Открытые Технологии».

RND.CNews: Каковы основные этапы вывода инновационных технологий на рынок?

Этери Хетеева: Вывод нового продукта на рынок – самый сложный этап инновационного процесса, зачастую требующий активного привлечения партнеров и больших затрат. Конкуренция на всех рынках велика, большинство потребителей консервативны, и необходимы особые условия и значительные усилия, чтобы в такой ситуации найти для новинки достойное место под солнцем.

В последнее время все большую помощь в развитии инноваций оказывают так называемые бизнес-инкубаторы – специализированные институты, призванные создать максимально благоприятные («тепличные») условия для развития идей и внедрения новых технологий и ноу-хау. Здесь инновационные проекты осуществляются в тесном сотрудничестве ученого, инвестора и менеджера. Ученый разрабатывает новую технологию, инвестор вкладывает в нее деньги, а менеджер в свою очередь определяет рынок сбыта для новых разработок и организовывает работу, связанную с их выводом на рынок.

Если кратко описывать саму схему вывода инноваций на рынок, то она будет выглядеть примерно так: сначала разработанная ученым инновационная технология проходит всестороннюю экспертную оценку — техническую, маркетинговую, патентную и коммерческую. Параллельно проводится детальный анализ ситуации на рынке с точки зрения благоприятствования вывода на него нового продукта. Затем составляется бизнес-план реализации задуманного, и ищутся инвесторы — венчурные фонды, стратегические инвесторы или «грантодатели». После заключения с ними договора и распределение долей в совместном предприятии, начинается собственно реализация проекта в рамках утвержденного бизнес-плана. Только после того как инновационный продукт полностью готов, его выпускают на рынок. И последним этапом является коммерциализация продукта и продажа лицензий на технологию.

RND.CNews: Какие направления науки и высоких технологий в России сегодня наиболее подходят для эффективной коммерциализации их результатов?

Этери Хетеева: В Советском Союзе была очень обширная фундаментальная наука, построенная в большей степени под оборонную отрасль. И до сих пор наиболее эффективны те коллективы, которые так или иначе могут воспользоваться этим потенциалом. Если говорить более конкретно о перспективных направлениях науки, то здесь можно выделить микроэлектронику и биотехнологии.

Именно в этих отраслях сегодня наиболее возможны инновационные разработки и в дальнейшем их эффективная коммерциализация. Но этот процесс нельзя назвать простым, он требует значительных усилий и серьёзных инвестиций. И Россия сегодня находится в самом начале этого пути, что связано в основном с тем, что у нас пока не так много инвесторов и предпринимателей, готовых заниматься инновационным бизнесом.

RND.CNews: Стоит ли России в большей степени ориентироваться на собственные инновации, или стараться применять решения, уже опробованные в мире?

Этери Хетеева: Здесь я бы разделила два понятия – использование на российском рынке зарубежных продуктов и применение зарубежных подходов. Ведущие на своих рынках продукты – будь то зарубежные или российские – могут быть использованы в любой точке мира, в том числе и в России. Естественно, это возможно при выполнении требований по локализации, наличию поддержки, а также при учёте прочих особенностей, например по сертификации.

Конечно, в некоторых случаях из-за этих особенностей оптимально применение именно российских технологий, но, на мой взгляд, это не должно быть самоцелью. Российским инноваторам лучше ставить себе цели лидерства не только на российской, но и на международной арене.