ERP – это очень мало
В условиях современного бизнеса заказчик больше не может и не хочет ждать длительное время, необходимое для комплексного внедрения ERP-системы. Кроме того, ни одно такое решение не обладает достаточным функционалом для удовлетворения всей специфики бизнеса и компаниям приходится использовать свои собственные информационные системы и модули. На первый план неминуемо встает задача интеграции приложений предприятия.
Постоянное наращивание мощностей, обновление приложений, информационных систем предприятия, использование решений от различных поставщиков, реализованных на разных платформах и с разной архитектурой – все это приводит к разнородности данных, используемых внутри компании. Большое количество различных информационных систем, применяемых в разных подразделениях, приводит к многократному использованию одних и тех же данных. В результате финальная информация, предоставляемая для отчетности руководству компании, зачастую проходит многократное дублирование и искажается, что в свою очередь приводит к принятию не оптимальных и не оперативных решений и, как следствие, ухудшению бизнеса.
Без отрыва от производства
Подобные проблемы достаточно давно привели компании к необходимости автоматизации бизнес-процессов и интеграции различных приложений. Для реализации этого существует множество подходов. В период становления информационных систем превалирующим (и практически единственным) способом была так называемая «лоскутная» автоматизация – при таком подходе автоматизировались лишь определенные бизнес-процессы и подразделения. Разумеется, сейчас этот вариант по отдельности практически не используется.
Сергей Калин: Интеграция может служить промежуточным шагом Комментарий по теме для CNews дал Сергей Калин, президент компании Открытые Технологии CNews: Что лучше? - комплексное внедрение ERP-системы или интеграция существующих приложений заказчика? Сергей Калин: Здесь все зависит от конкретной ситуации на предприятии. Интеграция существующих приложений актуальна в случае, если автоматизация отдельных бизнес-задач и подразделений находится на приемлемом уровне, и на предприятии функционируют отлаженные бизнес-процессы. В такой ситуации интеграция обеспечит автоматизацию этих процессов и передачу данных между приложениями. Частными примерами здесь могут служить ситуации, когда после объединения предприятий интегрируются между собой соответствующие ERP-системы, или когда ERP-система, обеспечивающая автоматизацию большинства (но не всех) процессов, интегрируется с системами, которые автоматизируют оставшиеся процессы. Интеграция может также служить промежуточным шагом. Не все предприятия готовы принять резкий отказ от старых систем и переход на новую. В таких случаях используется эволюционный подход, при котором поэтапно внедряются наиболее актуальные модули ERP-системы и старые системы постепенно замещаются с минимальными затратами ресурсов. Внедрение ERP-системы, как правило, влечет за собой значительную перестройку бизнес-процессов, и, возможно, организационной структуры. Ключевой аргумент при решении о внедрении ERP-системы - повышение инвестиционной привлекательности компании. Другим аргументом может служить замена неадекватных средств автоматизации или автоматизация "с нуля". CNews: Какие особенности присущи российскому рынку комплексной автоматизации? Каковы его основные тенденции? Сергей Калин: Я бы выделил две ключевые тенденции рынка. Во-первых, крупные российские компании создают долгосрочные ИТ-стратегии, либо своими силами, либо при помощи внешних консультантов. Мы поддерживаем такой подход. Он позволяет компаниям эффективно использовать вложенные инвестиции, и обеспечивает согласованное развитие ИТ-инфраструктуры в будущем. Во-вторых, в крупномасштабных проектах возникла роль генерального системного интегратора – компании, которая управляет разработкой системной архитектуры, построением инфраструктуры проекта, осуществляет контроль за работой субподрядчиков. В часть таких проектов мы вовлечены именно в этой роли. CNews: Спасибо. |
Алексей Севастьянов: В России уже прошла эйфория по поводу ERP Комментарий по теме для CNews дал Алексей Севастьянов, директор отделения тиражируемых систем Департамента интеграционных решений компании IBS CNews: Что лучше? - комплексное внедрение ERP-системы или интеграция существующих приложений заказчика? Алексей Севастьянов: Мне кажется, что такая постановка вопроса некорректна. Как показывает практика, комплексное внедрение ERP все равно не может полностью закрыть потребности в автоматизации всех бизнес-функций компании. Всегда остаются "островные" информационные системы, которые обслуживают определенные специфические задачи. Для решения этих задач нужна особая функциональность, которая либо не заложена в классической ERP системе, либо не охватывает всех бизнес-требований. Например, зачастую в виде «островных» решений целесообразно делать системы поддержки нормативно-справочной информации, и уже затем интегрировать их с функционирующей в компании ERP-системой. Такая ситуация особенно характерна для крупных географически распределенных компаний, для холдингов с диверсифицированным бизнесом, а также для узкоспециализированных компаний, бизнес которых требует применения специального программного обеспечения. Таким образом, системы интеграции, как правило, дополняют ERP, а не являются полной альтернативой. CNews: Какие особенности присущи российскому рынку комплексной автоматизации? Каковы его основные тенденции? Алексей Севастьянов: На мой взгляд, у руководителей компаний прошла эйфория по поводу того, что ликвидация всех существующих бизнес-приложений и внедрение ERP-системы позволят решить все проблемы в области автоматизации бизнеса. Сейчас наметилась тенденция к более прагматичному подходу, когда ряд бизнес-функций реализуется в рамках ERP-системы (особенно если это не требует доработок стандартной конфигурации ERP), другая часть бизнес-функций закрывается существующими информационными системами, а для третьей части внедряются специализированные приложения. И все эти три составляющих интегрируются между собой. При этом процесс интеграции может проводиться постепенно: по мере внедрения ERP-системы и новых бизнес-приложений. CNews: Спасибо. |
Владимир Филиппов: Для крупного предприятия альтернативы внедрения ERP-системы не существует Комментарий по теме для CNews дал Владимир Филиппов, вице-президент по развитию Группы компаний ИКТ CNews: Что лучше? - комплексное внедрение ERP-системы или интеграция существующих приложений заказчика? Владимир Филиппов: В большинстве случаев вопрос так не стоит. Для крупного предприятия, имеющего исключительно «унаследованные непромышленные системы», альтернативы внедрения ERP-системы не существует. Когда проект внедрения ERP-системы завершен или почти завершен, альтернативы использования других отличных от ERP-систем механизмов, также нет. Если рассматривать промежуточный между этими «полюсами» вариант, ответ тоже очевиден. Включение всех бизнес-процессов в ERP-систему слишком дорогостоящий процесс, и использование интеграции существующих бизнес-приложений оптимально. CNews: Какие особенности присущи российскому рынку комплексной автоматизации? Каковы его основные тенденции? Владимир Филиппов: В настоящий момент передовые российские компании технологически освоили первый уровень интеграции с помощью продуктов EAI – создания технологий интеграции основных данных в рамках предприятия. Наша компания использует для этого как продукты SAP, так и собственные (DIP). Такой проект обязательно включает в себя как классификацию основных справочников, их очистку, дополнение справочников ракурсами «смежных» пользователей, так и создание методологии и технологии распределенного и удаленного управления такими данными и всем их жизненным циклом. Следующий уровень интеграции – собственно интеграция бизнес-процессов. На наш взгляд, успешных технологий их комплексного внедрения на крупных предприятиях пока не существует. Так, одно из имеющихся решений – «прослойка между порожденными системами и ERP» - предполагает использование технологии внедрения ERP-системы. Другая используемая на рынке технология – технология создания BI - системы корпоративного агрегирования показателей и отчетности, бюджетирования и т.д. CNews: Спасибо. |
Необходимость комплексной автоматизации деятельности предприятия и использования всех приложений и данных в рамках единой информационной системы привела к возникновению ERP-систем. Во многом, эта тенденция стала определяющей на многие годы (вплоть до сегодняшнего момента). Основное достоинство ERP-систем – получение оперативной и достоверной информации на всех производственных стадиях. Последнее 10-летие XX-ого века и начало XXI-ого ознаменовались настоящим бумом на внедрения систем класса ERP. Однако, высокая стоимость и большая сложность решения такого уровня привели к тому, что множество проектов по внедрению ERP-систем заканчивались провалом и огромными финансовыми убытками компании. Большое количество решений до сих пор не окупились полностью, и вопрос оценки эффективности внедрения до сих пор будоражит ума ИТ-директоров.
Среднее время внедрения ERP-системы на предприятии оценивается специалистами и экспертами в 7 лет. В условиях жесткой конкуренции, подобная задержка очень чревата для бизнеса компании. В то же время, комплексная автоматизация деятельности – это реальная необходимость, также продиктованная требованиями рынка. Встает проблема так называемой «горячей» автоматизации – когда внедрение корпоративной информационной системы идет без отрыва от производства.
Кроме этого, стоит отметить другой, едва ли не превалирующий фактор, приводящий к описанной выше проблеме: ни одна «коробочная» версия ERP-системы не может в достаточной мере удовлетворять бизнесу конкретной компании. На предприятиях используются решения, зачастую собственной разработки, которые наилучшим образом удовлетворяют потребности компании в этом сегменте. Таким образом, внедрение ERP-систем в подавляющем большинстве случаев сопровождается внедрением дополнительных или переработкой существующих модулей, учитывающих специфику деятельности автоматизируемого предприятия. Эта операция приводит к дополнительным (и очень высоким) расходам и далеко не всегда ее результат является оптимальным для бизнеса компании.
Сохранение ключевых унаследованных систем предприятия позволяет в полной мере удовлетворять потребности компании в автоматизации того или иного бизнес-процесса и сэкономить значительную сумму на внедрение ERP-системы. Кроме того, даже в построении единой корпоративной информационной системы нередко используются продукты и решения различных поставщиков: CRM от Siebel, логистический модуль от SAP, управление персоналом от PeopleSoft. Налицо встает проблема интеграции корпоративных приложений и данных. Так называемый подход «best-of-breed» по оценкам многих экспертов составляет серьезную конкуренцию классическому внедрению ERP-системы и постоянно набирает обороты.
Старая идея с новыми взглядами
Сама идея интеграция корпоративных приложений и данных вовсе не нова. И это вполне очевидно. Можно даже утверждать, что эта проблема появилась одновременно с использованием компьютерных приложений в компаниях. Уже тогда одни и те же данные могли использоваться в нескольких приложениях, и необходимо было обеспечить их полное взаимосоответствие.
Для решения этой задачи существует множество подходов, которые отвечают различным уровням компаний и степени их информационной зрелости. К этой проблеме пришли и сами поставщики ERP-систем: многие из них являются одновременно и поставщиками решений для интеграции корпоративных приложений. Некоторые системные интеграторы и разработчики пытаются внедрить некие универсальные информационные интерфейсы (в большинстве случаев собственной разработки) в свои решения, тем самым обеспечивая взаимодействие с унаследованными и внедряемыми программными продуктами. Тем не менее, такой подход тоже сугубо индивидуален и не универсален в полном смысле этого слова. Ставя на себя подобную задачу, разработчики вынуждены поддерживать и постоянно обновлять этот интерфейс для обеспечения его универсальности, что, разумеется, является весьма непростой задачей.
Задача интеграции приложений на корпоративном уровне привела к возникновению целого класса решений – промышленных платформ интеграции приложений – Enterprise Application Integration (EAI). В последние три года отмечается устойчивый рост спроса на этот класс продуктов. Вообще, по прогнозам IDC, рынок программного обеспечения, предназначенного для решения интеграционных задач, составит в 2008 году 8,2 $млрд. против 4,3 $млрд. в 2001 году.
Оборот мирового рынка ПО,
предназначенного для решения интеграционных задач, $ млрд.
Источник: IDC
На рынке EAI-средств представлено большое количество различных компаний, среди которых немало всемирно известных брендов. Ключевыми игроками являются компании: BEA Systems (решение BEA WebLogic), IBM (IBM WebSphere), Microsoft (MS .Net/BizTalk 2004), Oracle (Oracle Integration), SAP AG (SAP NetWeaver) и многие другие.
Менее известным подходом к интеграции корпоративных приложений является организация системы информационного обслуживания, которая предназначена для работы в условиях частичной автоматизации бизнеса. Близким аналогом такого решения являются средства класса Business Intelligence(BI), которые подразделяются на два наиболее устойчивых направления – управление бизнес-процессами (Business Process Management - BPM) и организация хранилищ данных в реальном времени.
"Тем не менее, стоит отметить, что в некоторых случаях интеграция существующих приложений просто невозможна. Наряду с этим, существуют проекты, в которых внедрение ERP-системы полностью закрывает потребности организации. Как интеграция приложений, так и внедрение комплексных систем автоматизации класса ERP имеют свои плюсы и минусы. Для принятия верного решения необходимо четко ответить на целый ряд вопросов, главные из которых - сроки внедрения и цена решения, отлаженность бизнес-процессов внутри компании, обучение персонала и т.д." - считает Олег Савцов, заместитель генерального директора РБК СОФТ
Посредник для ERP
По большому счету, решения класса EAI выполняют роль связующего звена между различными корпоративными приложениями, обеспечивая тем самым единство и достоверность идентичных данных, используемых в разных программных продуктах в результате деятельности предприятия. Основное назначение EAI-средств – это стыковка используемых приложений с новыми или внедряемыми решениями без нарушения деятельности компании. Впервые потребность в решениях подобного класса возникла у крупных, территориально-распределенных компаний, информационные системы которых по мере постоянного наращивания мощностей, стали напоминать «зоопарк» приложений и проблема дублирования данных стала очень актуальной. Кроме того, можно утверждать, что EAI-средства в подавляющем большинстве случаев оказываются действительно эффективными лишь для крупных компаний.
Для небольшого предприятия, которое удовлетворяет свои потребности в автоматизации с помощью нескольких программных продуктов для каждого бизнес-процесса, внедрение EAI совершенно неоправданно за счет своей высокой стоимости. Но уже в среднем, а тем более в крупном бизнесе в силу обозначенных выше причин, проблема интеграции корпоративных приложений выходит на первый план. Однако, здесь, справедливости ради, стоит отметить, что внедрение EAI-средств на крупном предприятии порой бывает сопоставимо по расходам с внедрением ERP-системы. Тем не менее, задача согласованной работы унаследованных систем, критически важных для бизнеса компании, оказывается зачастую превалирующей. Вообще говоря, наличие EAI-решений вовсе не отменяет потребность компании в комплексной автоматизации своей деятельности и построении единой корпоративной информационной системы: EAI-средства очень часто выступают в качестве некого посредника между унаследованными системами и внедряемой ERP-системой.
Эволюционная автоматизация
Рынок EAI-средств очень динамично развивается, на нем также присутствует множество подходов и решений. Более ранние решения базировались на использовании межплатформенного программного обеспечения, ориентированного на обмен сообщениями между интегрируемыми приложениями – MOM (Message Oriented Middleware). В последнее время в большинстве решений можно проследить отказ от классических MOM к передаче функций интеграции серверам приложений, которые, по мнению разработчиков, способны охватить одновременно все уровни интеграции (интеграция данных, порталы, транзакции, бизнес-процессы). Технологии и методы постоянно развиваются, но, тем не менее, пока ни один поставщик EAI-средств не поставляет по-настоящему законченного решения.
"Основными факторами, определяющими развитие современного рынка комплексной автоматизации, являются появление новых требований, которые выдвигаются к функциональности и производительности подобных решений. И особую роль здесь играют отраслевые решения, отвечающие требованиям современного рынка и задачам завтрашнего дня" - отмечает г-н Савцов.
Потребность в интеграции корпоративных приложений возникла естественным путем в результате эволюции автоматизации деятельности предприятий от «лоскутного» подхода к построению корпоративной информационной системы. Для динамично развивающегося предприятия единое информационное пространство, в рамках которого взаимодействуют все производственные, учетные и оперативные данные – необходимое условие эффективного функционирования.
Использование средств интеграции приложений позволяет существенно сократить расходы на внедрение ERP-системы за счет сохранения унаследованных информационных систем компании, хорошо «заточенных» под специфику бизнеса. Но, основное их достоинство – это возможность проведения комплексной автоматизации деятельности предприятия и построения единой корпоративной информационной системы без отрыва от производства и нарушения работоспособности существующей ИТ-инфраструктуры.
Сергей Игнатов / CNews
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a990