Дмитрий Мыслин: Россию вынудили перейти на цифровую печать
О технологическом развитии на российском рынке печатной офисной техники и о конкуренции поставщиков в этом сегменте CNews.ru рассказал Дмитрий Мыслин, директор по маркетингу компании МВ.
CNews.ru: Какие ключевые изменения произошли на рынке офисной техники за последние 5 лет? Развития каких тенденций следует ожидать в ближайшие годы?
Дмитрий Мыслин: Наиболее важным изменением, на мой взгляд, стала прямая конкуренция производителей принтеров и копировальных аппаратов. Бывшие производители принтеров активно вторгаются в сегменты многофункциональных устройств, и наоборот, производители копиров дополнили свои линейки семейством принтеров. Как следствие, возник единый рынок печатного офисного оборудования.
CNews.ru: Как в целом вы могли бы охарактеризовать структуру спроса российского потребителя на офисную технику? Какие продукты и решения являются наиболее актуальными?
Дмитрий Мыслин: Рынок в целом по-прежнему тяготеет к наиболее дешевым устройствам, несмотря на высокую стоимость их эксплуатации. Тем не менее, общемировые тенденции проявляются и у нас. Так, в 2002 году продажи аналоговых устройств МВ сократились втрое, а продажи цифровых увеличились в 5 раз. Таким образом, с опозданием примерно в 2 года относительно западных рынков в России, наконец, началось активное замещение устаревшего парка техники на новые цифровые устройства.
CNews.ru: Из вашей практики, каково соотношение продаж принтеров для корпоративного и частного секторов на текущий момент?
Дмитрий Мыслин: Если вопрос стоит о структуре продаж МВ, то доля продаж принтеров для корпоративного сектора у нас составляет 100%, поскольку с частными лицами мы не работаем. Если же говорить о рынке в целом и учитывать дешевые струйные устройства, то, измеряя в штуках, корпоративный и частный сектор по объемам продаж сопоставимы.
CNews.ru: Поддерживает ли российский потребитель установленный западным рынком приоритет комплексных программно-аппаратных решений перед отдельно поставляемыми продуктами? Насколько эти комплексные дорогостоящие решения в данный момент востребованы отечественным рынком?
Дмитрий Мыслин: Если говорить о массовых явлениях, то скорее нет, чем да. Как ни парадоксально, усредненный российский пользователь вместо легального ПО, специально поставляемого в коробке с многофункциональным устройством, чаще пользуется пиратским софтом другого производителя. Либо в силу привычки, либо по каким-то другим соображениям.
Если же говорить об узкоспециализированных решениях, то спрос на них постоянно растет, поскольку в России наблюдается активное внедрение электронных систем документооборота самых разных уровней, и интегрирование печатной техники в различные системы требует уникального ПО, зачастую разрабатываемого под отдельного заказчика.
CNews.ru: По вашим оценкам, как быстро на российском рынке получит распространение популярная сейчас на Западе технология цветной печати-копирования, с учетом ее высокой стоимости?
Дмитрий Мыслин: Полагаю, с обычным отставанием в 2-3 года. Это если говорить о широком распространении. Тем не менее, процесс неизбежен, поскольку ни один из мировых производителей не разрабатывает моделей специально для российского рынка.
Так, например, Россия и сейчас потребляла бы аналоговое копировальное оборудование, но практически все производители прекратили его выпуск. Поэтому переход на «цифру» стал неизбежен. Аналогично обстоят дела и с гибридными печатными устройствами с высокой скоростью черно-белой и цветной печати.
Уже сейчас в линейке МВ присутствуют три устройства, позиционируемые как «черно-белые с возможностью цветной печати». Кстати, у этих устройств стоимость вполне сопоставима со стоимостью черно-белых устройств с аналогичной скоростью печати. А себестоимость черно-белого и цветного отпечатка у них и вовсе одинакова.
CNews.ru: Каковы принципиальные сложности в развитии российских вендоров, работающих на рынке офисной техники? В чем их основные конкурентные преимущества и в чем они проигрывают западным компаниям?
Дмитрий Мыслин: Принципиальным здесь является разница в масштабе. Возьмем, например, маркетинговый бюджет. МВ, играя только на одном локальном рынке, не может себе позволить тратить на рекламу деньги, сопоставимые с бюджетами крупнейших японских производителей. Мы развиваемся на те средства, которые зарабатываем в России. Напротив, крупнейшие японские производители могут десятилетиями вкладывать в рекламу гораздо больше, чем зарабатывают в России, расходуя средства, заработанные на других рынках.
CNews.ru: Каков сегодня объем российского рынка печатного офисного оборудования? Какова динамика его развития за последние годы?
Дмитрий Мыслин: Суммарный объем рынка печатного офисного оборудования превышает 800 млн. долларов. Рынок растет на 15-20 % ежегодно.
CNews.ru: Кого из зарубежных вендоров можно считать лидером продаж на российском рынке? Прогнозируется ли изменение приоритетов в 2003-2004 гг.?
Дмитрий Мыслин: Если исключить из рассмотрения струйные устройства, то в младших сегментах - это HP и Canon. В высокоскоростных – МВ и Xerox. Думаю, в ближайшие годы серьезную конкуренцию в младших сегментах составит Samsung.
CNews.ru: Какова доля регионального бизнеса в общем объеме ваших продаж? Каков будет этот показатель в целом для рынка?
Дмитрий Мыслин: В структуре продаж МВ доля региональных устройств составляет 32% в штучном выражении и около 25% в денежном выражении. В целом по рынку этот показатель несколько выше.
CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы рынка российских производителей комплектующих для печатной офисной техники? Можно ли ожидать, что этот рынок будет в итоге сформирован?
Дмитрий Мыслин: К сожалению, при существующем таможенном законодательстве российское производство серьезных перспектив не имеет. По масштабу российское производство, ориентированное только на внутренний рынок, не сможет конкурировать с азиатскими производителями.
CNews.ru: Спасибо.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a573