Статья

CRM: разные поставщики - разные затраты

Наука Цифровизация Бизнес-приложения

Аналитическая компания Gartner провела опрос свыше 130 компаний в сегменте среднего бизнеса, использующих в своей работе CRM-решения. По оценкам экспертов, для обеспечения конкурентоспособности, компания должна планировать расходы на использование CRM-решения и его поддержку в среднем из расчета $3,9 – 5,4 тыс. на одного пользователя за три года.

Богатая альтернатива

CRM – Customer Relationship Management – стратегия управления отношениями с заказчиками. К выбору CRM-решения, равно как при выборе любой другой стратегии корпоративного менеджмента, необходимо подойти с максимальной тщательностью и ответственностью. Прежде чем принять решение о внедрении CRM-проекта на предприятии, высшее руководство должно предельно четко ответить на целый ряд вопросов, в частности:

  • зачем предприятию нужна CRM-система;
  • являются ли бизнес-процессы на предприятии и корпоративный дух сотрудников в достаточной степени удовлетворительными для внедрения CRM-системы как идеологии и инструментария построения отношений с клиентом;
  • кто будет ключевым пользователем новой системы;
  • каковы реальные планы и масштабы инвестиций в CRM-проект, сроки внедрения и прогнозируемые сроки окупаемости с учетом мирового и, особенно, российского опыта на рынках ИТ.

Все эти вопросы очень непросты, и во многом являются ключевыми для принятия решения о внедрении CRM-системы. На страницах CNews неоднократно поднималась тема возможных и неизбежных сложностей, возникающих при этом. Однако, даже в случае наличии четкого ответа на каждый из этих вопросов, один все равно остается открытым – какого поставщика CRM-решения выбрать для нужд компании? Мировой рынок CRM-систем очень разнообразен и изобилует большим количеством, компаний, предлагающих свои решения. Среди них есть как маститые игроки, давно зарекомендовавшие себя на рынке, так и малоизвестные, а также многие известные бренды, которые только относительно недавно представили свое решение в этом сегменте программных решений.

Александр Лавников: Затраты на интеграцию CRM-решения составляют до 50% стоимости проекта внедрения

Александр Лавников: Затраты на интеграцию CRM-решения составляют до 50% стоимости проекта внедрения

Комментарий по теме для CNews дал Александр Лавников, директор департамента корпоративных решений для среднего и малого бизнеса компании «ИКТ-КОНСАЛТ»

CNews: С какими, на Ваш взгляд, основными трудностями придется столкнуться компании, принявшей решение о внедрении CRM-системы? В чем особенность российского рынка?

Александр Лавников: Если говорить непосредственно о внедрении CRM-системы, то основные сложности реализации проекта приходятся на этап проектирования. Именно на этом этапе необходимо преодолеть такие наиболее распространенные трудности, как:

  • необоснованные ожидания - иногда сама концепция CRM-системы начинает серьезно изучаться заказчиком только на этапе проектирования, когда в процессе формирования Технического задания поставщик ставит перед предприятием конкретные вопросы;
  • некорректное определение рамок проекта и решаемых CRM-системой задач - стремление реализовать в системе не свойственные ей или отсутствующие у выбранного программного обеспечения функции;
  • недооценка собственной готовности к внедрению системы - заказчик бывает не готов однозначно определить и интегрировать бизнес-процессы маркетинга - продаж - сервисного обслуживания;
  • отсутствие единого функционального заказчика системы в компании, который будет формировать требования и возьмет на себя роль локомотива - организует работу сотрудников и руководителей компании заказчика с CRM-системой на этапе ее внедрения и эксплуатации.

К особенностям российского рынка можно отнести несколько отличное от зарубежного восприятие отечественным заказчиком преимуществ от внедрения CRM-системы. Если в классическом представлении CRM-система призвана обеспечить рост доходов компании за счет анализа потребностей заказчика и их оперативного и качественного удовлетворения, то для большинства российских компаний решается та же задача, но от обратного – контроль эффективности работы менеджеров отделов маркетинга, продаж и сервиса для выполнения определенных бизнес-планом объемов продаж и расширения клиентской базы. Такой подход зачастую требует более тесной интеграции CRM-системы с другими системами, отвечающими за управление финансовыми и товарными потоками.

CNews: Каковы критерии выбора поставщика CRM-решения? Как рассчитать оптимальную стоимость решения?

Александр Лавников: Критерии выбора поставщика CRM-решения практически ничем не отличаются от критериев выбора поставщика любого другого решения, будь то финансовая система, система управления производством или система бюджетирования. Выбирать следует хорошо масштабируемую систему с оптимальным сроком внедрения. Большое значение имеет опыт консультантов поставщика решения.

Реальная стоимость одного рабочего места складывается из нескольких составляющих: лицензии, консалтинг, работы по доработке системы под бизнес-процессы заказчика, сервисная поддержка после внедрения. Особо стоит выделить одно из наиболее критичных свойств CRM–системы - это интегрируемость со сторонними системами, развернутыми у заказчика (биллинг, финансовые, учетные системы). Зачастую затраты на интеграцию составляют около 50% стоимости проекта внедрения. Поэтому платформа, имеющая хорошо реализуемые возможности интеграции с унаследованными системами, и опыт компании-поставщика по реализации задачи интеграции, способны значительно оптимизировать совокупные затраты на проект.

CNews: Спасибо.

Можно назвать следующие компании: Siebel Sytems (решение Siebel CRM Professional Edition), Onyx Software's (Onyx Enterprise CRM), Best Software's (SalesLogix), Salesforce.com (Salesforce.com's Enterprise Edition), Pivotal (одноименный продукт), FrontRange Solutions (GoldMine FrontOffice), а также такие известные компании как SAP, Microsoft, PeopleSoft и многие другие.

Все поставщики решений предлагают различный уровень функциональности, масштабируемости и производительности решений, и оценка средней стоимости решения за определенный период носит достаточно неоднозначный и спорный характер. Аналитики Gartner оценили полную стоимость CRM-системы за три года в расчете на одного пользователя, исходя из определенного сценария, регламентирующего требования, предъявляемые к решению, участвующему в исследовании.

Сценарий Gartner: требования к CRM-системе

Подразделение Требования
Компания 1000 сотрудников, оборот $400 млн. в год
Отдел продаж 100 менеджеров по продажам, 75 из которых необходим мобильный доступ к системе
Отдел маркетинга От 5 сотрудников
Менеджмент От 10 менеджеров
Исполнительный менеджмент 5 исполнительных менеджеров
Другое Одна лицензия на системного администратора, средства разработки, интеграция (по меньшей мере, один коннектор для унаследованной системы), обучение конечных пользователей, администраторов и разработчиков, необходимое серверное ПО, стандартное обслуживание и сопровождение.
Учитывается Расходы на внедрение: анализ бизнес-процессов, менеджмент проекта и технические ресурсы из расчета $1108 ежедневно. Обновление системы.
Не учитывается Настольные системы, ноутбуки, служба технической поддержки.

Некоторые компании, например, PeopleSoft и SAP не смогли принять участие в данном исследовании, т.к. по оценкам аналитиков Gartner, стоимость их решений для сегмента малого и среднего бизнеса при использованном выше сценарии оценки оказывается несоизмеримо высокой и их сравнение с остальными поставщиками будет некорректным. Ряд компаний, удовлетворяющих данному сценарию, такие как: ACCPAC International, NetSuite, FirstWave Technologies и Saratoga Systems, сочли, что их решение не соответствует полностью предложенному сценарию по ряду причин, и не принимали участие в исследовании.

«Если говорить об эффекте, который появляется после внедрения новых управленческих концепций, таких, как CRM, - считает Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ, - то успех и весомая отдача приходят, прежде всего, не к тем, кто правильно выбрал поставщика программного обеспечения, а в первую очередь, к тем, кто реально осуществил перестройки в бизнесе своей компании, которые позволили как всей этой компании, так и каждому ее сотруднику, стать клиенто-ориентированными».

Нелегкий выбор

Исследование показало, что стоимость CRM-проекта существенно зависит от числа пользователей системы. Результаты представлены в таблице.

Полная стоимость владения CRM-решением за три года
для среднего бизнеса в зависимости от количества пользователей

Количество пользователей Стоимость проекта
10-25 $20-30 тыс.
10-25 $20-30 тыс.
26-100 $55–625 тыс.
100-300 $70 тыс.-$2,2 млн.

Источник: Gartner Research

По оценкам аналитиков Gartner, 30-38% всей стоимости проекта в первый год приходится на ПО, 7-10% на поддержку, 34-47% на сервис и 8-18% на аппаратную часть. На основе предложенного сценария в результате проведенного исследования была рассчитана полная стоимость владения CRM-решением за три года, в расчете на 170 пользователей.

Полная стоимость владения (TCO) CRM-решением за три года
для сегмента среднего бизнеса, $ тыс.

Статистика внедрения BPM-систем на мировом рынке в 2004 году

Поставщик решения Стоимость проекта за первый год, $ Стоимость проекта за второй год, $ Стоимость проекта за третий год, $ Суммарная стоимость проекта за три года, $ Стоимость за три года в расчете на одного пользователя, $
Onyx 660673 126102 146102 932877 5455
Siebel MidMarket Edition 548232 162496 199660 910388 5324
Pivotal 592701 117764 107864 818329 4786
Salesforce.com Enterprice Edition 290451 236875 236875 764201 4469
Microsoft CRM Professional Edition 502771 98150 98150 699071 4088
SalesLogix 447990 115410 98010 661410 3868

Источник: Gartner Research

В результате исследования, эксперты Gartner также попросили пользователей CRM-решений оценить используемое ими решение по 10-бальной шкале, с максимальным баллом 10 в качестве наивысшего. Опрос показал следующие данные: наивысший бал получило решение Microsoft CRM Professional Edition (средний балл 8,9), следом за ним Salesforce.com (8,6) и замыкает тройку лидеров Onyx (8,4). Pivotal и Siebel получили 7,5 и 7,2 балла соответственно.

Пользовательский рейтинг CRM-решений
для сегмента среднего бизнеса, $ тыс.

Пользовательский рейтинг CRM-решений

Источник: Gartner Research

Тем не менее, несмотря на лидерство Microsoft в пользовательском рейтинге, стоит учесть, что изначально сами ожидания заказчика от решения Microsoft значительно ниже, чем ожидания, например, от решения Siebel System. Высокая стоимость продукта Siebel полностью компенсируется ожиданиями заказчиков и дополнительными возможностями пользователей, в то время как низкая стоимость решения Microsoft при меньшей функциональности позволяет сделать этот продукт очень популярным.

Результаты проведенного исследования показывают, что компания, работающая в сегменте среднего бизнеса, должна планировать расходы на использование CRM-решения и его поддержку в среднем из расчета $3,9 – 5,4 тыс. на одного пользователя за три года. По оценкам аналитиков Gartner, при расчете на 170 пользователей, наименьшую стоимость владения CRM-системой обеспечивает решение от компаний Best Software и Microsoft, а решение от Salesforce.com требует меньших затрат на ИТ и обходится дешевле чем продукты Best Software и Microsoft для меньшего количества пользователей (например, для 40).

Решения таких известных компаний, как Siebel, Pivotal и Onyx при большей стоимости проекта предлагают значительно более широкие возможность и функциональность. Для ряда компаний, подобная функциональность является ключевой, поэтому заказчик должен провести собственную оценку параметра функциональность/выгода для принятия решения. В любом случае, внедрение CRM-системы на предприятии – долгий и трудоемкий процесс, который требует серьезной предпроектной подготовки компании и, особенно, персонала.

Сергей Игнатов / CNews