Cовременная наука: Итоги и уроки проекта "Инновационные центры и наукограды"
В нашем отечестве зарубежные программы технической помощи, как правило, воспринимаются неоднозначно. Так было и с проектом Европейского союза Tacis Finrus 9804 "Инновационные центры и наукограды". Начавшийся в октябре 1999 года, проект встретил как сопротивление и непонимание, так и поддержку.
Проект не был первой инициативой Tacis, предназначенной помочь структурным изменениям в отечественной науке и содействовать коммерциализации технологий. Ранее, с 1995 г. по январь 1998 г., финансировался проект "Развитие науки и технологии в российской рыночной экономике", предоставивший помощь для развития способностей к управлению сотрудников в четырех инновационных центрах - в Новосибирске, Томске, Самаре и Зеленограде. Особенностью проекта являлось то, что попытки повлиять на изменения, происходящие в научно-исследовательских институтах, не только не предпринимались, но и не входили в задачи проекта. Однако российские НИИ и научно-производственные образования и территории, то есть "города науки", испытывали острую потребность в компетентном управлении, чего не заметить было попросту невозможно. Глобальной задачей следующего проекта - "Инновационные центры и наукограды" - стало создание условий для эффективного функционирования научно-исследовательской деятельности в научных городах в рыночном экономическом окружении.
Этот проект Tacis стал в своем роде уникальным экспериментом, над которым эксперты работали в течение 7600 дней (из них 4600 дней проработали отечественные эксперты). Основная цель проекта - разработка моделей, показывающих, каким образом может осуществляться экономическое развитие на территориях с высоким научным потенциалом. Консорциумом была проделана поистине титаническая работа. В состав консорциума вошли компании EDAW TSD (Франция), AEA Technology (Англия) и Scottish Development Overseas из Шотландии.
С октября 1999 г. по октябрь 2001 г. проходил первый этап работ, который имел два основных направления - работы на местном и на федеральном уровне. На федеральном уровне, совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (сначала - с Министерством науки и технологий Российской Федерации), велась разработка соответствующих методологий для поддержки научных городов (наукоградов). В работе на местном уровне был сделан фокус на поддержке четырех научных городов, их администраций, научных коллективов и предпринимателей. Согласно рекомендациям экспертов были отобраны: Обнинск, расположенный в Калужской области (город 6 мая 2000 года первым получил статус наукограда); Реутов и Троицк Московской области; Кольцово, близ Новосибирска, на территории которого находится не только Государственный научный центр "Вектор", но и Академгородок-10. Работы, проведенные в этих четырех научных городах, было направлены на поддержку местной власти, научных сообществ и различных интерфейсных организаций, в основном инновационных центров. Конечная цель состояла в том, чтобы показать возможности развития этих научных городов, с оптимизацией их научного потенциала и превращением его в экономические активы. В силу обширности темы акцент был сделан на коммерциализации знаний, накопленных в НИИ, создании новых фирм, базирующихся на высоких технологиях и распространении инноваций в уже действующих компаниях. Работа велась по пяти направлениям, не считая генерального: федеральная политика; содействие развитию наукоградов; развитие научно-исследовательских институтов и организаций, ориентированных на рынок; коммерциализация продуктов; инновационная инфраструктура.
По-видимому, благодаря основательной подготовке и тесному сотрудничеству с местными и федеральными властями, в рамках одного проекта удалось достичь ощутимых результатов, о которых речь пойдет ниже. Три вполне конкретные задачи были поставлены перед командой участников проекта: усилить возможности федеральных и местных администраций путем разработки моделей развития наукограда, используя в качестве основы сравнительный анализ европейского и российского опыта, а также учебные программы для служащих; развитие рыночно-ориентированной инфраструктуры для научной, технологической и инновационной деятельности путем развития примеров передовой практики и применения их через содействие изменениям в восьми научных организациях и коммерциализации восьми продуктов; содействие в развитии рыночно-ориентированного интерфейса между научно-исследовательскими институтами и промышленностью и укрепление связей между европейскими и российскими инновационными центрами.
С целью развития научных городов участники проекта работали с федеральными и местными администрациями (с целью повышения их квалификации и осведомленности), были проведены анализ и адаптация европейского и российского опыта в социально-экономической политике развития научных городов, что вылилось в создание и распространение материалов о передовой практике. В 2001 году опубликован 7-томный комплект книг (более 1400 страниц), включающий анализ российского и европейского опыта, рекомендации по его адаптации и т.д. 500 комплектов было распространено среди руководителей, принимающих решения на разных уровнях в России, а также среди ответственных за местное экономическое развитие и инновации. Были оформлены рекомендации по планам развития научных городов: для Кольцово и Троицка проведены оценка и даны рекомендации для программ развития городов; программа развития города Реутова как наукограда была разработана и представлена правительству России; разработаны руководства и методические материалы по управлению программой развития наукограда (опубликовано 4 буклета). Свыше 80 федеральных, региональных и муниципальных служащих, прошли специальное двухнедельное обучение в России и в странах Европейского Союза. Кроме того, по требованию российской стороны проведены незапланированные мероприятия от содействия "на рабочем месте" при реализации практических мероприятий программ развития научных городов до подготовки специальных брошюр для маркетинга города, веб-сайтов, технических и других процедур. Руководители местного уровня из трех городов прошли обучение методам привлечения внешних инвестиций, были разработаны различные методики, руководства и технические материалы для осуществления программ социально-экономического и инновационного развития, например, процедуры формирования фонда социально-экономического развития муниципального образования как наукограда, требования к гарантийному фонду для предпринимателей наукограда, механизмы стимулирования использования инновационных консультационных услуг менеджерами инновационных проектов и т.д. В заключение организована итоговая конференция проекта - крупное мероприятие с государственным участием, где более 150 участников согласовали и приняли рекомендации для российского правительства, региональных и местных властей.
Усилия экспертов и консультантов не пропали даром, в некоторых городах, особенно в Кольцово, власти достигли существенных успехов в реализации благоприобретенных навыков и знаний, но, к сожалению, после выборов что-то не заладилось в первом из наукоградов г. Обнинске. Мэр, избранный в конце 2000 года, начал с увольнения многих сотрудников администрации, в том числе почти в полном составе отправлен в отставку отдел науки и международных связей города. Такие действия, которые иначе как странными не назовешь, привели к закономерному результату - реализация наукоградской программы пребывала в ступоре почти полгода, да и сейчас дела идут не лучшим образом.
Другая задача проекта состояла в том, чтобы помочь институтам развить у себя выгодный бизнес, что должно было стать составной частью экономического развития наукограда. Были задействованы несколько десятков экспертов и отобраны 8 институтов для содействия изменению управления в каждом из них и 8 научных продуктов для содействия их коммерциализации. С руководством отобранных институтов проводилась постоянная работа, было подготовлено 13 оценочных отчетов о состоянии научно-исследовательских организаций, 6 отчетов о путях развития для выбранных научно-исследовательских организаций и 5 планов стратегического развития для этих организаций. Примерно то же было проделано в отношении отобранных научных продуктов - подготовлено 9 планов развития продукта, 7 бизнес-планов вместе с маркетинговыми отчетами. Конечно же, в итоге все решает менеджмент фирмы, но вполне можно признать утешительным, что 2 научных продукта из 8 отобранных стали коммерческими, то есть получили инвестиции, а продажи готовых продуктов начались уже к середине осени 2001 года. Конечно, одной работой экспертов по подготовке важных бумаг дело не ограничилось, был обучен "пул талантов", для чего проведено 8 семинаров в каждом городе и еще 10 в Реутове, в итоге более 150 человек прошли бизнес-обучение.
Развитие интерфейса между научно-исследовательскими организациями и промышленностью - третье приоритетное направление проекта, заслуживающее специального внимания. С этой целью был проанализирован и адаптирован к отечественным реалиям европейский опыт, главный акцент был на активном укреплении связей между европейскими и российскими инновационными центрами. В городах появилось несколько новых инновационных центров, например, в Обнинске - РИТЦ (Региональный инновационный центр). В Реутове и Троицке оказано содействие реориентации двух инновационных центров, а в Кольцово была подготовлена и реализована новая для России концепция комбинации инновационного центра и Агентства регионального развития, что включает разработку стратегического видения, бизнес-планирование, анализ рынка. Два центра в городах Кольцово и Троицк прошли процедуру "сертификации" и включены полноправными членами в сеть EBN (европейская еть бизнес-инновационных центров). Это первые российские инновационные центры, принятые в сеть EBN. Российские партнеры включены как докладчики на европейских конференциях EBN, IRC (Сеть инновационных релэй-центров), IASP (Международная ассоциация научных парков). За время работы созданы самые тесные связи между европейскими и российскими инновационными центрами, налажен обмен персоналом европейских IRC и российских инновационных центров, организованы стажировки и создана технологическая миссия Обнинска в Германии. Нескольким инновационным центрам предоставлено оборудование для новой деятельности.
Какие же ощутимые изменения произошли в наукоградах после двух лет работы, то есть к октябрю 2001 года? В Реутове был подписан контракт на $70 млн. по разработке и запуску двух спутников небольшого масштаба, заключено неэксклюзивное соглашение о маркетинге ракетоносителя низкой стоимости, обеспечено кредитование в размере 3,7 миллионов фунтов стерлингов и начат набор персонала, создан "пул управленческих талантов" для подготовки к возможной приватизации одного из институтов. В Троицке оказано содействие при переговорах о производстве синтетических алмазах с австрийской компанией и организован консорциум по геоэлектромагнитным изысканиям. В Обнинске было сделано значительно больше, но, в силу местных особенностей, изменения все же не настолько ощутимы, по сравнению с приложенными усилиями. Для первого наукограда можно отметить следующее: федеральное министерство инвестировало в производство аэрозольных фильтров для российской атомной промышленности и начаты их первые продажи; учрежден международный теплофизический центр для продвижения бизнес-развития в главном институте Обнинска ГНЦ РФ-ФЭИ; организован Институт передовых медицинских технологий; достигнуто соглашение о создании совместного предприятия "Супертерм-Сигнал"; подписано юридическое партнерство для формирования Центра ядерной медицины; достигнуто соглашение о совместном предприятии ФЭИ-МРНЦ по микроволновому нагреву; МРНЦ реструктуризован на два отдела, исследовательское и коммерческое (последнее - для проведения клинических испытаний); в соглашениях о совместных предприятиях исследованы и защищены вопросы прав интеллектуальной собственности. Международной научно-практической конференции Отдельного упоминания заслуживает Кольцово как город, где местные власти не только словом, но и деньгами поддержали предложения экпертов. В качестве успешных примеров можно привести коммерциализацию новых лекарств "Ридостин" и "Полибациллин", передачу опыта международной стандартизации качества производства и лабораторных исследований медицинских препаратов (GMP/GLP) и подготовку планов реализации $11 млн. для финансирования проектов GMP, включая, например, активатор эритроцитов "Эритропен". С организациями US Defence Threat Reduction Agency и Turner Nunn Nuclear Threat Initiative прошли обсуждения и консультации по использованию "Вектора" как регионального бизнес-инкубатора и были установлены первые связи с европейскими биотехнологическими организациями. Более того, учебные программы, разработанные в рамках проекта, приняты министерством здравоохранения РФ и Академией медицинских наук для повышения осведомленности о международных стандартах качества.
Однако, несмотря на основательную экспертную проработку и длительный период действия программы, некоторые российские руководители упорно отрицали действенность европейского опыта и, как водится, громко заявляли о необходимости более конкретной поддержки в виде прямых денежных вливаний или просто акцента на коммерциализацию научно-исследовательского потенциала. Конечно же, такое поведение замедляло работу и дезориентировало руководителей меньшего ранга, а российско-европейской команде экспертов пришлось потратить немало времени и денежных средств проекта, чтобы продемонстрировать ценность фундаментального подхода и проектов технического содействия такого типа.
Не заставило себя ждать и сопротивление переменам. Ряд партнеров в министерствах, а особенно в регионах (научно-исследовательские институты, университеты, интерфейсные организации, местные власти) неохотно шли на введение значительных изменений в свои управленческие системы или оперативные инструменты. К счастью, сформировывались группы, поддерживавшие концепции, пропагандируемые проектом, что произошло после достаточно долгого периода (иногда больше года) и благодаря значительной (двухлетней) продолжительности проекта.
Но главным итогом работы стало понимание того, что в России нельзя делать слишком сильный упор на развитие концепции научных городов в противовес регионам, так как, с одной стороны, это приводит к непримиримым противоречиям между городскими и региональными властями, а, с другой стороны, попросту неэффективно для решения основного вопроса - экономического возрождения территорий. Проект фокусировался в основном на сами города, и через некоторое время стало очевидным, что было бы полезно расширить сферу деятельности проекта с целью оценить, какое влияние эти города имеют на свои области. Такой подход во второй фазе проекта (октябрь 2001 г. - август 2002 г.) был применен для Томска и оказался более соответствующим нуждам этих инновационных территорий. Подобная программа была разработана и для города Дубна (Московская область).
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a331