Статья

BT организует широкополосный доступ через дирижабли

Телеком Наука Техника

По прогнозам одного из спутниковых «гуру» BT (British Telecom), в ближайшие 10 лет над шотландскими городами будут перемещаться воздухоплавательные корабли, за счет которых удастся решить национальную проблему широкополосного доступа. Вполне вероятно, что к 2013 г. наряду с телекоммуникационными спутниками в небе Европы будут работать дирижабли. В США и Канаде события развиваются быстрее - одна из вашингтонских компаний планирует в этом месяце произвести тестовый запуск дирижабля с обширной зоной покрытия, включая Корею и Австралию. В нашей стране подобные предложения пока остаются только на бумаге, не считая отдельных локальных запусков.

Сейчас эти воздухоплавательные конструкции в форме сигары больше ассоциируются с мировыми войнами, когда армия США использовала их в качестве дешевых радарных платформ. По словам Иэна Роуза (Ian Rose), главы BT по исследованию спутниковых систем, так называемые высотные платформы (HAP, High Altitude Platforms) имеют ряд существенных преимуществ, по сравнению со спутниками. «Например, можно значительно оперативнее интегрировать и демонтировать высокоэффективные сети, в соответствии с технологическим развитием оборудования».

Спутники, как известно, надо готовить 1-1,5 года, проводя многочисленные тесты. На орбите он находится от 10 до 15 лет. За это время большая часть оборудования серьезно устаревает. Дирижабли же могут быть оснащены новейшей аппаратурой, вплоть до оборудования для обеспечения мобильной связи 4 поколения. Предполагается, что ее можно будет обновлять и производить эксплуатационные ремонты, что пока невозможно с космическими спутниками связи. «С другой стороны, - заявляет Роуз, - у спутников значительно больше зона покрытия, поэтому они могут использоваться даже разными континентами. В свою очередь высотные платформы могут быть использованы только на региональном уровне. Это две принципиально отличающиеся технологии».

Дирижабль StratSat, британской ATG 
Дирижабль StratSat, британской ATG

По утверждению экспертов, стоимость запуска дирижабля составит незначительную часть от стоимости вывода спутника на орбиту. В то же время BT уже использует спутниковую связь для поддержки широкополосного доступа и телекоммуникационных услуг, в частности, в наименее заселенных зонах Великобритании – в северной части Шотландии. Но сейчас ряд телекоммуникационных компаний уже переходят к работе с телекоммуникационными дирижаблями – включая Sky Station International, возглавляемую бывшим госсекретарем Великобритании Александром Хэйгом (Alexander Haig). SSI рассчитывает запустить до 250 дирижаблей на высоту около 22 км. (13 миль) над наиболее заселенными участками территории.

В ближайшее время, то есть уже в этом месяце, одна из вашингтонских компаний также планирует осуществить тестовый запуск дирижабля. Предполагается, что в зону его покрытия войдут Австралия, Гана, Панама, Южная Корея, Турция и юго-западная территории США. Другая американская компания, Angel Technologies, планирует использовать для телекоммуникационных целей воздухоплаватели более высокого класса HALO (High Altitude, Long Operation).

Однако ввиду недостаточного распространения этой технологии, крайне мала вероятность ее продажи телекоммуникационным компаниям, уже инвестировавшими серьезные суммы в развитие сетей мобильной связи. С точки зрения экспертов, высотным платформам еще предстоит доказать свои преимущества телекоммуникационным провайдерам. К тому же у них есть одна серьезная проблема – предполагаемая уязвимость аппаратов, в том числе обусловленная возможностью столкновениях с низкоорбитальными спутниками. По некоторым расчетам, достаточно дорого будет обходиться поддержка стратосферных платформ.

Дирижабль компании Lockheed Martin 
Дирижабль компании Lockheed Martin

Несмотря на высокие риски такого подхода, в ближайшее время вся континентальная территории Северной Америки уже будет обеспечена беспроводным высокоскоростным доступом в интернет. Так в США, Мексике и Канаде продолжается тестирование высотных аэростатных платформ, работающих на солнечной энергии, и несущих ретрансляционное оборудование. Результаты испытаний обнадеживают.

В России подобные предложения так же существуют, но в основном на бумаге. Редким исключением стала беспроводная аэростатная радиосеть (БАРС), созданная конструкторы из Русского Воздухоплавательного Общества совместно с Институтом проблем передачи информации РАН. В 2001 г. система продемонстрировала высокую работоспособность, но ее тестовая эксплуатация так и не стала постоянной, на коммерческой основе. В конце прошлого, 2002 г., в рамках Электронной России предлагалось рассмотреть возможность создания телекоммуникационной сети на дирижабельной основе. Однако, по нашим данным, это предложение так же осталось пока только на бумаге.

Использованы материалы Scotlandonsunday

Наталья Попова, Сергей Шалманов / CNews.ru