Биллинг: что может аналитический CRM
|
Г-н Ивахин отметил, что в августе 2003 года в России общее количество абонентов сотовой связи стандартов GSM, TDMA/DAMPS, NMT, IS-95 и IMT-MC-450 достигло 28,81 млн. Общий уровень проникновения сотовой связи по России составил 19,85%, а в Московской и Петербургской лицензионных зонах — превысил 59,4% и 47,2% соответственно. Для сравнения: в Италии в текущем году прогнозируется достижение 90%-го уровня проникновения. А в среднем по Европе этот показатель составляет 56%.
Вице-президент CBOSS, руководитель службы тестирования и специальных проектов компании Евгений Корнеев обратил внимание участников конференции еще на одну тенденцию, которая намечается на сотовом рынке. По его словам, европейские мобильные операторы прогнозируют устойчивый рост услуг мобильного доступа к интернету. В настоящее время в Японии их используют 60% абонентов, в Европе — менее 10%, а в России мобильный интернет пользуется спросом менее 1% абонентов.
Уровень оттока абонентов (churn)
(синим цветом обозначены показатели "ВымпелКома", красным цветом - МТС)
Источник: данные Ассоциации CBOSS
Помимо роста услуг мобильного доступа к интернету, в ближайшее время сотовому рынку «грозит» и значительное увеличение трафика от SMS-услуг.
Соперничество российских операторов нарастает, но при этом пока еще далеко не исчерпаны способы достижения конкурентных преимуществ.
В качестве косвенной характеристики уровня конкуренции аналитики часто рассматривают показатель оттока абонентов (churn).
Уровень churn у ведущих российских операторов находится в пределах 10%, однако с ростом числа абонентов он будет возрастать: у ведущих западных операторов он превышает 20%.
Рост абонентской базы и проникновение
Источник: данные Ассоциации CBOSS
Г-н Ивахин считает, что рынок сотовой связи России можно охарактеризовать как находящийся в фазе консолидации, для которой характерен высокий процент насыщения и, как следствие, усиливается борьба за повышение экономической эффективности предприятий посредством использования маркетинговых механизмов.
|
В конкурентной борьбе операторы чаще всего делают ставку на использование индивидуализированных подходов к клиентам. Предприятия связи берут на вооружение идеологию CRM (Customer Relationship Management), использование которой позволяет глубже понять потребности клиентов и способствовать их удовлетворению. Эффективность вложений в CRM высока. Согласно данным компании «Инкап», процитированных г-ном Ивахиным, на российском рынке у компаний, внедривших систему управления отношениями с клиентами, доход вырастает до 50%, расходы по обслуживанию продаж снижаются на 30%, на 25% уменьшаются сроки продаж и на 20% увеличивается удовлетворенность клиентов работой с компанией.
Задачи аналитического CRM сложны как в технологическом, так и в интеллектуальном плане. Для их решения требуются специальные средства обработки данных. На Западе потребности рынка привели к активной разработке продуктов, предназначенных для аналитической поддержки CRM и маркетинговой работы.
Г-н Ивахин рассказал, что Ассоциация CBOSS продвигает на рынок два собственных программных продукта аналитической направленности, на базе которых можно обеспечить решение спектра аналитических задач CRM. Это CBOSSdss и CBOSSudr, которые интегрированы с другими инструментами разработки, и могут поставляться клиенту как вместе с ними, так и отдельно. Основными принципами их построения являются промышленный подход, технологичность, интегрированность с другими составляющими блока CRM и масштабирование. В настоящее время аналитические продукты CBOSS используют 14 клиентов компании.
Первый вице-президент Ассоциации CBOSS Александр Ивахин |
Вторая составляющая эффективности, которую сложнее «пощупать», но которая однако является стратегически более важной — это интегральный синергетический эффект от использования аналитического CRM. В итоге такие системы увеличивают скорость принятия решений. «К примеру, согласно нашим исследованиям, с использованием аналитической системы жизненный цикл запуска нового тарифного плана оператора связи (который обычно составляет порядка трех месяцев) сокращается на месяц, — утверждает г-н Ивахин. — При этом операторы могут прогнозировать, сколько абонентов перейдет на новый тарифный план, какова его целевая аудитория, как будут вести себя абоненты на новом тарифном плане, какова будет его доходность».
По мнению г-на Ивахина, такое преимущество приносит реальный доход компании: введение тарифного плана на месяц раньше дает весомый экономический эффект.
Важно учесть роль аналитических систем как инструментов составления «тотальной» отчетности предприятия. Ведь правильно построенная аналитическая компонента позволяет вовремя отслеживать, например, такие негативные тенденции, как падение спроса на какую либо услугу. Заметили вовремя — придумали новый маркетинговый ход — продажи этой услуги перестали падать. А если бы не удалось отследить падение реализации услуги?
Г-н Ивахин уверен в том, что аналитические системы не могут ошибаться. «Это ведь не гадалка: СRM-cистема строится на основе четких математических алгоритмов, — утверждает он. — И она может „сказать“, что в соответствии с представленными данными и выбранной функцией прогнозирования объем абонентской базы составит в такой-то момент столько-то плюс-минус такой-то процент».
Правда, система всегда предполагает, что ситуация будет развиваться в той же динамике. Откуда ей знать про то, что завтра постановлением правительства будет введено новое ограничение или послабление? В этом случае «вчерашний» прогноз будет неправильным, но уже не по вине системы.
Разумеется, говорить о том, что СRM сделает все за менеджмент компании, не приходится. Система — это точный инструмент, который должен использоваться грамотным специалистом, способным в нужный момент предложить нужный алгоритм. «Помимо самих систем, мы предлагаем клиентам и методики анализа, и варианты их использования в различных случаях», — отметил первый вице-президент CBOSS.
|
Встречи разработчиков программного обеспечения и клиентов, использующих его — это всегда извечный диалог покупателя и продавца. Он может строиться и на примитивном уровне («Что ты мне продал, оно же падает» — «Ты сам виноват, я предупреждал: не нажимай на эту кнопку»). Однако в жизни простой пикировкой дело не ограничивается, поскольку никакой реальной пользы это не принесет ни клиенту, ни разработчику. Диалог между ними может быть бесконечным, и степень его остроты зависит от многих факторов: дипломатичности, терпеливого отношении сторон друг к другу, степени активности сотрудничества между такими встречами, ну и, разумеется, от количества «наболевшего». В любом случае покупатель пытается понять, почему не полностью оправдались его ожидания, а продавец-разработчик стремится разъяснить тонкости использования своего товара, говорит о его новых возможностях, порой — признается в несовершенстве своего детища. Когда разработчик встречается одновременно с множеством клиентов — ситуация обостряется: количество спорных моментов суммируется и растет как снежный ком, а отвечающая сторона — всегда оказывается несколько одинокой. Поэтому стоит отдать должное определенной «стойкости» разработчиков, которые решаются на такие мероприятия. Но к счастью, обычно покупатели съезжаются со всех концов страны не ради того, чтобы «кинуть камень в разработчика», а для того, чтобы улучшить взаимодействие с ним, попробовать сообща решить проблемы, обменяться опытом, представить новые возможности использования продуктов. Кстати, настрой участников зависит, в том числе, и от того, насколько хорошо им удается отдохнуть. Быть может, поэтому подобные встречи принято проводить поближе к морю, а в напряженный рабочий график — тесно вплетать насыщенную развлекательную программу?…
На одно из таких мероприятий был приглашен CNews.ru: в конце сентября наш корреспондент побывал на пятой конференции пользователей систем CBOSS — CBOSS User Group 2003. Участниками форума, проходившего в отеле «Надежда» неподалеку от Геленжика, стали порядка 70 человек: сотрудники компаний-клиентов, представители партнеров CBOSS — SUN Microsystems, НР, Hitachi, Oracle, а также журналисты специализированных изданий.
По мнению участников, им удалось и поработать, и пообщаться, и отдохнуть. Причем беседы на горячие темы не прекращались даже во время культурной программы форума.
«Общение на пользовательских конференциях CBOSS, безусловно, результативно, — поделился с CNews.ru директор по развитию ЗАО „Нижегородская Сотовая Связь“ (НСС) Анатолий Пономаренко. — Начинаешь чувствовать уровень развития технологий, их востребованности, соотносишь это с тем, что используется в твоей компании, и делаешь выводы: в чем отстаешь, в чем опережаешь коллег-конкурентов».
Кроме того, общаясь в кулуарах, операторы знакомятся с различными мнениями по поводу тех или иных услуг, оценивая, стоит ли привносить их в свой бизнес.
|
Традиционной частью ежегодной конференции CBOSS User Group является рассказ о достижениях, изменениях и новых продуктах компании. Президент Ассоциации CBOSS Андрей Морозов отметил, что за год, прошедший с прошлой встречи, число клиентов компании выросло до 81 (в 2001 году продукты разработчика использовали 50 компаний, в 2002 году у CBOSS было 70 заказчиков).
Президент Ассоциации CBOSS Андрей Морозов |
Кроме того, в текущем году CBOSS приобрела часть бизнеса у своего конкурента — компании «СервоКомп», выкупив право на систему интернет-биллинга «Абсолют». Правда г-н Морозов пока достаточно сдержанно оценивает перспективы работы компании с клиентами «Абсолюта». В интервью CNews.ru он отметил: «Сейчас мы юридически являемся владельцем этой системы, у которой свыше 50 клиентов. Но право использования этой системы пока не дает основания говорить, что эти клиенты автоматически стали нашими».
Г-н Морозов считает, что сейчас компании необходимо выяснить, каким образом будет строиться взаимодействие с этими клиентами. «Нужно установить с ними определенные отношения: пока неизвестно, быть может, часть клиентов уже не пользуется этой технологией, и не планирует пользоваться системой в дальнейшем? — предполагает он. — Нам, в общем-то, эта технология досталась не в лучшем состоянии, и, с одной стороны, компании предстоит ее „поднять“, а с другой, „обрастая“ новыми клиентами, требуется получить их позитивные отзывы». Поэтому, по мнению г-на Морозова, потребуется определенное время на то, чтобы Ассоциация CBOSS приняла, «переварила» эту технологию и привела ее в соответствие со своими корпоративными требованиями.
Доля основных игроков рынка биллинговых систем России Источник: данные Ассоциации CBOSS |
Расширяется география внедрения продуктов компании: не так давно был подписан договор на поставку системы коротких сообщений CBOSSsms для компании Lao Asia Telecom (Лаос).
Всего за последний год, по словам Андрея Морозова, было внедрено девять систем CBOSS. При этом наибольшей популярностью пользовались такие продукты как CBOSSsms(w), CBOSSics, CBOSSisp, CBOSSsmsAPI, CBOSSmdDrive и CBOSSacc.
Количество внедрений продуктов CBOSS в течение года
Источник: данные Ассоциации CBOSS
Он также отметил, что в рейтинге «CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России» Ассоциация CBOSS заняла 22 место, став при этом крупнейшей компанией среди российских разработчиков программного обеспечения. В течение прошедшего года компания стала единственным в России и СНГ предприятием, обладающим одновременно высшим статусом партнерства компаний Sun Microsystems и Oracle.
Говоря о новшествах в деятельности компании, Андрей Морозов рассказал, что CBOSS переходит на релизную схему обновления своих продуктов. Важную роль в принятии этого решения сыграли предложения и замечания клиентов. В CBOSS полагают, что это решит проблему частых модернизаций, которые мешают работе систем у заказчиков. Релизы будут поступать к клиентам реже, раз в два-три месяца, зато будут лучше тестироваться. Первый релиз, который сейчас находится на этапе тестирования, будет «отгружен» клиентам во второй половине января 2004 года.
CBOSS также готовится предложить клиентам новую prepaid-систему.
А в числе приоритетных задач компании остается расширение линейки продуктов CBOSS, повышение ее надежности и развитие функциональности, а также улучшение качества обслуживания клиентов.
|
Cкорость решения проблем клиента - тема для достаточно жесткого разговора с разработчиком |
Здесь важную роль играет оперативность действий разработчика, столь необходимая при решении проблем клиентов. Взаимопонимание, обмен информацией ставятся во главу угла. «Бывают трудности, которые возникают не из-за того, что мы не хотим их решать, не любим клиентов, — считают в руководстве CBOSS. — Иногда мы неправильно понимаем то, что именно им нужно».
Тем не менее, ряд докладов конференции был посвящен изменениям с точки зрения технического сопровождения, которые, по мнению представителей компании, призваны улучшить взаимодействие с пользователями системы.
В частности, расширен штат сотрудников круглосуточной смены технического сопровождения, группы работы с региональными операторами МТС, группы сопровождения по финансовым вопросам. Появились новые возможности работы с абонентскими запросами. В соответствии с пожеланиями клиентов, в call-центре CBOSS введена доработка, позволяющая идентифицировать клиента по входящему номеру, и теперь отпадает необходимость вводить заказчику свой пароль и номер лицевого счета.
В службе технического сопровождения при взаимодействии с рядом клиентов стала использоваться система CBOSStmn. Координаторы техсопровождения получают sms- или e-mail-сообщение об авариях или сбоях ПО. Такие уведомления, по мнению разработчика, позволят быстрее подключиться к решению проблем.
Но, как известно, качества много не бывает, и не каждое технологическое новшество способно вызвать всплеск оптимизма со стороны операторов. Многие клиенты высказывали CBOSS свое недовольство — как качеством технической поддержки, так и в целом вопросами сотрудничества с разработчиком.
Начальник отдела расчетов и новых технологий «Кубань GSM» Марина Бахмут рассказала об инциденте, произошедшем после сбоя работы SMS-центра этого оператора. «Кубань GSM» получила от CBOSS достаточно двусмысленное письмо, из которого так и не было понятно, признал разработчик свою вину за сбой в работе системы или возложил ее на самого клиента. По ее словам, сотрудники соответствующих структур компании все-таки не захотели официально «повиниться». А топ-менеджмент CBOSS не был вовремя проинформирован о происшедшем в «Кубань GSM» инциденте.
У г-жи Бахмут к CBOSS есть и претензии, касающиеся вопросов ценообразования. «Почему, покупая новые рабочие места уже внедренной у нас системы CBOSS, мы вновь должны оплачивать обучение?» — поинтересовалась она.
Представители CBOSS пояснили, что клиент, разумеется, в состоянии сам подготовить специалистов, но они не уверены, что это будет сделано должным образом. Поэтому CBOSS самостоятельно проводит обучение специалистов заказчика, а затем — сертифицирует их. По мнению руководства компании, это сделано в целях обеспечение качества эксплуатации продукта. Возможно, решить эту проблему в какой-то степени поможет сертификация учебных центров клиентов, над введением которой CBOSS сейчас работает. «В дальнейшем мы будем сертифицировать инструкторов клиента, а подготовленные им специалисты будут приниматься нами как сертифицированные», — утверждают в CBOSS. Тогда вопрос оплаты за обучение, с одной стороны, будет решен, хотя с другой — клиенты все равно не выиграют с материальной точки зрения, поскольку за сертификацию такого учебного центра будет взиматься оплата. При этом требования к инструкторам будут существенно выше, чем к пользователям.
Строгий подход CBOSS к этой проблеме можно понять. Увеличение числа сертифицированных специалистов клиента сокращает как количество проблем у самого заказчика, так и нагрузку на техническое сопровождение CBOSS. Ведь зачастую к проблемам эксплуатации ведет неквалифицированное использование системы.
С вопросами обучения была связана еще одна претензия клиентов: некоторые из них столкнулись с тем, что обучение работе с системой CBOSS проводится специалистами в последний момент, наспех. «Сама процедура внедрения системы приезжим сотрудником CBOSS в силу ряда причин может затянуться до последнего момента, и обучение ведется наспех, чуть ли не «перед поездом».
Отвечая на этот упрек, первый вице-президент Ассоциации CBOSS Александр Ивахин отметил, что если клиент не получает какой-либо услуги, он вправе ее потребовать, и не подписывать акт приема-передачи (в котором, как правило, отражено определенное количество академических часов для обучения). «Если есть конкретные факты — прошу их представить, и я с этим разберусь, — резюмировал г-н Ивахин. — Вы платите конкретные деньги за конкретные часы, и если обучение не было проведено должным образом — скажите: люди будут к вам присланы, курсы будут дочитаны».
Обсуждая вопросы ценообразования, начальник сектора региональной поддержки МТС Игорь Калюжный посетовал, что во всех коммерческих предложениях компании CBOSS присутствует достаточно неприятная формулировка: «Данное предложение действительно до …». «После этого компания оставляет за собой право изменить прайс-лист», — говорит г-н Калюжный.
Представители CBOSS объяснили, что этот документальный стандарт пошел от коммерческих предложений, в которые было включено оборудование, продаваемое партнерами CBOSS, а цены партнеров компания может гарантировать только в течение какого-то времени. Впоследствии стандарт был автоматически перенесен и на остальные коммерческие предложения. «Поскольку стандартизация документа ускоряет его продвижение, мы стремимся к тому, чтобы наши предложения были выдержаны в едином стиле, — считают в CBOSSе. — Но, если вас это слишком раздражает, мы готовы этот пункт убрать».
Беседуя с корреспондентом CNews.ru и оценивая сотрудничество с CBOSS, его клиенты сошлись в том, что проблемы взаимодействия есть, но они устранимы, и в целом позитивно оценили совместную работу.
Директор по развитию ЗАО «Нижегородская сотовая связь» Анатолий Пономаренко рассказал CNews.ru, что с CBOSS сотрудничать сложно, но все-таки можно. По его мнению, основная трудность состоит в том, что не всегда структура CBOSS бывает эффективна: «Я задавал на конференции вопрос: что же вы сами не используете в работе с операторами те методы, которые нам рекомендуете, тот же CRM?».
Пока скорость, с которой разработчики учитывают пожелания НСС, оставляет желать лучшего. «Быть может, отсутствует некая гибкость, — считает он. — По крайней мере, ее постоянно приходится добиваться». Хорошие отношения с разработчиком не рождаются сами собой, их приходится завоевывать. «Например, НСС приходится самой быть полезной для них, — рассказывает г-н Пономаренко. — Поскольку мы были одними из первых заказчиков, к нам за советом обращалось множество компаний, которые впоследствии становились клиентами CBOSS». Возможно, от рекомендаций НСС в какой-то степени могло зависеть расширение бизнеса разработчика. И, давая позитивные рекомендации системе, представители НСС не забывали напоминать об этом ее разработчикам: «Ребята, мы вам помогаем продвигать бизнес, и вы о нас тоже не забывайте». Часто НСС, обладающая собственным отделом разработки, отдавала CBOSS свои идеи, которые компания воплощала в жизнь, а потом продавала.
Резюмируя сказанное, г-н Пономаренко отметил, что разработчик и клиент должны быть полезны друг другу, и тогда отношения между ними будут складываться лучше. В целом в НСС сотрудничеством с CBOSS довольны, потому что компания открыта к взаимодействию, стремится идти навстречу, адекватно воспринимает и критику, и чужое мнение, и в большинстве случаев действует вполне разумно.
Кстати, по оценке Андрея Морозова, примерно половину новшеств, связанных с функционалом своих продуктов, CBOSS черпает из предложений своих клиентов. Помимо замечаний и оценок, высказанных в рамках конференции, ее участники «подкинули» CBOSS массу новых идейс тем, чтобы разработчики воплотили их в жизнь.
Например, Игорь Калюжный считает, что решения CBOSS, поставляемые в данный момент операторам в регионы, по своему функционалу идентичны решениям для центральных регионов. Однако у региональных операторов нет необходимости в ряде возможностей, кроме того, их избыток существенно увеличивает стоимость продукта. Г-н Калюжный считает, что решения для регионов необходимо облегчить, удешевить и сделать доступным для начинающих операторов: «Наряду с существующим решением CBOSS, жизнь требует создания „народного автомобиля“ — легкого и недорогого решения, которое будет востребовано как федеральными операторами для своих региональных подразделений, так и небольшими региональными операторами различных видов связи».
Андрей Морозов: «Быстрая реакция разработчика – это не всегда хорошо».
CNews.ru: Как вы оцениваете результаты данной конференции, в чем ее отличие от прошлогодней встречи с клиентами?
CNews.ru: Ваши клиенты часто бывают недовольны тем, что компания слишком долго откликается на их просьбы. Как вы это можете прокомментировать?
CNews.ru: Существование любой компании на рынке обычно обрастает определенными мифами. Как, например, вы опровергаете «миф №1» о том, что CBOSS – это компания одного клиента – МТС?
CNews.ru: А как вы относитесь к «мифу №2»: в CBOSS огромная текучка кадров, которая связана с тем, что в компании используется автоматизированная система управления персоналом CBOSSmis? Кстати, в каких еще компаниях установлена данная система?
CNews.ru: Быть может, сотрудники уходят потому, что система ошибается, недооценивает их?
CNews.ru: Спасибо. |
Элеонора Ершова / CNews.ru
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a683