Беспроводные сети на гребне волны
В Москве прошла международная выставка и конференция Wireless Russia, посвященная подвижной и беспроводной связи в России. На конференции выступили представители российских сотовых операторов, государственных регулирующих органов, международных аналитических организаций и специалисты в области маркетинга. Форум был рассчитан на руководителей отрасли, специалистов, принимающих ключевые решения в компаниях, отвечающих за развитие бизнеса и продажи, определяющих экономическую политику, занимающихся разработками в области маркетинга в компаниях сотовой и беспроводной связи.
На конференции прозвучали не только оптимистичные заявления операторов связи и экспертов о текущей ситуации, но и преисполненные гордости тезисы. Так, например, исполнительный директор ассоциации российских операторов сетей GSM Вячеслав Афанасьев заявил, что достигнув рубежа в 23 млн. абонентов сотовой связи в России, сотовые компании начали существенно влиять на экономику страны.
Московские власти не могли остаться в стороне от такого заметного события на рынке сотовой связи. Министр транспорта и связи правительства Москвы Александр Беляев зачитал перед собравшимися личное приветствие мэра города Ю. М. Лужкова. Помимо этого он особо отметил пристальное внимание мэра Москвы к качеству сотовой связи в городе, и заявил, что благодаря такому внимательному отношению властей, сотовая связь в столице будет продолжать развиваться быстрыми темпами.
Не менее оптимистичным было и выступление генерального директора департамента по консалтингу в области эволюции технологий Ассоциации GSM Джона Хоффмана (John Hoffman). По его мнению, Россия на сегодня имеет один из самых высоких темпов роста отрасли сотовой связи в мире, и причин для его замедления нет. Нынешние цифры проникновения мобильных телефонов это очень хорошо, и наша страна вполне имеет возможности для наращивания этого показателя до уровня в 50%. Так что цифра в 100 млн. абонентов для России вполне достижима к 2005 году. Помимо этого, в России, оказывается, операторы сотовой связи работают гораздо лучше, чем в Китае, где это число абонентов, как известно, уже давно набрано.
|
В свою очередь, Вячеслав Афанасьев, исполнительный директор «Ассоциации GSM», также оптимистично отметил, что темпы развития отечественного телекома, и мобильной связи в частности, заметно превосходят темпы роста экономики в целом.
В итоге, по словам Вячеслава Афанасьева, капитализация крупнейших телекоммуникационных компаний России стала сравнима с общей стоимостью промышленных корпораций и предприятий. Так, Афанесьев не смог обойти тот факт, что капитализация «Мобильных ТелеСистем» достигла уровня в $5 млрд., что сравнимо с уровнем капитализации РАО ЕЭС ($7 млрд.).
К концу мая 2003 года число абонентов сотовых сетей России достигло, по его словам, 21,3 млн. человек в 78 регионах, тогда как в 2002 году на этот же период было 16,48 млн. человек в 74 регионах. К концу года динамика роста числа абонентов должна сохраниться, но вполне может наступить и точка насыщения. Ориентировочным рубежом Афанасьев назвал удвоение прошлогоднего числа абонентов. Также он привел данные по проникновению сотовой связи в различные регионы РФ. Так, в Центральном регионе, как и следовало ожидать, оно наибольшее, и составляет 22% (для сетей GSM). В целом по стране, сети GSM на сегодня дают 11,24% номерной телефонной емкости.
Вячеслав Афанасьев,
исполнительный директор «Ассоциации GSM»
Практически 30% страны на сегодня работает в полностью конкурентной среде то есть там работает 2, 3 или даже 4 оператора сетей GSM.
Высоко Вячеслав Афанасьев оценил и российский доход на одного абонента. Так, при том, что «Вымпелком» имеет ARPU на уровне $19,4, в Восточной Европе достаточно неплохим может считаться результат в $17 в месяц. Самый небольшой доход у сотовых операторов, как этого и следовало ожидать, в Китае $14,8 у China Mobile. В то же время в Японии средний ARPU составляет $60, а у NTT DoCoMo он доходит до $68,16.
Одной из самых заметных, и одновременно печальных для операторов тенденций, можно считать постоянной и неуклонное падение среднемесячной продолжительности голосового трафика у российских абонентов. Особенно молодежь, по словам Афанасьева, активно переходит на неголосовые услуги связи. В связи с этим операторы вынуждены делегировать часть своих функций отдельным компаниям так называемым
Всеобщую тенденцию к снижению доли голосовых услуг подтвердила и компания Json & Partners. Согласно данным этой аналитической компании, в Японии около 80% сотовых телефонов имеют постоянный мобильный доступ в интернет, тогда как в Европе около 10%, а в России таких абонентов менее 1%. Так что перспективы развития дополнительных услуг в этой области есть очевидные. По данным Json & Partners в России ARPU сотовых операторов в 2003 году может снизиться до $16, однако, при активном вводе дополнительных услуг, он может вырасти к 2005 году до $25.
О своих решениях для сотовой связи CNews.ru рассказали представители компании «Беркут», демонстрировавшие на выставке свои последние разработки.
Во время работы конференции и выставки Wireless Russia 2003, на стенде «Орга Зеленоград» было проведено несколько демонстраций новейшей системы JUST, и все они неизменно вызывали интерес у операторов связи из многих регионов России. Это решение ориентированно в первую очередь на операторов, стремящихся зарабатывать деньги не только предоставлением услуг мобильной связи, но и желающих расширить спектр услуг для своих абонентов. Согласно последним исследованиям, около 10% абонентов используют 10% сервисов, предлагаемых оператором. Остальные же 90% абонентов считают использование дополнительных услуг слишком сложным для освоения. В то же время, при правильной организации действий оператора, дополнительные услуги уже сейчас могут приносить до 20% дохода с одного абонента. Эта цифра является европейским средним показателем, тогда как в таких странах, как Япония, она значительно выше. Одной из важнейших задач, стоящих перед оператором является необходимость упростить пользование услугой до минимума, сделать так, что бы абонент мог ею воспользоваться быстро и немедленно получить желаемое. JUST позволяет оператору быстро и без серьезных затрат внедрять новые сервисы, следя за конъюнктурой, и получать заметный эффект от дополнительных услуг. Технология JUST базируется на возможностях самого дешевого вида транспорта в JUST браузер, находящийся на сотовом телефоне, обеспечивает удобную навигацию по меню и осуществляет по единой схеме доступ как к возможностям JUST технология, созданная компаниями «Беркут» и «Орга Зеленоград» позволяет принципиально увеличить скорость получения абонентом услуги, за счет быстрой загрузки данных в меню, обеспеченной использованием Для оператора, решившего использовать технологию JUST в своей деятельности, возникает ряд заметных преимуществ, по сравнению с традиционными сервисами. Дешевый транспорт USSD заметно выигрывает борьбу с SMS при использовании Помимо этого, для всех абонентов, практически вне зависимости от абонентского терминала, будет существовать единый вид меню, не меняющийся при переходе абонента на другой аппарат. В планах развития технологии JUST использование Таким образом, JUST в будущем позволит еще более сократить время передачи и заметно увеличить объемы передаваемой информации, создавая возможности реализации location based услуг. Первое упоминание о новой разработке состоялось на прошедшей выставке «СвязьЭкспокомм 2003». На стендах компаний «Беркут» и «Орга Зеленоград» проходили демонстрации первых разработок в области JUST, а к настоящему моменту уже стартовало первое внедрение на сети одного из региональных операторов связи. |
|
По мнению президента «Ассоциации 800» и главы представительства
Оживление на форуме вызвало выступление руководителя департамента
|
В выставке, проходившей параллельно с конференцией, приняли участие такие компании, как
На выставке присутствовали и два поставщика решений на основе
Источник: собственная информация CNews.ru.
Денис Борушевский / CNews.ru
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a587