Автоматизация торговых сетей на российском рынке
В 2002 году объем российского рынка автоматизации сетевой торговли, по оценкам РБК, составил около $30 млн. Этот показатель существенно ниже, чем в аналогичных сегментах западных стран, как и показатель средних затрат российских торговых сетей на ИТ, примерно 1,5% от оборота. Тем не менее, автоматизация торговли расценивается как наиболее актуальная задача, решение которой позволяет оптимизировать работу торговых сетей и минимизировать возможные материальные и временные расходы торговых компаний.
Цели проектов по автоматизации торговых сетей:
- повышение управляемости,
- оптимизация работы склада,
- оптимизация поставок,
- увеличение объема продаж,
- увеличение оборота,
- минимизация злоупотреблений со стороны персонала,
- снижение расходов,
- улучшение маркетинговой политики,
- ускорение процессов обслуживания покупателей.
Рынок автоматизации российских розничных торговых сетей начинает формироваться одновременно с появлением в России первых супермаркетов в середине
Специалисты отмечают, что системы, в
Некоторое время на этом рынке существовала следующая схема работы: торговые компании заключали договоры с системными интеграторами, уже имевшими некоторые готовые продукты, а затем совместно «доводили» их до полного соответствия потребностям компании. Поскольку единой
Итоги 1998 г. показали, что преодолению кризисных явлений в значительной степени способствует ежедневный, постоянный и адекватный учет всех
До 1999 г. объем рынка автоматизации в торговле составлял менее $1 млн. Медленные темпы роста были обусловлены в первую очередь тем, что долгое время продавцы понимали под автоматизацией только набор бухгалтерских программ, программ по управлению персоналом и кассовых программ. Т.е. от проекта по автоматизации требовалось только создать адекватный учет товаропотоков и внедрить системы безопасности, которые должны контролировать как покупателей, так и персонал. Другие возможности систем, например, получение и обработка маркетинговых данных, не казались актуальными вплоть до уже упоминавшегося кризиса 1998 г.
С 1999 г. на отечественном рынке активизируется рост торговых сетей и, соответственно, расширяется данный сегмент клиентской базы системных интеграторов. Рост рынка обеспечивало и понимание игроками всех преимуществ комплексной автоматизации, в связи с чем выбору системы теперь уделялось намного больше внимания. Постепенно появляющиеся в регионах торговые сети также начинают внедрять современные системы автоматизации. Однако темпы внедрения подобных решений значительно уступают московским и петербургским. Во многом это связано с тем, что в регионах компании еще не готовы вкладывать крупные суммы в автоматизацию
Критерий выбора системы автоматизации:
- стоимость,
- соответствие ПО особенностям сети,
- известность ПО,
- рекомендации системного интегратора,
- согласование с предыдущей системой ПО.
Критерии выбора системного интегратора:
- стоимость услуг,
- известность,
- наличие у системного интегратора необходимого ПО и оборудования,
- наличие «истории» успешных проектов с данным интегратором.
К 2002 г. в России было создано несколько программных продуктов, получивших наибольшее распространение в торговом секторе, в частности, «Супермаг 2000» («Сервис Плюс»), IBS Trade и IBS Trade House (IBS), «Торговый Дом» и «Торговая Сеть» («Астор ВЦ»), «Домино»
Из западных продуктов наиболее популярными на отечественном рынке стали турецкая OBASE (OBASE) и система GESTORI (компании FIT). Последняя система большей частью была создана в России, но основана на западных стандартах. С конца 2001 г. в российской торговле начали активно внедряться системы
Системы автоматизации, внедренные в настоящий момент в крупнейших торговых сетях
Название торговой сети | Внедренная система | Компания |
«Авоська» (Москва) | GESTORY | FIT |
АБК (Москва) | GESTORY | FIT |
«Авоська» (Москва) | GESTORY | FIT |
«Бехетле» (Казань) | «Астор: Торговая Сеть 5.0» | «Астор ВЦ» |
«Дикси» (Петербург) | Navision Axapta | Columbus IT partner |
«Копейка» (Москва) | GESTORI, постепенно внедряется SAP R3 |
FIT KPMG |
Кора (Кемерово) | «Астор: Торговый дом» | «Астор ВЦ» |
«Магнит» (Краснодар) | Собственная система | |
Navision Axapta | ||
«Перекресток», дистрибьюторский центр (Москва) | Navision Axapta | Columbus IT partner |
«Петровский» (Москва) | «Супермаг 2000» | «Сервис Плюс» |
«Пятерочка» (Петербург) | «Пятерочка+» | |
«Рамстор» (Москва) | OBASE | OBASE |
Три Толстяка (Хабаровск) | «Астор: Торговый дом» | «Астор ВЦ» |
ТД Народный |
«Астор: Торговая Сеть 5.0» | «Астор ВЦ» |
Marktkauf | OBASE | OBASE |
Spar (Москва) | GESTORI | FIT |
Spar (Н.Новгород) | IBS Trade House | IBS |
Источник: данные компаний, оценка РБК
Внедрение систем класса ERP стало показателем того, что российская торговля переходит на принципиально новый уровень к западным стандартам ведения бизнеса. Следует, правда, отметить, что внедрение подобной системы, скорее всего, означает то, что торговая сеть готовится к продаже крупному инвестору, который уже работает по западным стандартам. Тем не менее, существуют торговые сети, которые внедряют ERP изначально, с момента своего создания, например, супермаркеты «О’Кей»
Развитие систем класса ERP в торговле, безусловно, будет способствовать увеличению объема рынка автоматизации. С другой стороны, дороговизна этих решений до сих пор была фактором, тормозящим его развитие. Скорее всего, внедрение ERP активируется в тех торговых компаниях, чей оборот больше не смогут обслуживать старые системы, и которые планируют привлекать иностранные инвестиции. А по оценкам экспертов, в последующие годы доля таких компаний будет возрастать.
Рост рынка автоматизации торговых сетей по продаже продуктов питания в России, млн. $
Источник: оценка РБК
Специалисты прогнозируют, что активный рост торговых сетей, начавшийся в 2001 году, обусловит в дальнейшем и пропорциональный рост рынка автоматизации.
Немаловажным фактором влияния станет приход на отечественный рынок иностранных торговых сетей. Иностранные компании, открывающие свои магазины в России, как правило, работают с собственными системами, и российские интеграторы в данном случае имеют мало конкурентных преимуществ.
Эксперты утверждают, что в ближайшие годы этот сектор будет отличать существенный рост, а в силу перспективности рынка будут появляться новые компании и решения. Однако появление новых систем будет ограничено относительной закрытостью рынка. Новым игрокам придется завоевывать доверие консервативно настроенных представителей торговли, а также преодолевать сопротивление уже существующих конкурентов.
Мария Попова / CNews.ru
Подробное описание актуального состояния рынка автоматизации продовольственных супермаркетов в России приводится в аналитическом исследовании РБК «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России». Эксперты анализируют основные тенденции, характерные для данной отрасли, рассматривают перспективы развития сетей супермаркетов в России.
На 130 страницах отчета приводятся данные по объему рынка ИТ в торговле и его структуре (включая основных игроков и решения), а также профили основных системных интеграторов, описания базовых систем автоматизации и профили 39 торговых сетей.
Заказать исследование или получить более подробную информацию можно здесь.
Автоматизация розничных торговых сетей по продаже продуктов питания в России |
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a616