Статья

Автоматизация торговых сетей на российском рынке

Телеком Интернет Наука Бизнес Техника Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Веб-сервисы

В 2002 году объем российского рынка автоматизации сетевой торговли, по оценкам РБК, составил около $30 млн. Этот показатель существенно ниже, чем в аналогичных сегментах западных стран, как и показатель средних затрат российских торговых сетей на ИТ, — примерно 1,5% от оборота. Тем не менее, автоматизация торговли расценивается как наиболее актуальная задача, решение которой позволяет оптимизировать работу торговых сетей и минимизировать возможные материальные и временные расходы торговых компаний.

Долгое время основными задачами при автоматизации торговых сетей считались получение адекватных данных о работе компании и упорядочивание поставок. До сих пор повышение управляемости формулируется как одна из главных целей в проектах этого рода, однако все большее число крупных компаний начинают ориентироваться на улучшение маркетинговой политики и повышение качества обслуживания покупателей.

Цели проектов по автоматизации торговых сетей:

  • повышение управляемости,
  • оптимизация работы склада,
  • оптимизация поставок,
  • увеличение объема продаж,
  • увеличение оборота,
  • минимизация злоупотреблений со стороны персонала,
  • снижение расходов,
  • улучшение маркетинговой политики,
  • ускорение процессов обслуживания покупателей.

Рынок автоматизации российских розничных торговых сетей начинает формироваться одновременно с появлением в России первых супермаркетов — в середине 90-х гг. С самого начала перед торговыми компаниями, осознавшими необходимость перехода к автоматизированной схеме работы, было два пути: либо приобретать необходимое программное и аппаратное обеспечение у системных интеграторов, либо разрабатывать систему самостоятельно, силами штатных программистов. Внедрение иностранных решений долгое время считалось нецелесообразным, поскольку их стоимость существенно превышала финансовые возможности отечественных продавцов.

Специалисты отмечают, что системы, в 90-е гг. предлагаемые на рынке компаниями-разработчиками, мало чем отличались по своему функционалу от того, что могли разработать ИТ-подразделения самих торговых компаний. При этом преимущество самостоятельного создания системы было очевидно: полученный продукт был полностью оптимизирован под специфику торговой организации и обходился значительно дешевле. Однако, по мере расширения бизнеса, система, написанная под малое или среднее предприятие, переставала справляться с увеличивающимся информационным потоком. Приобретение готового решения у компании-разработчика, в свою очередь, гарантировало, что продукт уже прошел необходимое тестирование и не требует дополнительной доводки в процессе эксплуатации.

Некоторое время на этом рынке существовала следующая схема работы: торговые компании заключали договоры с системными интеграторами, уже имевшими некоторые готовые продукты, а затем совместно «доводили» их до полного соответствия потребностям компании. Поскольку единой бизнес-модели для торговых сетей на тот момент не существовало, каждая торговая компания на основе некоего готового решения фактически разрабатывала для себя новую торговую систему. Соответственно, система, разработанная для одной компании, не подходила для другой, хотя за счет подобных проектов рынок постепенно заполнялся разного рода специализированными продуктами.

Итоги 1998 г. показали, что преодолению кризисных явлений в значительной степени способствует ежедневный, постоянный и адекватный учет всех бизнес-процессов компании, что и обеспечивают современные системы автоматизации торговли. Тогда же выяснилось, что в более выигрышном положении оказались компании, организовывающие свой бизнес в соответствии с западными стандартами. Торговые сети, которые вышли на рынок после 1998 г., уже изначально были ориентированы на применение комплексных информационных систем. Некоторые торговые предприятия, тем не менее, продолжали самостоятельно разрабатывать собственные решения. В этом случае сети, как правило, организовывались крупными компаниями с уже сложившимися ИТ-подразделениями и необходимым ассортиментом внутренних разработок.

До 1999 г. объем рынка автоматизации в торговле составлял менее $1 млн. Медленные темпы роста были обусловлены в первую очередь тем, что долгое время продавцы понимали под автоматизацией только набор бухгалтерских программ, программ по управлению персоналом и кассовых программ. Т.е. от проекта по автоматизации требовалось только создать адекватный учет товаропотоков и внедрить системы безопасности, которые должны контролировать как покупателей, так и персонал. Другие возможности систем, например, получение и обработка маркетинговых данных, не казались актуальными вплоть до уже упоминавшегося кризиса 1998 г.

С 1999 г. на отечественном рынке активизируется рост торговых сетей и, соответственно, расширяется данный сегмент клиентской базы системных интеграторов. Рост рынка обеспечивало и понимание игроками всех преимуществ комплексной автоматизации, в связи с чем выбору системы теперь уделялось намного больше внимания. Постепенно появляющиеся в регионах торговые сети также начинают внедрять современные системы автоматизации. Однако темпы внедрения подобных решений значительно уступают московским и петербургским. Во многом это связано с тем, что в регионах компании еще не готовы вкладывать крупные суммы в автоматизацию бизнес-процессов.

Критерий выбора системы автоматизации:

  • стоимость,
  • соответствие ПО особенностям сети,
  • известность ПО,
  • рекомендации системного интегратора,
  • согласование с предыдущей системой ПО.

Критерии выбора системного интегратора:

  • стоимость услуг,
  • известность,
  • наличие у системного интегратора необходимого ПО и оборудования,
  • наличие «истории» успешных проектов с данным интегратором.

К 2002 г. в России было создано несколько программных продуктов, получивших наибольшее распространение в торговом секторе, в частности, «Супермаг 2000» («Сервис Плюс»), IBS Trade и IBS Trade House (IBS), «Торговый Дом» и «Торговая Сеть» («Астор ВЦ»), «Домино» Софт-Вест»).

Из западных продуктов наиболее популярными на отечественном рынке стали турецкая OBASE (OBASE) и система GESTORI (компании FIT). Последняя система большей частью была создана в России, но основана на западных стандартах. С конца 2001 г. в российской торговле начали активно внедряться системы ERP-класса — SAP R3 RETAIL и Navision AXAPTA RETAIL.

Системы автоматизации, внедренные в настоящий момент в крупнейших торговых сетях

Название торговой сети Внедренная система Компания
«Авоська» (Москва) GESTORY FIT
АБК (Москва) GESTORY FIT
«Авоська» (Москва) GESTORY FIT
«Бехетле» (Казань) «Астор: Торговая Сеть 5.0» «Астор ВЦ»
«Дикси» (Петербург) Navision Axapta «Кристалл-Сервис»
Columbus IT partner
«Копейка» (Москва) GESTORI,
постепенно внедряется SAP R3
FIT
KPMG
Кора (Кемерово) «Астор: Торговый дом» «Астор ВЦ»
«Магнит» (Краснодар) Собственная система ИТ-отдел компании
«О-кей» (Петербург) Navision Axapta «Кристалл-Сервис»
«Перекресток», дистрибьюторский центр (Москва) Navision Axapta Columbus IT partner
«Петровский» (Москва) «Супермаг 2000» «Сервис Плюс»
«Пятерочка» (Петербург) «Пятерочка+» ИТ-отдел компании
«Рамстор» (Москва) OBASE OBASE
Три Толстяка (Хабаровск) «Астор: Торговый дом» «Астор ВЦ»
ТД Народный (Н-Новгород) «Астор: Торговая Сеть 5.0» «Астор ВЦ»
 
Marktkauf OBASE OBASE
Spar (Москва) GESTORI FIT
Spar (Н.Новгород) IBS Trade House IBS

Источник: данные компаний, оценка РБК

Внедрение систем класса ERP стало показателем того, что российская торговля переходит на принципиально новый уровень — к западным стандартам ведения бизнеса. Следует, правда, отметить, что внедрение подобной системы, скорее всего, означает то, что торговая сеть готовится к продаже крупному инвестору, который уже работает по западным стандартам. Тем не менее, существуют торговые сети, которые внедряют ERP изначально, с момента своего создания, — например, супермаркеты «О’Кей» (Санкт-Петербург).

Развитие систем класса ERP в торговле, безусловно, будет способствовать увеличению объема рынка автоматизации. С другой стороны, дороговизна этих решений до сих пор была фактором, тормозящим его развитие. Скорее всего, внедрение ERP активируется в тех торговых компаниях, чей оборот больше не смогут обслуживать старые системы, и которые планируют привлекать иностранные инвестиции. А по оценкам экспертов, в последующие годы доля таких компаний будет возрастать.

Рост рынка автоматизации торговых сетей по продаже продуктов питания в России, млн. $

Рост рынка автоматизации торговых сетей по продаже продуктов питания в России, млн. $

Источник: оценка РБК

Специалисты прогнозируют, что активный рост торговых сетей, начавшийся в 2001 году, обусловит в дальнейшем и пропорциональный рост рынка автоматизации. Во-первых, при расширении существующих торговых сетей будут автоматизированы новые открываемые магазины и распределительные центры. Проекты по их автоматизации, вероятнее всего, будет осуществлять тот же системный интегратор, который изначально поставлял программно-аппаратное обеспечение сети-заказчику.

Во-вторых, немалую долю рынка составит автоматизация новых торговых сетей или сетей, которые до сих пор торгуют «через прилавок». Предполагается, что новые игроки рынка будут выбирать из уже функционирующих на рынке апробированных систем. Самыми перспективными для автоматизации «с нуля» будут региональные компании, так как торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга в целом уже автоматизированы.

В-третьих, в уже автоматизированные торговые сети будут устанавливаться более совершенные системы. Смена системы может быть вызвана несколькими причинами. Чаще всего новая система устанавливается вместо прежних самостоятельно разработанных решений, которые уже не могут адекватно обеспечивать работу торгового предприятия в случае его роста. Внедрение новой системы, как правило, бывает чревато необходимостью изменять некоторые бизнес-процессы. Поэтому торговые компании достаточно долго пытаются совершенствовать уже установленные системы и как можно позже переходят к новым продуктам. Кроме того, причиной смены системы может оказаться рост торгового предприятия и усложнение задач, которые система должна решать.

Немаловажным фактором влияния станет приход на отечественный рынок иностранных торговых сетей. Иностранные компании, открывающие свои магазины в России, как правило, работают с собственными системами, и российские интеграторы в данном случае имеют мало конкурентных преимуществ.

Эксперты утверждают, что в ближайшие годы этот сектор будет отличать существенный рост, а в силу перспективности рынка будут появляться новые компании и решения. Однако появление новых систем будет ограничено относительной закрытостью рынка. Новым игрокам придется завоевывать доверие консервативно настроенных представителей торговли, а также преодолевать сопротивление уже существующих конкурентов.

Мария Попова / CNews.ru


Подробное описание актуального состояния рынка автоматизации продовольственных супермаркетов в России приводится в аналитическом исследовании РБК «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России». Эксперты анализируют основные тенденции, характерные для данной отрасли, рассматривают перспективы развития сетей супермаркетов в России.

На 130 страницах отчета приводятся данные по объему рынка ИТ в торговле и его структуре (включая основных игроков и решения), а также профили основных системных интеграторов, описания базовых систем автоматизации и профили 39 торговых сетей.

Заказать исследование или получить более подробную информацию можно здесь.

Автоматизация розничных торговых сетей по продаже продуктов питания в России  Автоматизация розничных торговых сетей по продаже продуктов питания в России