Армен Джамгарян: Мы вовремя вышли на рынок
По оценкам Gartner, Россия занимает четвертое место в Европе по объемам поставок ноутбуков. Об особенностях и основных тенденциях отечественного рынка мобильных ПК в интервью CNews рассказывает Армен Джамгарян, генеральный директор компании iRU.
CNews: Какие тенденции, произошедшие на рынке ноутбуков в 2004, вы считаете ключевыми?
Армен Джамгарян: 2004 год был для российского рынка ноутбуков годом стремительного роста: общий объем его в штучном выражении рынка составил около 550-600 тыс. устройств . Рынок сместился в сторону потребительского сегмента, крупные иностранные ИТ-производители стали уделять пристальное внимание сектору ноутбуков, а доля мобильных решений возросла до 12% от общих продаж ПК. Компания iRU увеличила свою долю на рынке ноутбуков, и сегодня, по нашим данным, она составляет 15%. Одной из основных тенденций в прошедшем году стало снижение цен на ноутбуки, построенных на базе технологии Intel Centrino. Особенно заметно это стало во втором квартале 2004 года. Это и явилось основной причиной роста популярности таких ноутбуков среди российских покупателей.
CNews: Изменились ли за последний год предпочтения пользователей в плане выбора между отечественными и зарубежными ноутбуками? Какие факторы в большей степени здесь определяют выбор пользователей?
Армен Джамгарян: Три года назад, когда мы определяли, каким должен быть бренд iRU, мы анализировали и изучали рынок ноутбуков, на котором тогда работали как российские, так и зарубежные производители. Западные бренды были доступны далеко не всем покупателям в силу высокой ценовой политики, хотя за ними стояла высокая репутация торговой марки, уникальный дизайн и надежность. Но на рынке не было сбалансированного товарного предложения. Вот тогда и была определена основная стратегия развития бренда iRU: это должен был быть качественный, надежный и одновременно доступный ноутбук. Сегодня мы можем констатировать, что мы этого добились. Это произошло благодаря правильному позиционированию бренда, грамотной маркетинговой политике, высокому качеству ноутбуков и клиентоориентированной политике, проводимой компанией.
Преимущества российского производителя в том, что он находится ближе к конечному пользователю и может в сжатые сроки адекватно оценить изменения на рынке, изменения требований клиентов к продукту – а значит, более оперативно отреагировать. Приведу конкретный пример – по данным собственной аналитической службы iRU, 80% покупателей за последние полгода приобретали ноутбук как инструмент для работы, который, в первую очередь, должен справляться с офисными приложениями, обеспечивать длительное время автономной работы и иметь средства беспроводной передачи данных. Мы отреагировали на эту потребность клиентов в мае текущего года, выпустив сразу три модели тонких и легких ноутбуков: iRU Stilo 6054, iRU Stilo 6154 и iRU Stilo 3841. Это высокопроизводительные мобильные ПК с мощной видеосистемой и длительным временем автономной работы (до 5-6 часов).
Когда во втором квартале стала актуальна тема ноутбуков на базе процессоров с технологией Centrino, мы выпустили в серии экономичных ноутбуков Intro несколько высококачественных моделей в ценовом диапазоне 800-990$. Это модели iRU Intro 3114 и iRU Intro 3215. Как показали продажи, «доступная мобильность» пришлась по вкусу пользователям.
CNews: Недавно Intel объявила о выпуске нового мобильного процессора. Как вы оцениваете перспективы его продвижения на рынке? В чем вы видите основные технологические преимущества и недостатки новинки?
Армен Джамгарян: Прогресс не стоит на месте - появляются новые концепции, новые технологии. Новая платформа Sonoma, в первую очередь, закрепила выработанную концепцию Centrino: ноутбук должен быть мобильным и производительным. Sonoma стала логическим продолжением этой концепции, воплотив инновационные разработки последних лет. Популярность платформы Centrino, несомненно, породила революцию в мире ноутбуков – новая технология сломала привычные стереотипы, согласно которым потребитель гнался только за частотой процессора. Важным фактором мобильной системы явилась продолжительность автономной работы – 4-6 часов и более. Это стало возможно благодаря новой архитектуре процессора в частности и системы в целом. Немаловажным элементом стало развертывание беспроводных сетей связи – WiFi. Пользователям предлагалась уникальная возможность избавиться от стандартных средств коммуникаций (LAN, Modem), требующих привязки к определенному рабочему месту и работать там, где удобно.
Новое поколение технологии сохраняет и развивает все преимущества современного мобильного компьютера – высокую производительность, длительное время автономной работы и беспроводной доступ. Пользователь получил систему с новым мобильным процессором, поддерживающим системную шину частотой 533 МГц вместо «привычных» 400 МГц, что значительно увеличивает общую производительность; при этом энергопотребление практически не изменилось. Предоставляет следующее поколение Intel Centrino и принципиально новые возможности - новый графический интерфейс PCI Express, который обеспечивает в 4 раза большую пропускную способность графики, а также делает возможным использование мощных дискретных заменяемых видеокарт. Кроме того, ноутбуки станут более «мультимедийными» - предусмотрена возможность монтирования встроенных ТВ-тюнеров, а технология Intel High Definition Audio поддерживает Dolby Digital и обеспечивает высококачественное 7.1-канальное звучание с эффектом «звук вокруг».
CNews: Какие факторы сыграли определяющую роль в развитии вашей компании – инвестиции, партнерство, менеджмент или что-то иное?
Армен Джамгарян: В этом вопросе нельзя выделить одну ключевую составляющую – успех на рынке складывается из множества факторов. Во-первых, применительно к рынку ноутбуков, одним из важнейших моментов стал для нас своевременный запуск торговой марки iRU. Если бы мы начинали это сейчас - потребовалось на порядок больше ресурсов и времени, чтобы занять такую же долю на рынке. Во-вторых, для реализации нашего проекта мы сконцентрировали на нем множество ресурсов, и в первую очередь – сформировали сильную команду, благодаря профессионализму которой многие задачи были достигнуты в кратчайшие сроки.
В третьих, мы проводим яркую маркетинговую политику, и в этом вопросе нам серьезно помогли профессионалы из «BBDO Instinсt». В то же время наша компания строит дружелюбный по отношению к потребителю бренд. Наши рекламные кампании сделали торговую марку iRU одной из самой узнаваемых, и правильно спозиционировали марку. Поскольку рынок ноутбуков в России еще формируется – множество открытий нам пришлось совершать буквально «на ходу», но мы и сегодня находимся в процессе самосовершенствования, и останавливаться нам нельзя.
CNews: В прошлом году iRU объявила о расширении производства. Как продвигается развитие компании в этом направлении, каковы размеры инвестиций, которые потребуются для этого проекта?
Армен Джамгарян: Тщательно проанализировав ситуацию на рынке, мы сумели уловить основные тенденции на ближайшие годы. Было понятно, что рынок будет стремительно расти, а для того, чтобы держаться «на гребне волны», необходимо опережать развитие рынка. Инвестирование средств в создании нового мощного производства, способного удовлетворять потребности рынка было очевидной и объективной необходимостью. В ноябре 2004 года мы открыли новое производство ноутбуков, мощность которого может быть масштабируема. При его проектировании учитывался опыт не только российских, но и зарубежных производителей.
CNews: Какие новинки планирует выпустить компания в течение ближайшего года? В чем новые модели будут кардинально отличаться от своих предшественников?
Армен Джамгарян: Безусловно, главные отличия новых моделей продиктованы возникновением и распространением мобильных процессоров и технологий, способных удовлетворить практически любые требования пользователя. Нас ожидает значительное увеличение «мобильных» решений и сокращение моделей, выпускаемых на базе «настольных» процессоров. Мы планируем расширить серии Brava моделями, созданными на базе новой технологии. Это будут полнофункциональные ноутбуки категории «замена настольного ПК», оснащенные мощным дискретным видео и имеющие размер экрана до широкоформатного 17-дюймового. При этом ноутбуки, созданные на новом мобильном чипсете, будут отличаться большей надежностью работы и внушительным «запасом автономности».
Коснутся изменения и линейки ультрапортативных ноутбуков Novia: в ней появятся модели весом 1,6-1,8 кг с 13-дюймовым экраном. Такие решения еще не представлены на нашем рынке, но мы уже видим потребность покупателей в таких моделях, поэтому уверены в перспективности новых моделей. В серии экономичных ноутбуков Intro мы планируем придерживаться заявленной нами летом 2004 года политики доступной мобильности. Пользователь получит недорогое решение, созданное на основе мобильного процессора – а значит, сможет воспользоваться всеми преимуществами современных технологий.
CNews: Как вы оцениваете российскую ИТ-индустрию с точки зрения благоприятных возможностей для профессионального и «карьерного» роста?
Армен Джамгарян: IT-индустрия в России – область молодая и интересная. Специфика ее заключается в том, что здесь, как правило, работают очень талантливые и умные люди, обладающие высоким жизненным потенциалом и интеллектом. Несколько лет назад мы с вами были свидетелями появления профессионалов этой области. Специалисты рынка формируются, развиваются вместе с отраслью. Это, в свою очередь, дает им уникальную возможность самосовершенствоваться, оттачивать свое мастерство и пройти вместе со своей компанией весь пусть – от старта до самых высот.
CNews: Спасибо.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a1002