2G - в России, 3G – в Таджикистане, 4G – в Японии
Не так давно «Мегафон» запустил в Таджикистане первую в СНГ 3G сеть в стандарте UMTS. Столь смелый шаг неоднозначно расценивается аналитиками и другими игроками рынка. Вместе с тем, японский оператор NTT DoCoMo уже тестирует сеть четвертого поколения – 4G. К концу 2007 года предполагается завершить разработку промежуточной спецификации Super 3G. По мнению же экспертов и аналитиков, в России еще недостаточно раскрыт потенциал 2G, поэтому говорить о сетях следующего поколения преждевременно.
3G по-таджикски
В июне «Мегафон» развернул сеть третьего поколения сотовой связи в Таджикистане в стандарте UMTS. Стоит отметить, что в СНГ уже существует множество 3G-сетей, но в другом стандарте — CDMA2000. Первая подобная сеть в диапазоне 450 МГц была запущена в 2002 году в Санкт-Петербурге, а в диапазоне 800 Мгц — в 2003 году в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. Кроме того, CDMA сети в диапазоне 450 Мгц развернуты в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане, а в 800 Мгц — в Казахстане, Киргизстане, Узбекистане и на Украине. Таджикский запуск 3G в стандарте UMTS является первым в СНГ.
Развертывание новой сети осуществил местный оператор «ТТ-Мобайл», 75% акций которого принадлежит столичному оператору, а 25% - компании «Таджиктелеком». Сеть построена на оборудовании Huawei Technologies, на закупку которого до конца года будет затрачено $1,6 млн. Для работы с новыми сервисами пользователям предлагаются пять абонентских терминалов: по два от Huawei и Motorola и один от Nokia. Таким образом, в то время как в России до сих пор решают вопрос с выдачей лицензий, в Таджикистане обеспечена передача данных на скорости 384 Кб/с и реализованы сервисы, недоступные российским абонентам. Это видеозвонок, видеоконференцсвязь и многое другое.
Впрочем, вопрос о том, будет ли востребованы технологии 3G в Таджикистане остается полностью открытым. Среднеазиатское государство едва ли не самое слабое в СНГ по экономическому развитию. По оценкам аналитиков, проникновение сотовой связи в стране составляет немногим более 2,5%. Кроме того, как считают аналитики, запуск 3G оправдан в том случае, если доход с одного абонента (показатель ARPU) составляет не менее $30-45. Вместе с тем, ежемесячная плата за услуги 3G составит $84 без НДС. Позволить себе такие затраты на связь могут лишь очень немногие жители Таджикистана. Кроме того, в стране практически не развит рынок мобильного контента, без которого 3G окупить очень сложно. В этом контексте, развертывание сети 3G в Таджикистане с учетом необходимой поставки дорогостоящего оборудования смотрится более чем сомнительно.
Точки зрения
В силу вышесказанного, неудивительно, что аналитики и игроки рынка относятся с неким недоумением к инициативе «Мегафона». Вместе, с тем в пресс-службе компании отмечают, что Таджикистан выбран вовсе не в качестве полигона для обкатки новой технологии. «Мы рассматриваем 3G-сеть в Таджикистане как полноценный коммерческий проект, а не как некий полигон для тестирования услуг третьего поколения. У нас просто нет необходимости в этом, поскольку „МегаФон“ и так имеет опытные зоны 3G», - говорит пресс-секретарь «Мегафона» Марина Белашева. Но при этом она отмечает, что, «когда „МегаФон“ получит в России 3G-лицензию, то мы обязательно будем использовать бесценный опыт, полученный нами в Таджикистане».
Однако у конкурентов инициатива «МегаФона» вызывает недоумение. «Наша компания уже давно построила опытные зоны третьего поколения, и в принципе, технически мы можем запустить 3G, — говорит директор по связям с общественностью „Вымпелкома“ (торговая марка „Билайн“) Михаил Умаров. — Однако, по нашему мнению, нет нужды торопиться, ведь еще не раскрыт весь потенциал сетей второго поколения, и кроме того, сами абоненты еще не готовы пользоваться 3G-услугами». В МТС также солидарны во мнении с «Билайном». «Мы считаем, что новые услуги надо запускать там, где они пользуются спросом, — уверен руководитель службы общественных связей МТС Павел Нефедов. — Причем это не обязательно должна быть Москва или Санкт- Петербург: например, в прошлом году первым регионом, в котором мы запустили EDGE, стала Самара». Но Таджикистан, по словам Нефедова, «для внедрения современных услуг совершенно не подходит».
Впрочем, некоторые эксперты находят здравый смысл в действиях «Мегафона». «В этой стране сотовой связью пока пользуются только очень обеспеченные люди, которые в состоянии позволить себе оплачивать услуги третьего поколения. Помимо этого немаловажно, что для работы сети в Таджикистане достаточно небольшого покрытия и, следовательно, небольших капитальных затрат», – отмечает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. Но и здесь есть спорный момент. Безусловно, $2 млн. не очень большая сумма для такого, крупного игрока, как «Мегафон», тем не менее, сеть 3G запущена в стандарте UMTS, а он работает в диапазоне 2,1 ГГц, а это очень короткие волны, которые приводят к быстрому затуханию сигнала. Поэтому для обеспечения полного покрытия «Мегафону» необходимо установить довольно много базовых станций.
Российские барьеры
В то время как в Таджикистане осуществлен, пусть даже спорный запуск 3G, на пути развития сетей третьего поколения в России стоит немало проблем. Так одной из актуальнейших задач является поиск требуемого частотного ресурса, необходимого для коммерческой эксплуатации сетей 3G в стандарте UMTS. По данным "Ассоциации 3G" при существующей загруженности диапазона частот 2 ГГц на этапе внедрения сетей UMTS в России неизбежно возникнут проблемы электромагнитной совместимости с существующими радиорелейными станциями прямой видимости фиксированной службы военного и гражданского назначения, радиолокационными станциями, системами космической службы исследования Земли и другими радиоэлектронными средствами различного назначения. В «Ассоциации 3G» считают, что в этих условиях невозможно проводить экономически оправданную государственную политику по выдаче лицензий операторам сетей связи 3G и трудно рассчитывать на инвестиционную привлекательность российских проектов в этой сфере. Для освобождения широких полос диапазона 2ГГц от радиоэлектронных средств специального назначения требуются существенные вложения, вы, выделение которых из госбюджета в настоящее время не представляется возможным.
Кроме того, по мнению министра информационных технологий и связи Леонида Рейнмана, инвестиции в развитие в России мобильной связи третьего поколения преждевременны. «Министерство считает необходимым рекомендовать телекоммуникационным компаниям России сосредоточиться на развитии сетей второго поколения для большего проникновения сотовой связи в российские регионы», — подчеркнул министр. По словам г-на Реймана, у представителей власти и трех крупнейших операторов связи есть понимание того, что лицензирование услуг 3G следует начинать тогда, когда остановится приток абонентов и подключений на рынке связи действующего сейчас второго поколения. В противном случае, по мнению министра, дорогостоящие услуги связи третьего поколения в очередной раз будут предоставлены преимущественно населению Москвы, Санкт-Петербурга и мегаполисов России.
По оценке Мининформсвязи, сделанной осенью 2004 г., если рынки сотовой связи крупнейших городов России можно назвать насыщенными, то почти у 60% населения страны все еще нет сотовых телефонов, а в ряде труднодоступных районов сотовая связь вовсе отсутствует. Таким образом, возможности сетей второго поколения в России еще не исчерпаны, полагают в министерстве. Этим доводом правительство мотивирует свою позицию торможения процесса выдачи лицензий на 3G. В министерстве считают, что выдача лицензий на связь третьего поколения будет возможна после того, как уровень проникновения связи в России достигнет 40% против уровня в 30–34% в регионах и 85% в Москве.
В первой половине 2004 г. Леонид Рейман заявлял, что выдача лицензий на связь третьего поколения начнется в конце 2005 г., а не с начала текущего года, как планировалось прежде. При этом министр отметил, что перенос сроков не является задержкой в процессе лицензирования, но обусловлен только необходимостью развивать связь второго поколения в российских регионах. «Может быть, когда мы будем заниматься сотовой связью третьего поколения, появится больше трех национальных операторов. Та рыночная модель, которая сейчас действует (3 национальных оператора и в каждом регионе есть еще свои компании), представляется достаточно эффективной и устойчивой», — отметил министр.
Тем не менее, по оценкам экспертов, в России уже около 20% абонентов сотовой связи выражают желание пользоваться сетями третьего поколения. Вместе с тем, даже игроки рынка отмечают, что до сих пор недостаточно соответствующих абонентских терминалов и мобильных услуг, которые можно предложить потенциальным российским абонентам 3G. Аналитики также считают, что если сети 3G будут запущены в ближайшее время, то российский потребитель не сможет оценить всех преимуществ новой технологии.
Впрочем, несмотря на здравый смысл и некую паузу во внедрении 3G в России, другие страны СНГ не отстают от Таджикистана. Так, в июне «Укртелеком» подала заявку в национальную комиссию регулирования связи на получение лицензии на оказание услуг мобильной связи в стандарте UMTS.
4G начинается с Super 3G
В то же время Япония как всегда на шаг впереди планеты всей. Недавно крупнейший телеком-оператор NTT DoCoMo провел полевые испытания технологии мобильной телефонии четвертого поколения – 4G. В их рамках была получена скорость передачи данных 1 Гбит/c при условии нахождении абонентских устройств в радиусе до 400 м от базовой станции. К концу 2007 года предполагается завершить разработку промежуточной спецификации Super 3G, которая обеспечит скорость передачи данных к абоненту 100 Мбит/c, а в противоположном направлении — 50 Мбит/c. Впрочем, в NTT не спешат расставаться со своей успешно работающей 3G-сетью и планируют довести ее пропускную способность до 14Мбит/с. По сути, произойдет модернизация существующей WCDMA-сети. Уже в марте 2006 года NTT DoCoMo предложит услуги технологии HSDPA. Службы 4G по замыслу компании должны вступить в действие с 2010 года.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a1116