Статья

1С: курс на средний рынок

Интернет Наука Бизнес Техника Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

В июне этого года компания 1С провела очередной партнерский семинар, в котором приняли участие более 370 человек из 253 организаций. На семинаре прозвучало 90 докладов, из них 64 — от партнерских компаний.

Основная тема семинара этого года — представление на обсуждение партнеров новой платформы «1С:Предприятие 8.0», а также обсуждение основных итогов работы и стратегий развития бизнеса. Новая платформа, новый сегмент рынка, перспективы и необходимость оптимизации бизнеса партнеров, внедрение системы качества управления проектами и оказание консалтинговых услуг клиентам — вот малый список того, что предлагается реализовать на практике фирмам, работающим под единой маркой «1C:Франчайзинг».

Содержание:

  • Общая ситуация на рынке
  • Информатизация средних предприятий
  • Предложение 1С
  • 1С:Предприятие 8.0
  • Партнерская сеть 1С

    Общая ситуация на рынке

    2002 год был самым успешным в истории бизнеса компании, по словам директора Бориса Нуралиева: было продано более 7 миллионов копий программ, из них 180 тысяч программных продуктов делового назначения и 6,5 миллионов «домашних» программ», в том числе около 4 миллионов издания 1С. Тем не менее, несмотря не развитие экономики России, аналогии с 1998-м кризисным годом остаются. Этому есть несколько причин, среди которых — медленное развитие реально производящего сектора и остающаяся зависимость российской экономики в целом от мировых цен на сырье и энергоресурсы. Экономика России завязана на экспортные возможности, которые, в свою очередь, зависят от мировых цен на экспортируемое сырье.

    Борис Нуралиев 
    Борис Нуралиев
    Государство все более внимательно относится к перспективной отрасли информационных технологий, продолжают увеличиваться бюджеты, выделяемые на общегосударственные программы развития ИКТ, информатизацию образования. Но российским ИТ-компаниям еще предстоит побороться за поддержку государства. Все чаще происходят ситуации, когда явно заметно лоббирование иностранных поставщиков, обладающих значительными ресурсами для продвижения своих интересов.

    В этой ситуации г-н Нуралиев считает, что российская отрасль производства программных продуктов нуждается не в каких-то особых условиях (например, таможенных барьерах или налоговых льготах), а в том, чтобы государство хотя бы не ставило отечественных производителей и их продукцию в худшие условия по сравнению с зарубежными.

    Продажи коробочных продуктов по годам в у.е.

    Продажи коробочных продуктов по годам в у.е.

    Поскольку во многом бизнес компании связан с ситуацией в сфере бухгалтерского учета, то естественно, что переход на МСФО не может не быть прокомментирован. Мнение 1С в этой области следующее.

    Продажа коробочных продуктов по месяцам в у.e.

    Продажа коробочных продуктов по месяцам в у.e.

    Для России переход на международные стандарты финансовой отчетности — отчасти политическая задача (вступление в ВТО, интеграция с Европой и т.д.) При этом главный лозунг — привлечение зарубежных инвестиций. Но надо учесть, что инвестиции Запада в экономику Китая во много раз больше, чем в российскую, — при том, что в Китае в основном сохранилась советская (российская) система бухучета. Опыт других стран, развитых и успешно развивающихся, показывает, что приоритетной для правительства должна все же стать поддержка продажи за рубеж несырьевой продукции российских предприятий, а не продажа самих российских предприятий иностранному капиталу.

    Западная отчетность действительно удобна для менеджеров предприятий, однако ее практическое соответствие нуждам собственников, к сожалению, скорее не подтверждается благодаря начатой фирмой Enron серии скандалов.

    Следует понимать, что МСФО — свод достаточно общих правил, под которыми предполагается наличие соответствующих им национальных стандартов. В этом случае автоматизация новой системы учета вполне возможна, независимо от того, насколько бережно будут сохранены ранее накопленные традиции отечественного учета. На семинаре был рассмотрен опыт перехода на соответствующие МСФО стандарты учета в Казахстане и их реализация в казахстанской версии продуктов системы «1С:Предприятие».

    Информатизация средних предприятий

    Из-за кризиса на международном ИТ-рынке многие иностранные компании вынуждены идти в Россию, поскольку отечественный ИТ-рынок — один из немногих в мире, который показывает тенденцию роста. С другой стороны, учитывая, что крупные заказы уже давно поделены, основное «движение» будет идти в сторону среднего бизнеса. В крупном бизнесе, даже если еще не все сферы влияния поделены, то, по крайней мере, рынок очень насыщен и отечественными предложениями, и зарубежными. По мнению г-на Нуралиева, компания 1С постепенно будет продвигать и свои новые продукты — «1С:Предприятие 8.0», отраслевые решения, такие направления, как консалтинг, — будет выходить на рынок средних предприятий, сохраняя одновременно свои лидирующие позиции в объеме рынка малого бизнеса (широкого потребления).

    Все большее значение для руководителей предприятий и служб ИТ при выборе того или иного поставщика информационной системы имеют факторы ожидаемого повышения эффективности функционирования предприятия по результатам выбора, установки и эксплуатации информационной системы. С другой стороны, известно, что, внедряя локальный программный продукт для информатизации работы конкретного сотрудника или функциональной обязанности, показать эффективность работы программного продукта менее сложно, чем обосновать и просчитать эффективность работы комплексной информационной системы на предприятии.

    К сожалению, многие иностранные решения, а также международные стандарты в нашей стране становятся некой модой, не всегда подкрепленной реальной необходимостью. Полнофункциональные ERP-системы нужны не всем — для их реального запуска предприятию, как правило, необходимо затратить значительное время и ресурсы как на внедрение программ, так и на собственную организационную перестройку, иногда достаточно кардинальную. Растет понимание того, что нет смысла несколько лет строить «идеальную систему» — за это время могут претерпеть значительные изменения бизнес-схемы предприятия, смениться собственники и т.д.

    В то же время, если предприятие работает с иностранными партнерами, заказчиками или инвесторами, это может служить дополнительным фактором повышения вероятности использования иностранной системы информатизации.
    Следующий существенный фактор: учитывая специфику работы на массовом рынке малых и средних предприятий, все более острым становится вопрос наличия у компании развитой и «живой» партнерско-региональной сети. Обусловлено это тем, что автоматизировать малые и средние фирмы из «одной двери» нереально. Поэтому г-н Нуралиев прогнозирует борьбу за кадры внедренцев и консультантов, а также за партнерскую сеть.

    Подход, предлагаемый 1С, — обеспечить возможность как комплексной автоматизации, так и поэтапного построения информационной системы на единой платформе. Причем первые модули от 1С уже могут начинать работать после краткого периода установки и адаптации. С другой стороны, подход «легких», «быстрых» коробочных решений уже не всегда позволяет реализовывать новую стратегию компании. Теперь, если компания принимает решение развивать бизнес на автоматизации довольно крупных предприятий, нельзя не думать об управленческом консалтинге и, в какой-то мере, — реорганизации бизнес-процессов в компании заказчика. Коробочные решения позволяют решить проблему «как есть».

    По мнению 1С, у российских систем имеется ряд преимуществ перед иностранными:

    • отечественные разработчики лучше осведомлены об особенностях ведения бизнеса в России. В результате их системы автоматизации не только более полно учитывают сложности и внутренние противоречия российского законодательства, но и лучше удовлетворяют потребности заказчиков в плане соответствия реальной оргструктуре предприятий и применяемым бизнес-схемам;
    • российские разработчики систем автоматизации развиваются вместе с российским бизнесом и говорят с ним на одном языке. Потребитель может легче и быстрее донести до них вопросы, с которыми он сталкивается, и получить необходимое решение. Развитая и достаточно квалифицированная региональная партнерская сеть позволяет обеспечить оперативную поддержку систем на местах
    • Немаловажным является и психологический фактор — зачастую потребители эмоционально настроены работать исключительно с системами автоматизации российского производства.

    Предложение 1С

    По итогам реализаций, ожидавшийся сезонный зимний рост объема продаж продуктов 1С состоялся. По словам руководства компании, выход новой платформы 8.0 даст толчок развитию бизнеса компании в целом и освоению новых секторов рынка.

    Вкратце, если сравнивать новую платформу 1С с аналогичными зарубежными системами, то, по мнению разработчика, достичь необходимых результатов с помощью 1С гораздо дешевле и быстрее. Новая платформа компактна и более эффективна в определенном масштабе, а большие западные системы с большим функционалом — менее поворотливы. Да и подход к продаже и продвижению нового продукта 1С претерпевает изменение. Теперь в качестве конкурентного преимущества при сравнении ТСО будет выдвигаться не дешевизна человеко-часа внедренца. Многие специалисты по 1С уже сегодня ценятся не дешевле внедренцев западных систем, и можно ожидать, что по мере роста их опыта и востребованности повышение стоимости услуг станет достаточно массовым явлением. Более значимой может оказаться возможность эффективного внедрения с очень небольшими трудозатратами — что не только снижает расходы на запуск системы, но и позволяет через считанные дни или недели начать получать от нее реальную отдачу.

    Важной стратегической линией 1С признано направление на освоение рынка средних предприятий, для чего и создана новая версия платформы. В результате ситуация на рынке «делового» софта для указанного рынка будет в ближайшее время складываться таким образом, что конкуренция будет все более обостряться.

    Сбыт — май 2003

    Сбыт — май 2003

    1С:Предприятие 8.0

    Как уже отмечалось, основная тема кипрского семинара 1С — обсуждение партнерами бета-версии «1С:Предприятие 8.0». В июле должен закончиться этап бета-тестирования, и первые прикладные решения на новой платформе начнут выпускаться на рынок. Предыдущая версия платформы системы «1С:Предприятие 7.Х» поставлялась с 1996 года, наращивая возможности с выпуском очередных версий и новых компонент. На сегодняшний день на ее основе 1С выпускает массовым тиражом десятки прикладных решений (конфигураций). Наряду с этим, на рынке распространяется более 350 наименований отраслевых и специализированных решений, созданных партнерами и независимыми фирмами и сертифицированных на требования «1С:Совместимо».

    Кратко о внутренней реализации платформы «1С:Предприятие 8.0»
    • Написана на C/C++ (MS Visual C++)
    • Собственная компонентная архитектура
    • Сервер приложения на основе COM+
    • Около 2 000 000 строк кода
    • Тексты конфигураций в формате UNICODE
    • Создана и развивается исключительно программистами фирмы «1С», не зависит от сторонних разработчиков, заимствованных компонент и т.д.

    Решение о разработке принципиально новой платформы на новых принципах организации было принято после того, как стало ясно, что ресурс модификаций и развития 7-й версии будет исчерпан через несколько лет. Иначе говоря, 1С в целях развития бизнеса создала специализированный продукт для нового типа клиентов. В новой версии «Предприятия» было решено охватить большинство типичных направлений учета и управления, сделав ставку на возможность комплексной масштабируемой автоматизации. Платформа может быть в однопользовательском варианте для персонального использования или для совсем небольшой организации, существуют также и многопользовательская версия в файловом варианте, и клиент-серверная версия, которая обеспечивает эффективную работу и хранение информации при наличии десятков и сотен одновременно работающих пользователей.

    Сергей Нуралиев 
    Сергей Нуралиев
    Одним из наиболее существенных нововведений «1С:Предприятия 8.0», позволяющим существенно расширить границы масштабируемости прикладных решений, является реализация современной 3-уровневой архитектуры «клиент-сервер». Программа, работающая у пользователя, взаимодействует с сервером «1С:Предприятия» (сервером приложения), который при необходимости обращается к информационной базе, хранящейся в базе данных MS SQL Server. При этом физически сервер «1С:Предприятия» и MS SQL Server могут быть установлены как на одном компьютере, так и на разных, что позволяет администратору при необходимости распределять нагрузку между серверами. Наличие сервера «1С:Предприятия» (сервера приложения) позволяет сосредоточить на нем выполнение наиболее объемных операций обработки данных. Например, при выполнении даже весьма сложных запросов, клиентская часть программы, работающая у пользователя, будет получать только необходимую ей выборку, а вся промежуточная обработка будет выполняться на сервере. Другим важным аспектом использования трехуровневой архитектуры является удобство администрирования и упорядочивание доступа пользователей к информационной базе.

     Интерактивный ввод документов одним пользователем

    При разработке «1С:Предприятия 8.0» 1С считала своими основными задачами:

    • обеспечение высокой эффективности использования системы для широкого круга предприятий за счет расширения функциональности, повышения производительности и масштабируемости;
    • сохранение начального уровня массовых решений, начинающегося с самых маленьких предприятий и индивидуальных пользователей.

    Представленная на семинаре версия имеет уже законченный функционал.

    Среди реализованных возможностей:

    • работа с XML, который сейчас стал реальным стандартом представления данных в гетерогенных программных комплексах. Реализована встроенная поддержка XML (последовательное чтение и запись XML, преобразование XML с применением XSLT);
    • COM-соединение, являющееся интерфейсом взаимодействия с другими приложениями, осуществляющими доступ к объектам базы данных «1С:Предприятие». Основная особенность — система не должна быть замкнутой, но должна участвовать в обмене данными. Изначально система строилась с открытой бизнес-логикой, этот же принцип сохранен и в новой версии;
    • проработан механизм групповой разработки конфигураций с хранением истории. Теперь одновременно могут работать над созданием конфигурации до двадцати человек в групповой разработке. Реализован более тонкий и проработанный алгоритм решений коллизий при групповой работе;
    • реализованная защита модулей позволяет защищать паролем и не включать исходный код в поставку тиражного решения.

    Интерактивный ввод документов 

    Также подверглись развитию прикладные объекты: справочники, планы видов характеристик, регистры. Механизм табличных частей (вложенных таблиц) в новой версии доступен как для документов, так и для справочников, и не имеет ограничений по количеству табличных частей, подчиненных одному объекту. Это позволяет создавать документы весьма сложной структуры, необходимые, например, для всестороннего отражения в учете производственных операций.

    Получили дальнейшее развитие механизмы учета наличия и движения средств. Обеспечена большая независимость различных направлений учета, что, например, позволит лучше совмещать в одном прикладном решении задачи оперативного учета, финансового учета, планирования, бюджетирования и т. д. Переработка механизма оперативного учета позволяет обеспечить параллельность работы пользователей при отражении хозяйственных операций в реальном времени.

     Отчет по остаткам и движения регистра
    Развиты модели бухгалтерского учета — сервисные механизмы бухучета в 8.0 будут реализовываться средствами конфигурирования, в отличие от 7.7, где использовались средства платформы. В новой версии введено неограниченное количество ресурсов и измерений учета (как с поддержкой баланса, так и без его поддержки). Реализована возможность организации учета, поддерживающего проводки, включающие несколько дебетов и несколько кредитов. Эти и другие возможности версии 8.0 позволяют эффективно реализовать разнообразные способы учета, в том числе «западный» и управленческий, вести так называемый «трехвалютный» учет, параллельный учет нескольких количественных показателей и т.д. При этом в одном прикладном решении могут поддерживаться несколько параллельных систем бухгалтерского учета.

    Подверглись существенной модификации средства построения отчетов — сейчас это направление становится важным для маркетингового представления текущего состояния дел на предприятии. Произвольный порядок группировок, гибкие группировки по периодам, итоги по иерархии и другие новые возможности позволяют формировать отчеты практически любой сложности без кропотливого программирования.

    При этом, в отличие от классических генераторов отчетов, ориентированных на подготовку исключительно печатных форм, механизм отчетов «1С:Предприятия» формирует интерактивные документы, органично интегрированные в приложение, — пользователь может не только распечатать отчет, но и работать с ним практически так же, как с экранной формой, — изменять параметры отчета, перестраивать его и т.д. В число возможностей визуального представления отчетов, которые обеспечивает «1С:Предприятие 8.0» входят:

    • spreadsheet-дизайн;
    • линейные, иерархические и кросс-отчеты;
    • состав строк с различной шириной колонок;
    • поддержка группировки;
    • поддержка расшифровки отдельных элементов отчета (drill-down).

    Также для 8-й версии разработана абсолютно самостоятельная система элементов управления, независимая от решений операционной системы. Не только создан новый дизайн интерфейса, но и реализован целый ряд механизмов, обеспечивающих высокую эргономичность и эффективность работы пользователя. К ним, например, относится механизм управления окнами, предоставляющий возможность учесть в поведении каждого окна особенности его роли в работе системы. При этом пользователь может управлять размером и поведением отдельных окон, а формы максимально используют доступное пространство для отображения информации. Возможности форм, элементов управления и командного интерфейса в новой версии ориентированы на то, чтобы начинающий пользователь мог легко определить, как выполнить необходимые действия в конкретной ситуации, а опытный пользователь мог максимально эффективно использовать интерфейсные возможности системы. В командный интерфейс новой версии включена возможность динамического переключения состава главного меню и командных панелей, что позволяет обеспечить хорошую эргономику даже для таких прикладных решений, в которых количество функций исчисляется сотнями.

    На семинаре большое внимание уделялось обсуждению партнерами и разработчиками новой платформы такого аспекта, как «модульность» новой платформы, а именно — возможность разбиения сложной конфигурации на отдельные подсистемы и внедрение конфигурации у заказчика.

    Также может быть предоставлена возможность выбора подходящего модуля из взаимозаменяемых модулей, если они изолированы как отдельные подсистемы. В свою очередь, реализованная максимальная изоляция модулей позволит отключать конкретные модули. Однако многие партнеры отмечают взаимосвязь «сложный модуль — сложный функционал, а в результате — сложный процесс создания единого программного интерфейса, позволяющего управлять им в рамках общей конфигурации». Необходимые ресурсы на организацию такого модуля могут быть очень большими. Также есть опасность, что взаимозаменяемость нарушит целостность всей системы.

    С другой стороны, известно, что многие функции системы заказчик осваивает постепенно, по мере необходимости. Поэтому возможность использования модулей как отдельных программ очень важна.

    Касаясь вопросов продвижения новой системы, руководство 1С видит необходимость проработки модели лицензирования, возможно, будет принято решение отказаться от продажи отдельных компонентов, «поставка» будет единой, а стоимость будет меняться в зависимости от числа пользователей, функциональности прикладных решений, наличия клиент-серверного варианта и т д. Ниша ценообразования останется примерно та же, скидки партнерам — 50–55–60%.

    • Проблемы и следствия перехода с 7.7 на 8.0

    В связи с вводом в «эксплуатацию» новой платформы специалистам и пользователям придется обучиться новому языку программирования для платформы 8.0 и аспектам реализации новой объектной модели. В результате компаниям потребуется некоторое время для переучивания программистов. К тому же, пока еще нет «библиотеки решений» — разнообразных конфигураций для того, чтобы партнеры смогли обучиться друг у друга, как лучше реализовывать ту или иную задачу в новых условиях.

    Организация работ на 8.0 может привести к нехватке людских ресурсов у партнеров на уже идущих проектах. Поэтому, скорее всего, компании будут осваивать новую платформу этим летом, в так называемый «мертвый сезон» заказов. В связи с этим, в компаниях-внедренцах и разработчиках конфигураций придется мотивировать персонал по двум направлениям — изучать новую платформу и не дать почувствовать себя «обделенными» тем специалистам, которые останутся на поддержке старой версии. Следует добавить, что, по словам г-на Нуралиева, у партнеров нет проблем с заказами, рынок обеспечивает более чем достаточный спрос, но рост продаж сдерживается нехваткой профессиональных кадров.

    Важно, что одновременно с запуском новой платформы 1С не планирует сворачивать работу по продвижению 7.7, также не планируется закрытие продаж версии 6.0. Платформа 7.7 не будет сниматься с продажи, пока не станет ясно, что все потребности рынка удовлетворяет новая 8-я версия. Следует упомянуть, что 1С по-прежнему поддерживает учетные программы, выпускаемые с начала и середины 90-х годов, — «1С:Бухгалтерию 6.0», новые копии которой и сейчас продаются практически ежедневно, и даже «1С:Бухгалтерию для MS DOS».

    По мнению, г-на Нуралиева, бухгалтерия — это очень консервативная область, поэтому нужно внедрять новшества очень осторожно.

    Партнерская сеть 1С

    Рост числа партнеров фирмы «1С»

    Рост числа партнеров фирмы «1С»

    Дилерская сеть 1С объединяет более 3000 партнеров в 460 городах России, стран СНГ и Балтии — это самая разветвленная сбытовая сеть в компьютерном мире СНГ. 1С предлагает своим дилерам перечень продуктов, предоставляя скидки в сочетании с поддержкой: рекламой в прессе, системой электронного заказа и междугородной доставки, обучением и семинарами, методическими материалами.

    «1С:Франчайзинг»представляет собой сеть из более чем 2700 предприятий, сертифицированных 1С на оказание комплексных услуг по автоматизации учетной и офисной работы на базе продуктов 1С. Фирмы-франчайзи работают под единой маркой и гарантируют качество выполнения стандартного набора услуг: помощь в выборе программных средств, продажа программных продуктов ассортиментного минимума, доставка, установка, настройка, внедрение, послепродажное обслуживание, консультации и обучение пользователей. 1С разработала типовую систему качества франчайзи (ТСКФ), на основе которой партнеры-франчайзи занимаются построением системы качества менеджмента и проходят сертификацию по международным стандартам ISO 9001.

    Сеть авторизованных учебных центров 1С. Эта сеть в настоящее время насчитывает 1080 центров почти в 250 городах России и ближнего зарубежья. АУЦ используют разные формы обучения: очная, очно-заочная, дистанционная, корреспондентская. Обучение идет по всем компонентам «1С:Предприятия».

    Как и ранее, вопрос партнерской сети для 1С — один из приоритетных. На данный момент сеть партнеров («1С:Франчайзинг»), является уникальной системой по масштабу и структуре на рынке «делового» софта. Как минимум, партнеры внедряют (а многие и самостоятельно разрабатывают) прикладные решения (конфигурации), а 1С гарантирует работоспособность базовой платформы. Несомненно, наличие партнерской региональной сети компании — ощутимое конкурентное преимущество 1С в разработке, отладке и контроле качества, продвижении программных продуктов. Большое внимание при разработке новых решений 1С уделяется критическим замечаниям и мнению партнеров. Этот канал обратной связи особенно важен для бизнеса 1С. В течение десяти месяцев, с августа 2002 года, партнеры имели возможность изучить ознакомительную версию 8.0, а c 17 марта 2003 года — бета-версию. Кроме того, имея в распоряжении сеть из более чем 3000 партнеров, компания имеет возможность развивать несколько смежных направлений

    Существуют и свои особенности работы с сетью партнеров — необходимо не только контролировать ценовые предложения партнеров, не допуская ценового демпинга и разногласий между компаниями-партнерами 1С, но также вести мониторинг услуг, оказываемых партнерами, чтобы у них не появлялись предложения конкурирующих по отношению к 1С решений.

    Многие партнеры отмечают скачок экономического развития России на основе роста своего объема продаж, количества персонала и оборота. Для компании такое положение дел всегда хорошо, она к этому стремится, но во многих компаниях эта ситуация влечет потерю управляемости бизнеса. К тому же, характерная черта партнерской сети 1С — то, что большая часть руководящих сотрудников фирм «1С:Франчайзинг» вышла из т.н. «технарей». Бизнес по внедрению решений 1С на массовом рынке некоторое время назад был довольно спокойным, не требовалось существенных вложений в системы менеджмента качества управления процессами фирмы, а для работы с заказчиками не требовалось управленческое образование.

    Продавая управленческие решения, компании вынуждены общаться с заказчиком не через бухгалтера, а проводя переговоры с представителями менеджмента компании. Все чаще управленческий состав компании принимает участие в выборе и покупке информационной системы, а это значит — нужны системы с низкими рисками при конкурентной цене.

    Ситуация меняется, и рынок уже требует, чтобы в компаниях был построен грамотный менеджмент. Поэтому сети компаний придется расти в профессиональном развитии, как в техническом, так и в управленческом, особенно в условиях, когда новым направлением признан рынок средних компаний.

     Рост числа фирм-разработчиков и количества продуктов, имеющих сертификат «1С:Совместимо»
    Рост числа фирм-разработчиков и количества продуктов, имеющих сертификат «1С:Совместимо»

    Также на семинаре звучали предложения от партнеров о создании альянсов среди компаний-партнеров 1С. Объединение усилий партнеров может повлечь концентрацию усилий и действий партнеров в условиях конкуренции, особенно эта потребность проявляется в работе с 8.0, поскольку конкуренция на новом рынке сбыта будет серьезная — ошибки разработчиков приложений и внедренцев новой версии не будут не замечены коллегами по «цеху».

    Важным является направление стратегических альянсов в разработке согласованных приложений на основе единых стандартов «сообщества» 1С в области «стыковки» решений. Планируются совместные внедрения на базе проработанных механизмов взаимодействия партнеров при обращении многопрофильных клиентов.

    Кроме того, на рынке идет процесс укрупнения заказов — происходит рост и укрупнение российского бизнеса, включая слияния, объединения и т.п. Рост знаний менеджмента российского предприятия влечет большие требования к качеству систем и квалификации персонала внедрения и консалтинга.

     

    Предполагается, что одним из новых перспективных направлений бизнеса компании 1С и ее партнеров станет предоставление консалтинговых услуг текущим и потенциальным заказчикам программных продуктов 1С. Объективно, по мнению руководства 1С, рынок для такого рода консалтинговых услуг есть. Малые и средние предприятия заинтересованы в определенном объеме грамотного и недорогого управленческого консультирования, не говоря уже о консультировании бухгалтерском.

    Партнеры 1С будут оказывать услуги бухгалтерского консалтинга, хотя аудиторское заключение компания выдавать не планирует.

    На первом этапе развития этого проекта ставится задача обучить партнеров 1С оптимизировать собственный бизнес, предоставлять консультационные услуги, которые уже востребованы растущим бизнесом России.

    Рынок консалтинга, на который 1С ориентирует своих партнеров, довольно сложен, имеет свои ассоциации, свои кодексы этики, поэтому компании придется завоевывать доверие на рынке консультирования. Ведь услуги консалтинга можно купить, но не всегда можно оценить качество.

    Хотя нельзя сказать, что это будет независимый консалтинг, потому что предполагается предоставлять эту услугу «в одном флаконе» вместе с услугами информатизации на основе решений 1С.

    Скорее, первая и главная цель — как минимум, внедрить систему менеджмента качества, включающего систему контроля результата и систему контроля процессов, развить управленческие навыки, повысить образовательный и практический уровень специалистов-консультантов. Особое внимание компании планируют уделять качеству взаимоотношений с клиентами. Бизнес в стране постепенно растет, и растут потребности и возможности компаний-заказчиков продуктов 1С. В результате, задача компаний — расти не только вместе с бизнесом, но и быстрее него.

    Если разбить рынок на малый, средний и крупный, то, как уже было сказано, малый бизнес на данный момент не в состоянии оплачивать услуги традиционного консалтинга. Подчас малым предприятиям вполне достаточно стройной структуры, системы, которую предлагает та или иная тиражируемая система автоматизации.

    1С не структурирует бизнес клиента, но создает конфигурации — приложения под потребности клиента. С другой стороны, некая критическая масса хороших коробочных решений типа «делай только так» позволяет настроить массе предприятий часть бизнес-процессов, как минимум, так, как этого требует положительный пример, формализованный в коробочном решении.

    Без консалтинговых услуг продавать управленческие решения невозможно. Продавая такие комплексные услуги, специалисты компании должны иметь системный подход, имеет значение и так называемый «мягкий фактор», коммуникативный фактор, когда предприятие-заказчик понимается как единый организм.

    По результатам работы семинара можно отметить, что 1С стоит на старте нового направления бизнеса. Выпуская финальную версию платформы 8.0 и типовые прикладные решения, компания планирует вести три основных процесса — поддержание и оптимизацию существующего бизнеса, улучшение менеджмента качества компаний-партнеров и выход на новый рынок — рынок средних предприятий.